erid:
Роман Гусев был фанатом «Спартака», но разочаровался в футболе.
ЦСКА остаётся самым титулованным клубом континента – армейцы выигрывали Кубок европейских чемпионов 13 раз и почти полвека доминировали в отечественном волейболе. Но в 2000 году столичный клуб покинул российскую суперлигу, а в 2009 году из-за финансовых проблем прекратил существование.
Вывести из забвения ЦСКА решился 58-летний бизнесмен из Раменского Роман Гусев. Он – генеральный директор многопрофильной клиники «Медина», а также руководитель и учредитель ещё нескольких компаний в области медицины.
Большой поклонник волейбола Гусев начинал с поддержки детских и ветеранских турниров, а затем создал полупрофессиональную команду «Медина-Атлетик», игравшую и в первой лиге чемпионата России, и в любительских турнирах. Теперь Гусев пришёл в большой волейбол. Возрождённый его усилиями ЦСКА, но уже с подмосковной пропиской, в октябре стартует в высшей лиге А.
А свои первые за долгие годы официальные матчи армейцы провели в Кубке Буробина – малом Кубке России для команд высшей лиги А. Они зарубились с «Университетом» из Барнаула (2:3) и петербургским «Автомобилистом» (2:3), проиграли пермской «Каме» (0:3) и заняли последнее место в группе.
В интервью «БО Спорт» председатель правления волейбольного ЦСКА Роман Гусев рассказал, как удалось получить столь известный бренд, каковы стратегические цели клуба и сколько денег он тратит на проект.
«БРЕНД ЦСКА В БУДУЩЕМ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ СО СПОНСОРАМИ»
– Роман Вячеславович, почему вы решили взяться за возрождение ЦСКА?
– Я убеждён, что хоккей и волейбол – два культовых вида спорта для нашей страны, они у нас в крови. И ЦСКА в них всегда был на первых ролях. Мне кажется, исчезновение такого великого клуба из волейбола стало большим недоразумением. Я понимал, что даже если за возрождение возьмутся какие-то известные в прошлом волейболисты, им может не хватить возможностей или менеджерского опыта. Всё-таки речь идёт о создании с нуля серьёзной структуры. Решил, что мне это по силам.
Кроме того, я очень люблю волейбол. А заниматься любимым делом – это счастье. Друзья меня часто спрашивают: «А когда это окупится?». Надеюсь такой момент настанет. Но я уже сказал своим соратникам, что клуб как финансовый источник меня не интересует. Когда у нас появятся спонсоры, возьму небольшую зарплату и буду отдавать её на благотворительность. Моя цель – поднять клуб и помочь российскому волейболу.
– То есть, оставить наследие?
– Да. Знаете, как в песне ДДТ – «Это всё, что останется после меня…».
– Как вам удалось получить такой известный бренд как ЦСКА?
– Я занимался этим вопросом с 2018 года. К счастью, нашлись люди, которые поддержали. Прежде всего, генерал армии Владимир Юрьевич Бакин, бывший командующий Московским военным округом. Он общался с высшим руководством, убедил в необходимости возрождения клуба. Сейчас он президент волейбольного ЦСКА. Большую помощь оказал статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ Николай Александрович Панков, который возглавляет наблюдательный совет спортивного общества ЦСКА.
– Вы в детстве болели за ЦСКА?
– За «Спартак»! Безумно любил футбол, мог смотреть его круглосуточно, но когда Романцев буквально продал тот великий «Спартак», для меня футбол закончился. Сейчас даже чемпионаты мира не смотрю. Разочаровался. И вся любовь окончательно перешла к волейболу. Могу смотреть его нон-стоп – неважно, кто играет. Это как наркотик. Да и сам готов играть без остановки. «Спартака» в волейболе нет, зато теперь снова есть ЦСКА.
– Кто спонсирует клуб?
– Пока только я. Структура клуба только начинает работать. Сейчас ходить и просить у кого-то денег – неправильно. Помните, как у Булгакова: «Никогда и ничего не просите! И в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». Сначала нужно создать продукт, который будет интересен другим спонсорам. Конечно, бренд ЦСКА в будущем должен помочь, но всем интересно вкладывать в победителей. Сначала мы должны показать достойный результат.
«ХОРОШИЙ ПРОДУКТ БЫСТРО НЕ ДЕЛАЕТСЯ»
– Какая задача-минимум на дебютный сезон?
– Попасть в четвёрку в своей группе и выйти в финальный этап.
– Когда по вашему стратегическому плану ЦСКА должен оказаться в суперлиге.
– На третий год. Хороший продукт быстро не делается, даже если ты в него вкладываешь большие деньги. Актуальный пример – петербургский «Зенит». У клуба огромный бюджет и топовые игроки, но он до сих не может ничего выиграть.
– «Зенит» сразу получил место в суперлиге. У вас такого желания не было?
– Мы планировали начать с высшей лиги Б, но федерация предоставила wild card в высшую лигу А, за что мы благодарны. Мы не просим никаких преференций. По сути, мы пока никто. У нас есть четыре буквы, которые дисциплинируют и обязывают выглядеть достойно. Но любой результат нужно выстрадать. В этом и заключается радость жизни – придти к успеху сквозь кровь, слёзы и пот. Интересно же не когда получилось, а когда получается. То что легко даётся – неинтересно.
– Какой средний бюджет в высшей лиге А и какой у ЦСКА?
