erid:
Интервью с олимпийским чемпионом.
36-летний центральный казанского «Зенита» Александр Волков впервые за долгие годы будет смотреть Олимпиаду по телевизору. В 2008-м он помог сборной России завоевать «бронзу» в Пекине, в 2012-м стал одним из триумфаторов Олимпиады Лондоне, а в 2016-м в Рио остановился в шаге от пьедестала.
ИСТОРИЯ ОДНОГО БЛОКА
Если приводить примеры героизма в спорте, то история Волкова подходит идеально. В 2012-м он осознанно пожертвовал своим здоровьем ради достижения мечты. Владимир Алекно вполне мог отцепить Александра от поездки в Лондон из-за травмы колена. Но волейболист убедил тренера, что будет играть несмотря ни на что.
После тренировок и матчей доктор команды Ярослав Смакотнин шприцом откачивал жидкость из колена Волкова, который выходил на площадку на обезболивающих препаратах, но страдал, когда анестезия спадала. И Смакотнин, и другие врачи говорили, что с такими травмами не играют. Потом Александр пропустил почти два клубных сезона, но перед этим добился своей цели – стал олимпийским чемпионом.
Он сыграл в одном из величайших олимпийских финалов, в котором россияне совершили камбэк в матче с Бразилией со счёта 0:2 по партиям. В том финале была феноменальная игра Дмитрия Мусэрского, крутая серия подач Сергея Тетюхина и одиночный блок Волкова на Лукасе, благодаря которому россияне вырвали победу в третьем сете – 29:27. Мы попросили Александра вспомнить этот переломный момент.
– У нас было задание играть по передаче. Но мы не успевали. В основном стояли и смотрели, как нам забивают. Я просто устал бегать по сторонам и в том моменте интуитивно принял решение прыгнуть заранее. Это всё доли секунды. На решение повлияла и игра связующего Бруно. Он перед этим много играл первым темпом и была высокая вероятность, что с хорошего приёма сделает это снова, – сказал Волков.
– Этот эпизод самый памятный в карьере?
– Наверное, да. В целом у меня не очень хорошая память на конкретные моменты. А вот, например, Макс Михайлов может вспомнить какую-то игру 20-летней давности. Назовёт и команду, и счёт, и даже какую-то произошедшую там ситуацию. Я смотрю на таких ребят и думаю: «Как вы это помните?!». Я вот становился чемпионом Европы по молодёжи, но хоть убейте – не вспомню, с кем играли в финале.
– Матчи не пересматриваете?
– Нет, даже тот олимпийский финал полностью ни разу не посмотрел. Когда телевизионщики приезжали делать интервью, показали мне некоторые фрагменты, чтобы заснять реакцию. На этом всё. Я больше стараюсь жить настоящим и будущим. Тогда в Лондоне, конечно, было безумное счастье. Там сложилось всё, что могло сложиться. Сложно выделить даже три фактора победы. Их было слишком много.
«ПОДАЧА И БЛОК ДОЛЖНЫ СТАТЬ НАШИМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ»
– Вы смотрели матчи сборной в Лиге наций? Как вам команда?
– Я видел некоторые матчи, но по ним не смог составить определённого мнения. У Саммелвуо не было конкретики с составом. Похоже, он просто решил посмотреть всех ребят в этом турнире. Кроме того, было видно, что некоторые не в лучшем физическом здоровье. Дмитрий Мусэрский толком не сыграл из-за травмы, Ивана Яковлева не было. Думаю, что Лига наций в этом году вообще не показатель.
– Какие у сборной России сильные стороны?
– В Лиге наций ни один компонент не выделялся, но потенциально нашим преимуществом должны стать подача и блок. У нас высокая команда, хорошие центры, плюс крайние блокирующие очень активные. Главная задача – выдержать приём. Если команда справиться с приёмом, есть хорошие шансы на успех.
– Что будет успехом?
