комментарии 20 в закладки

«В Германии и Бельгии пьют просто тоннами, им как-то не мешает». Пиво вернут на стадионы?

erid:

Рустам Минниханов просил об этом Путина ещё три года назад.

После длительных и бурных споров пиво, кажется, все-таки вернется на российские футбольные стадионы. Причем не только туда. Как выяснило РБК, правительство России поддерживает возобновление продажи алкогольного напитка на всех спортивных аренах и уже подготовило соответствующие поправки к многострадальному законопроекту о снятии запрета на продажу алкогольной продукции.

Документ в первом чтении приняли ещё в 2019 году, но с тех пор он не двигался. После того как свое добро дал кабмин, сомнений в принятии инициативы практически не остается.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДАЁТ ДОБРО

Законопроект о снятии запрета на продажу пива на стадионах действительно разработан, подтвердил РБК заместитель министра спорта РФ Азат Кадыров. «Мы считаем, что эти идеи заслуживают поддержки. В документе не конкретизируется вид спорта. Речь идет в целом о спорте и возможности торговли на спортивных объектах», – пояснил замминистра. По его словам, в минспорта надеются, что поправки примут в рамках осенней сессии Госдумы, а в следующем году они вступят в силу.

Перед отправкой в нижнюю палату парламента документ должен пройти профильную комиссию в конце августа. Затем после выборов в Госдуму документ отдадут на второе чтение. Что предлагает правительство? Ключевой момент – кабмин выступает за то, чтобы не распространять запрет продажи алкоголя на стадионах на розничную торговлю пивом и пивными напитками, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями. Исключением станут только детско-юношеские турниры – продавать пиво там по-прежнему будет запрещено.

Соревнования, на которых можно будет купить пиво, правительство хочет устанавливать самостоятельно, но по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями и лигами. Предполагается, что полученные от продажи алкоголя деньги спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги направят на проведение мероприятий по развитию профессионального спорта, спорта высших достижений. Не менее 20% от общего объема полученных средств будет «забирать» детско-юношеский спорт.

Как именно распределять деньги, будет решать минспорта РФ. В случае если общероссийская спортивная федерация или профессиональная спортивная лига не является владельцем или пользователем спортсооружения, на котором налажена торговля пивом, стороны должны заключить соглашение между собой.

ЗАПРЕТ ДЕЙСТВУЕТ УЖЕ 16 ЛЕТ

Продажа пива на стадионах во время футбольных матчей запрещена в России с 2005 года. Мораторий на запрет вводили на Кубке конфедераций в 2017-м, ЧМ-2018 и первенстве Европы – для того чтобы выполнить условия контрактов с ФИФА и УЕФА.

Законопроект о возобновлении продажи пенного прошел первое чтение еще в декабре 2019 года. Депутаты во время рассмотрения документа засомневались в условиях продажи пива в подтрибунных помещениях, но скрепя сердце одобрили инициативу. Ее автор, депутат от ЛДПР Игорь Лебедев тогда напомнил, что продажа пива на стадионах долгое время была разрешена. Пока в 2002 году проигрышный футбольный матч сборных России и Японии не привел к массовым беспорядкам болельщиков, которые и натолкнули законодателей на эмоциональное решение закрутить гайки. «Пиво и футбол исторически уживаются вместе довольно мирно и спокойно», – заметил депутат.

У истоков документа в некотором смысле стоял и президент РТ Рустам Минниханов, который после успешно проведенного мундиаля в июле 2018 года лично попросил Владимира Путина снять запрет. Тот даже удивился, почему такая просьба исходит именно от Татарстана. «Мне, конечно, стыдно говорить как мусульманину про пиво, но я забочусь о наших братьях, православных…» – объяснил Минниханов на встрече в Калининграде. В ответ Путин сказал: «Ну раз мусульмане просят, посмотрим». Интерес Татарстана в просьбе президента РТ оказался вполне очевиден: «Татспиртпром» как раз запустил новенький пивной завод в Чистополе, и такой канал сбыта был бы для него нелишним. А акцизы от производства пива, как известно, идут в региональный бюджет.  

Тем не менее тогда инициатива вызвала неоднозначную реакцию. В минздраве РФ не поддержали идею, назвав ее недостаточно обоснованной. В то же время минспорта начало прорабатывать предложение о снятии запрета. В поддержку продажи пива на стадионах позже выступил и президент РФС Александр Дюков. «Если бы разрешили пиво на стадионе, зрители бы приходили раньше, а не прямо к началу матчей», – говорил он.

Александр Дюков / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Неслучайной в этом контексте выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о том, что голландская пивоваренная компания Heineken может стать спонсором российской премьер-лиги (РПЛ), но только если закон о пиве будет принят. По данным РБК, стоимость контракта может составить немалые 2 млрд рублей. Еще одну внушительную цифру недавно привел председатель совета директоров «Спартака» и член исполкома РФС Леонид Федун. Он заявил, что из-за запрета на продажу пива московский клуб теряет за сезон около 1 млрд рублей и продажа пенного осталась последним резервом, который нужно «как можно быстрее использовать». 

