комментарии 36 в закладки

Ликвидация «Уфы» – удар по престижу Башкортостана. Но где взять деньги – непонятно

erid:

Всё должно решиться на этой неделе.

«Уфа» сохранила прописку в РПЛ, но не решила вопрос выживания клуба: разговоры, что его могут закрыть, усиливаются с каждым днём.

На этой неделе глава Башкортостана Радий Хабиров должен встретиться с футбольной общественностью республики, чтобы обсудить дальнейшее будущее «Уфы». Встречу он анонсировал лично. «Я хочу посоветоваться с тренерами, с ветеранами. Поймём, что нам делать. По итогам встречи мы примем все необходимые решения, о них вы узнаете», – заявил Хабиров.

Вопрос пока открыт, и сам Хабиров не даёт гарантий о финансировании клуба.

Боян Йокич и Олег Дзантиев / фото: пресс-служба «Уфы»

«ГОРЕ-СОВЕТЧИКИ»

По завершению сезона в окружении Хабирова высказывались мнения, что «Уфу» надо закрыть, а сэкономленные средства направить на проведение различных саммитов, которые должны добавить региону престижа. Генеральный директор клуба Шамиль Газизов узнал об этом в середине мая, побывав на совещании с главой республики по ситуации со спортом в регионе. «Футбол даёт республике престиж и узнаваемость, – заявлял позже Газизов в интервью нашему изданию. – Я знаю, что какой бы форум не провели в Башкирии, он не сравнится по информационной отдаче с нашим матчем с «Рейнджерс». Плюс любой форум, проводящийся в республике, это одномоментный этап, а мы проект работающий вдолгую».

О данной ситуации говорил и уже бывший председатель попечительского совета «Уфы» Ростислав Мурзагулов. «Я знаю, что есть горе-советчики, которые советуют главе республики закрыть футбол. Уверен, что глава не согласится с этими глупыми предложениями, поскольку понимает, что футбол – одна из трёх главных причин упоминаемости республики в стране и мире и что разочаровывать 500 - 600 тысяч активных молодых людей республики – это весьма сомнительное решение», – говорил Мурзагулов «Горобзору».

Уже после отставки его слова стали гораздо резче. «Сейчас те дураки, которые предлагают отказаться от футбола в Башкирии, увидят, насколько этот вид спорта популярен в нашей республике. Если они дебилы, то пусть поймут, что моя фотосессия (за день до отставки была опубликована откровенная фотосессия Мурзагулова с уфимской телеведущей Ульяной Тригубчак – прим.) вызывает вот такие последствия», – говорил Мурзагулов «Спорт-экспрессу».

Но, в любом случае, появление подобных советчиков – плохой знак для «Уфы». Другой вопрос, что и появились они в худшее для клуба время. В идеальных условиях бюджет «Уфы» перед началом сезона должен был составлять около 1,3 млрд рублей. Он и так был третьим с конца в лиге. При этом, по ходу сезона, из-за убытков региона, связанных с пандемией коронавируса, клуб не досчитался половины средств.

Ростислав Мурзагулов (слева)/ фото: БИЗНЕС Online

В 2020 году «Уфа» получила от принадлежащего правительству РБ «Регионального фонда» – основного своего спонсора – лишь 300 млн рублей. Клуб держался за счёт продажи своих игроков летом на общую сумму около 660 млн. Ситуация могла бы и не быть столь патовой, но также «Уфе» пришлось выручить хоккейный «Салават Юлаев», на счету которого на тот момент средств не было. Об этом так же рассказывал Мурзагулов. Хотя в самом «Салавате», по информации «БО Спорт», значение помощи «Уфы» слегка принижают и говорят, что слова Мурзагулова не совсем соответствуют действительности.

«Уфа» уже заявилась на следующий сезон, получив лицензию РПЛ и предоставив финансовые гарантии. Значит, какие-то средства на счету клуба сейчас есть. Но, тем не менее, это не даёт уверенности, что по ходу следующего сезона «Уфа» не повторит судьбу «Тамбова». Уфимское издание «Пруфы», ссылаясь на источник в клубе, сообщало, что в «Уфе» обсуждается вопрос о закрытии. Газизов эту информацию опроверг и заявил, что о снятии с чемпионата речи не идёт и команда готовится к сезону. Первые сборы «Уфа» начинает уже сегодня, в Москве.

ЛИКВИДАЦИЯ «УФЫ» – УДАР ПО РЕПУТАЦИИ РЕСПУБЛИКИ

Возможное закрытие клуба станет серьёзным ударом по репутации региона, который может откатиться на 10 лет назад.

«Уфа» была основана в 2009 году. Уже через пять лет команда вышла в РПЛ и с тех пор ни разу оттуда не вылетала. Спустя девять лет после создания «Уфа», впервые в истории всего башкирского футбола вышла в еврокубки. И всерьёз претендовала на Лигу Европы в 2020 году.

Шамиль Газизов / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Также «Уфа» – один из самых прибыльных клубов РПЛ. В последние два года РФС, по указке УЕФА, начала публиковать годовые финансовые отчёты российских клубов. Отчёт за 2020-й ещё не опубликован. Но в 2019-м чистая прибыль «Уфы» до выплаты налогов составила 301,6 млн рублей. Лучше результаты были только у «Краснодара», «Рубина» и «Зенита». Годом ранее «Уфа», игравшая в Лиги Европы, заработала 428 млн. И это был лучший результат среди всех команд лиги. То есть, за последние годы башкирский клуб зарабатывал 30-40% от всего своего бюджета.