– Конечно, я как и любой болельщик сборной России желаю парням только «золота». Буду переживать за них. Но при нынешнем уровне конкуренции в волейболе, думаю, медаль любого достоинства будет достижением.
– Кого вы считаете лидером нынешней сборной России?
– К сожалению, в Лиге наций я не увидел кого-то, кто тащит команду за собой. Надеюсь, на Олимпиаде будет иначе. Я вижу лидером Ивана Яковлева. По крайней мере, питерский «Зенит» он тянул за собой. Мне очень нравится, как играет этот парень. Очень сильный центральный: универсальный, атлетичный, с хорошей техникой, с подачей.
– То есть, правильно, что его взяли в Токио несмотря на пропущенную Лигу наций?
– Сто процентов! Правильно сделали, что дали ему восстановиться и отдохнуть. Думаю, этот человек может повести команду за собой. Минус только в том, что центральный на площадке только половину игры. Поэтому важно, чтобы были и другие лидеры.
– Нынешняя тройка блокирующих оптимальна?
– Мы предпочитаем говорить «центральные игроки». Блокирующими бывают и игроки других амплуа. Конкретно в плане блока я считаю очень сильным Дмитрия Щербинина. Мы с Артёмом Вольвичем больше атакующие центры. В целом в Токио поехали три топ-центра на сегодняшний день, если суммировать блок и атаку.
– Отсутствие Дмитрия Мусэрского – потеря для сборной России?
– Незаменимых людей нет. Безусловно, в Лондоне мы бы без него не выиграли. В Рио его не было, и мы стали четвёртыми. Но были турниры, где не побеждали и с Димой. Бессмысленно сравнивать разные времена и турниры. Сейчас уже другой волейбол, другие соперники, другой Мусэрский – всё другое. Есть только нынешний момент, в котором ребятам нужно максимально выложиться и показать лучшее, на что они способны. Желаю им удачи!
«МИХАЙЛОВ – МАШИНА, ОН ВСЁ ВЫДЕРЖИТ»
– Кого вы считаете фаворитами турнира?
– Это привычный набор команд – Россия, Бразилия, Польша, Италия, Франция, США. Понятно, что все максимально мотивированы. Это у Сергея Тетюхина было шесть Олимпиад, у многих других такой шанс бывает один-два-три раза в жизни. Важны не только мастерство и физическая подготовка, но и психологические факторы, потому что Олимпиада – это огромный ажиотаж, который увеличивает ответственность и давление.
– Жеребьёвка двух четвертьфинальных пар – это нормальное явление?
– Вероятно, такая практика применяется, чтобы избежать выбора командами соперников в последнем туре. Скажу так: если ты хочешь выиграть олимпийскую медаль и уверен в своих силах, тебе должно быть всё равно с кем играть. По большому счёту, на Олимпиаде есть право разве что на одну ошибку на групповом этапе.
– Сейчас много обсуждают условия в олимпийской деревне – картонные кровати и маленькие санузлы. Где вам больше всего понравилось?
– Комфортнее всего было в Лондоне. В Пекине тоже были низкие потолки – азиаты всё-таки строят по своим параметрам. Так или иначе, ко всему привыкаешь. Нужно фокусироваться на другом.
– Кажется, в Лондоне у вас ещё и отравление было.
– Точнее аллергическая реакция. Выпил какой-то сок из ягод – лицо опухло, начал задыхаться. Сделали укол супрастина и всё прошло. Больше ничего подобного не повторялось.
– Михайлов будет знаменосцем сборной России на церемонии открытия Олимпиады, а на следующий день матч с Аргентиной. Это проблема?
– Макс – машина, он выдержит всё! Это сто процентов. Ему это не повредит. (Смеётся) А в целом на всех Олимпиадах мы старались избегать церемонии открытия. Да, интересно, весело, но изматывает. Долго ждёшь своей очереди, а затем ждёшь пока по стадиону пройдут другие. Наверное, предпочтительнее пропустить церемонию и лучше подготовиться к игре.