– 70 - 80 миллионов рублей считаются средненьким бюджетом. Это если работать с молодёжью, содержать детско-юношескую школу. А без этого для меня вообще нет смысла в клубе. Просто так собирать игроков и платить им деньги без какой-либо перспективы – довольно странно. У нас бюджет меньше 100 миллионов рублей. В суперлиге, насколько я знаю, минимум 200 миллионов. Но пока я единственный спонсор команды, плюс средства ушли на строительство спортивного комплекса.
– Тоже построили за свой счёт?
– Да, в Раменском. Он небольшой, с трибунами на 700 мест – называется СК «Раменское». Начнём играть там.
– Во сколько обошлось строительство арены?
– Порядка 100 миллионов рублей. Строили сами. Через подрядчиков получилось бы 200 - 250 миллионов.
– Где будет играть ЦСКА?
– Начнём на своей арене. Также в Раменском есть дворец спорта «Борисоглебское», вмещающий 2500 зрителей. В городе 120 тысяч жителей, вместе с районом – 200 тысяч. Рядом Жуковский (80 тысяч) и Бронницы (20 тысяч). Весь кластер – это где-то полмиллиона человек. Думаю, зрительский интерес будет.
В той же Италии где волейбольные клубы базируются? В небольших городах. Причём я был в Модене – на волейбол там просто так не попадёшь, у всех абонементы. А у нас это зрелище едва ли не бесплатное. Надо больше популяризировать волейбол. Красивейшая игра, в которой не сгоняешь 0:0. Сколько людей я за руку приводил на волейбол и почти всех он завораживал.
– Какой матч или событие вас затянуло в волейбол?
– Финал Олимпиады-1988 – самый крутой матч того времени. Хоть наша команда и проиграла, но очень достойному сопернику. Очень нравилось как играл Карч Кирай. Он до сих пор большой авторитет для меня.
«СЧИТАЮ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ТРЕНЕРА-ИНОСТРАНЦА В СБОРНОЙ»
– Какая концепция у ЦСКА?
– Я пообещал руководству спортивного общества, что мы будем делать всё, чтобы в ЦСКА была молодёжь и свои воспитанники. Мне не очень нравится, что огромные деньги тратят на легионеров. Также считаю неприемлемым, что у нас во главе сборной России иностранец. Неужели своих тренеров не хватает? Самое базовое, конечно, развитие детских школ. Мы в волейболе выиграли всё что можно, а культивируем футбол. Да на зарплату товарища Черчесова можно целую команду суперлиги содержать! В целом контракты в хоккее, футболе, баскетболе чрезмерно завышены, что не вызывает ничего кроме раздражения.
– В волейболе спонсоры пока не стоят в очереди. Сколько сможете содержать команду своими усилиями?
– Пока буду жив.
– Что будет с вашей любительской командой?
– Она останется, будет как фарм-клуб ЦСКА. Там молодые ребята будут набираться опыта.
– Ранее было сообщение, что «Медина-Атлетик» стала фарм-клубом «Ярославича».
– Да, мы и с Ярославлем продолжим сотрудничество. Всё дело в том, что основатель «Ярославича» и почетный президент клуба Сергей Константинович Шляпников – мой хороший друг. Он консультирует меня по волейбольным вопросам. Как и мой известный земляк, Валентин Васильевич Жуков.
– Вы – учредитель фонда имени Жукова. Чем он занимается?
– Полное название – фонд содействия развитию детского и ветеранского волейбола. Помогаем, чем можем, выделяем гранты на организацию турниров. С Валентином Васильевичем часто видимся, он для меня как отец – с ним можно посоветоваться и по волейбольным вопросам, и по жизненным. Он, кстати, проделывает очень большую работу в плане детского волейбола. Недавно в Анапе организовал ветеранский турнир на 154 команды. И это на 85-м году жизни!
– Почему вы пригласили на должность главного тренера ЦСКА далеко не самого известного специалиста Василия Фесикова?
– Мне очень понравилось, как он работал с командой Костромы. Буквально из ничего создал мощный коллектив в высшей лиге Б. Приглашать более именитого тренера пока не увидел смысла.
– Кто занимался набором первого состава команды?
– Это была коллективная работа. Взяли ребят из молодёжной лиги, а также несколько опытных волейболистов – Валентина Безрукова и Илью Пархомчука. Пока побед нет, но эта даже хорошо и полезно. Значит, нужно работать ещё усерднее.
– Вы владелец клуба, который даёт тренеру карт-бланш или принимает активное участие в жизни команды?
– Я постоянно общаюсь с тренером, мы можем что-то обсудить. Но навязывать своё мнение или приказывать, конечно, не буду. Я могу поинтересоваться мотивом того или иного решения и, если получаю объяснение, мне этого достаточно. Тренер ведь всегда может сказать: «Если ты такой умный, иди сам руководи командой». А это целая наука. Каждый должен заниматься своим делом. Моя задача – создать структуру, чтобы она работала, как хорошие часы. В том числе правильно подобрать тренера, штаб, игроков.
Состав ЦСКА на сезон 2020/21:
(в скобках клуб игрока в прошлом сезоне)
Связующие: Валентин Безруков («Самотлор»), Константин Коренев («Тархан»).
Диагональные: Дмитрий Мостов, Валерий Чегодаев («Динамо-ЛО-2»).
Блокирующие: Илья Пархомчук («Тюмень»), Владислав Гендлер («Кузбасс-2»), Олег Беседин («Университет»).
Доигровщики: Павел Страдомский («Звезда Югры»), Никита Зудин («Университет»), Семён Долгачев («Ярославич»), Николай Нерозник («Тамбов»)
Либеро: Василь Фазулов («Волжанин»), Илья Мурадов («Технолог-Белогорье»), Антон Чумаченко.