В ФУТБОЛЬНЫХ КРУГАХ ЗНАЛИ О СИТУАЦИИ ЗИМОЙ

Заметим, что продажа пива разрешена на матчах хоккейного «Ак Барса» в «Татнефть Арене» – о проблемах с пьяными болельщиками до сих пор не сообщалось. Причем казанский клуб не исключение – купить алкоголь можно, например, на ледовых аренах в Петербурге, в Ярославле и Череповце.

О том, что пиво в скором времени появится на стадионах, в футбольных кругах говорили давно. Скорое принятие закона в России функционеры обсуждали ещё зимой, когда большинство клубов ведет переговоры с потенциальными спонсорами. Так, например, по данным «БИЗНЕС Online», челнинский КАМАЗ и «Татспиртпром» не смогли договориться о новом контракте по рекламе бренда «Белый Кремль». В «Татспиртпроме» решили сделать ставку на хоккей, где уже разрешена продажа пива. Челнинцы же ещё зимой прогнозировали принятие законопроекта в сентябре, поэтому руководители клуба не стали держаться за местного спонсора, ожидая новые предложения уже от более крупных федеральных брендов.

К слову, КАМАЗ – пока единственный татарстанский клуб, который активно ведет себя на пивном рынке при переговорах со спонсорами. Ранее, напомним, одним из спонсоров челнинцев был «Белый Медведь безалкогольное».

«КАК БЫ ЭТО НЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В КАКУЮ-ТО ПОПОЙКУ»

«Конечно, был какой-то момент, когда вся страна подсела на пиво, от мала до велика, но это и из-за агрессивной рекламы [было]. Сейчас такой агрессивной рекламы нет. Не понимаю, чем вызван такой запрет. Пивом только отдельные индивиды нажираются до состояния свиней», – отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» российский бизнесмен, бывший президент «Спартака» и «Химок» Андрей Червиченко. Он считает, что возврат пива вряд ли приведет к крупным инцидентам, зато «веселья добавит, настроения у людей – тоже». По словам спикера, неприятные моменты с перебравшими хмельного болельщиками исключить нельзя, но на этот случай есть полиция, другие силовые органы.  

По словам Червиченко, лишать клубы нового способа заработка неразумно. «В Германии, в той же Бельгии пьют просто тоннами, пиво им как-то не мешает. Если мы посмотрим на немецкий футбол и на наш, видимо, пиво не только вредно, но и полезно», – добавил собеседник. 

Андрей Червиченко / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Депутат Госдумы VII созыва Марат Бариев сомневается в том, что отмена запрета станет серьезной финансовой поддержкой для клубов. При этом в инициативе правительства парламентарий не видит ничего страшного. Проблема в другом – зачастую люди не знают меры. «Как бы это не превратилось просто в какую-то попойку, как, к сожалению, часто это бывало на футбольных стадионах, хоккейных аренах до запрета. Не только пивники, я знаю, что и ряд спортивных клубов за это выступает, спортивные федерации. Посмотрим, что из этого получится. Я бы такое решение не инициировал лично», – признался Бариев. 

«Продажи пива на спортивных мероприятиях разрешены в Европе – Чехии в первую очередь, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, – рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Татспиртпрома» Руслан Максудов. – Там динамично развивается и «сопутствующий» продуктовый рынок закусок к пиву, поддерживая тем самым малый и средний бизнес, фермеров, строго регламентированы правила, что часть дохода от продаж пива на стадионах направляется на развитие спорта, строительство новых стадионов или школ олимпийского резерва. Принятие закона будет способствовать и развитию рекламного рынка, в частности прямых трансляций матчей в телевизионном эфире, расширит аудиторию болельщиков, привлечет новых за счет спонсорства компаний при широком анонсировании спортивных событий». 

Однако о продаже пива на стадионах как о значимом канале продаж для пивной отрасли говорить еще рано, убежден Максудов. «Дождемся принятия закона. Для нас прежде всего это дополнительная площадка для продвижения брендов», – отметил собеседник издания.

Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз категорически против возврата пива. «Не зря отменили продажи, потому что был мордобой, хулиганства и прочее. Наши граждане за это время не изменились. Если сейчас рассказывают о чудесно проведенных чемпионатах мира и Европы, то нельзя их проецировать на всю Россию, там 10 крупнейших городов, стадионов и беспрецедентные меры безопасности. Представьте себе обычный районный городок, где на футбольный матч соберутся совсем другие люди», – предупреждает специалист.

«Если уж хочется продавать, пожалуйста, на соревнованиях по легкой атлетике, художественной гимнастике, спортивной гимнастике, лыжных гонках, фигурноого катания, то есть спокойные виды спорта, где нет противоборства двух групп болельщиков, которые готовы сожрать друг друга. Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол – категорически нельзя туда пиво», – настаивает Дробиз. Он уверен, что продажи пива на стадионах будут незначительными и «ничего серьезного для пивных компаний этот канал продаж не имеет».

Роман Колесников, Вероника Ваганова, Разим Сабиров, Алексей Лучников
Оценка текста
+
4
-