В «Уфе» даже планировали постепенно уходить от госфинансирования. В 2019 году Газизов обозначал сроки – в ближайшие пять лет клуб должен привлечь частные инвестиции. И у этой идеи были подвижки. «Уфа» вела переговоры с империями City Football Group, которых впечатлил трансфер Александра Зинченко и с «Ред Булл». Идею поддерживал и Хабиров, начавший налаживать отношения региона с Австрией.

«Если бы республика захотела иметь команду с заявкой на призовые места, она бы её сделала. Выступление в Лиге Европы дало нам возможность заработать больше, чем кто-либо зарабатывал в любом из видов спорта Башкирии. Телетрансляция встречи велась на десятки стран, – говорил Газизов. – А это и есть реальное продвижение республики. Мы для миллионов людей на планете в одночасье появились на карте мира, о существовании города Уфа они раньше никогда в своей жизни не слышали. Башкортостан в своё время уже выбирал путь без футбола, отказавшись участвовать в конкурсе городов участников ЧМ- 2018. Остались в итоге без миллиардных дотаций в собственную инфраструктуру и экономику».

Но сейчас ситуация показывает, что даже успешный проект может быть прикрыт. И это может стать ошибкой, из-за которой вновь большого футбола может не быть ещё очень долго.

НО ДЕНЬГАМ ВЗЯТЬСЯ ВСЁ РАВНО НЕ ОТ КУДА

Другой вопрос, что как бы не была успешна, перспективна и прогрессивна «Уфа» и её бизнес-модель, деньги на футбол сейчас найти сложно. В «Региональный фонд» для республиканских профессиональных команд средства поступают от крупных промышленных предприятий. Одно из них – «Башнефть», крупнейший налогоплательщик республики, создающий для неё 30% дохода. Правительство Башкортостана владеет 25% акции компании.

Фото: БИЗНЕС Online

2020 год «Башнефть» завершила с убытком в 11,1 млрд рублей, когда 2019-й – с чистой прибылью в 76,8 млрд. Если вкратце, то всё из-за «Роснефти», для которой «Башнефть» – дочерняя компания. В рамках программы ОПЕК+ обязательства по ограничению добычи нефти были практически полностью переложены на «Башнефть» – 31%. «Роснефть» сократила добычу лишь на 11,4% и показала чистую прибыль в 147 млрд. Интересы Башкортостана просто не учитывались.

Результат – совет директоров «Башнефти» рекомендовал не выплачивать дивиденты на обыкновенные акции, которые в 2020 году составили 15, 939 млрд. А на привилегированные акции рекомендовали выделить всего по 10 копеек из нераспределённой прибыли прошлых лет – всего 3 млн рублей. Другими словами, бюджет Башкортостана не получит от своего главного налогоплательщика практически ничего. Бюджет региона на 2021 год был утверждён с дефицитом в 22 млрд рублей. Власти рассчитывали хотя бы получить в целом часть нераспределённой прибыли предыдущих годов. И даже заложили в бюджет около 3,5 млрд. Но и здесь им отказали.

В итоге республика ещё и дополнительно недополучит 3,5 млрд – не то, чтобы огромную сумму, но её всё равно где-то нужно будет найти. А в нынешних реалиях – это проблема. Бюджет Башкортостана ещё будет пересматриваться. Отсюда и разговоры о закрытии «Уфы». При этом та же «Башнефть», в первую очередь, спонсирует «Салават Юлаев». И даже если в регионе найдутся деньги на большой спорт, то, скорее, на хоккей.

Генеральным спонсором «Уфы» фактически выступала БСК (Башкирская содовая компания) – лидер России по производству пищевой соды и выпуску поливинилхлорида. Но и там сейчас может быть не до футбола. За 2020 год чистая прибыль компании выросла и составила 13,14 млрд. Но после летних протестов 2020 года против разработки соды на горе Куштау президент РФ Владимир Путин поручил генпрокуратуре РФ проверить законность приватизации БСК. В 2013 году «Башкирская химия» получила контрольный пакет акций БСК (57,18%), Правительство РБ получила блокирующий пакет (38,28%).

Фото: БИЗНЕС Online

В декабре в результате проверки все акции компании были изъяты в пользу государства на счёт Росимущества. На акции наложили арест, а также был вынесен запрет вносить любые изменения в реестр акционеров БСК. Но в марте Путин вернул половину национализированных акций компании Башкортостану. 38,28% акций ушло правительству, и еще 11,7% – доверительное управление структурам, подконтрольным республике.

После разборок с Куштау Хабиров поручил сделать территорию шихана особо охраняемой, а после гора получила статус памятника природы. Республика рассчитывала захватить контрольный пакет акций, оценив ущерб от приватизации в 34 млрд рублей. Но вмешался Путин. И пока Башкортостан довольствуется только половиной. Гарантий для «Уфы» пока нет.

«Были войны корпоративные. Я уж не знаю всех деталей, не сильно вникал. Одни акционеры перемешались с другими. Потом, слава Богу, все передалось в собственность государства, стало попроще. Надеюсь, что мы договоримся, чтобы Сода по-прежнему нам помогала», – говорил Мурзагулов.

Максим Иванов
Оценка текста
+
13
-