комментарии 19 в закладки

Только «Уфа» не продаёт билеты в РПЛ. Клуб приучает болельщиков к халяве и обесценивает футбол

В матче с «Зенитом» это изменится, но вряд ли надолго.

Вход на домашний матч чемпионата России с «Зенитом», который пройдёт 8 мая, будет платным. Об этом «БО Спорт» сообщил заместитель генерального директора «Уфы» Ринат Шайбеков. До этого в семи матчах подряд вход на уфимский стадион «Нефтяник» был свободным. Такой ход используется башкортостанским клубом уже не первый сезон. Так «Уфа» пытается увеличить посещаемость матчей в холодную погоду, но при этом отучает болельщиков платить за собственный продукт даже самую минимальную цену.

Фото: пресс-служба «Уфы»

«НАШ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ»

«Уфа» из года в год делает вход на стадион свободным с наступлением холодов. «Назовём это нашим фирменным стилем. Мы отдаём себе отчёт, что команда находится не на самом высоком месте и не каждый болельщик придёт поддержать её», – говорил генеральный директор клуба Шамиль Газизов после матча с «Ахматом» (3:0) в начале апреля. В текущем сезоне бесплатные билеты были введены с 23 ноября, с матча против «Химок» (1:2).

В этом сезоне подобная практика использовалась намного дольше обычного. Ранее клуб возвращал платные билеты уже к началу марта, с прекращением морозов. Но в этом сезоне даже в середине марта на матче с «Локомотивом» (0:1) – казалось бы, статусным соперником – «Уфа» на болельщиках не заработала. И даже в конце апреля, когда ни о каких холодах уже не шло речи, на матч с «Сочи» (2:3) вход оставался свободным. Это объясняется неудачными результатами уфимцев в этом сезоне. Клуб борется за выживание в РПЛ и нуждается в максимально возможной поддержке болельщиков.

Ринат Шайбеков (слева) и Шамиль Газизов / фото: пресс-служба «Уфы»

У такого подхода может быть и ещё одна причина помимо холодов. Это стадион. Уфимский «Нефтяник» – худший стадион РПЛ. Конкуренцию ему в этом может составить лишь тульский «Арсенал», но его стадион хотя бы расположен в центре города. Да и крыша там покрывает все трибуны, а не половину. В Уфе же сложно завлечь потенциального зрителя на окраину, на некомфортабельный стадион, да ещё и в плохую погоду.

«Может быть, это и ошибка. Но у нашего стадиона половины крыши нет. Я понимаю, когда хорошая тёплая погода – вопросов нет. А когда снег, дождь? Был бы стадион комфортабельный, – объясняет логику клуба Шайбеков. – А так с детей ещё брать деньги за это? Когда холодно, мы делаем полевую кухню, чай раздаём. У нас клуб молодой. Мы так стараемся привлечь новых болельщиков. Я понимаю, что где-то мы теряем. Но нам сейчас нужна очень сильная поддержка, чтобы трибуны гнали команду. Знаю, что многие пришли на «Сочи» первый-второй раз на футбол. Многие родители с детьми пришли. Какое-то количество с болельщиков потом захочет прийти.

У нас страна и город вперёд идут. Люди хотят платить за комфорт. Их интересует, чтобы дождь не капал, чтобы солнце в глаза не попадало. А когда этого комфорта нет, с них деньги что ли брать? Мы же в курсе, что и «Зенит» половину болельщиков приглашает. Хотя у них какой стадион современный. На «Зенит» 10 - 12 тысяч у нас придут за деньги. И придут именно те, которые были бесплатно матче с «Сочи». Тут палка о двух концах. Где-то мы теряем, а где-то находим. И есть разница, когда ты борешься за выживание и когда в Лиге Европы играешь».

Фото: Максим Никерин, БИЗНЕС Online

Разговоры о строительстве нового стадиона с крышей в столице республики начались как раз после выхода «Уфы» в еврокубки в 2018 году. Идею активно поддерживал тогда ещё глава республики Рустэм Хамитов. Однако проект свернули с приходом на пост Радия Хабирова осенью 2019-го. Тогда он заявлял, что деньги из бюджета республики лучше будет направить на другие нужды. К идее вернулись относительно недавно.

В декабре прошлого года Хабировым были представлены задачи для выполнения к празднованию 450-летия Уфы. В их число вошло и строительство нового стадиона. В феврале после подписания соглашения с министерством спорта и РФС о развитии футбола в РБ Хабиров также подтвердил данные планы. Сообщалось, что строительством может заняться турецкая компания «Лимак Холдинг».  Она уже строит арену «Авангарда» в Омске. С председателем совета директоров компании, а также вице-президентом стамбульского клуба «Фенербахче» Нихатом Оздемиром Хабиров встречался в сентябре прошлого года. В январе во время сборов в Турции руководство клуба встречалась с её представителями и обсуждала возможный проект. Однако дальше переговоров пока дело не идёт.

«БЕСПЛАТНЫЙ ВХОД ОБЕСЦЕНИВАЕТ СОБЫТИЕ»

Есть и другая сторона вопроса. Да, стадион «Нефтяник» оставляет желать лучшего. Да, «Уфа» ещё очень молодой клуб, пока не обросший достаточной фан-базой. Да, клуб не всегда может радовать результатами и игрой. Да, в республике исторически больше внимания привлекает «Салават Юлаев».

Но свободный вход на матчи «Уфы» – это ошибка с точки зрения маркетинга. «Уфа» – единственный клуб РПЛ с подобным подходом. Определённые клубы могут раздавать билеты бесплатно, приглашать, например, студентов, школьников, сотрудников каких-то организаций, военных курсантов. Но при этом они продолжают официально продавать билеты в кассах и на сайтах. Если вы сами оцениваете свой продукт в ноль рублей, почему зритель должен оценить его иначе?

Фото: пресс-служба «Уфы»

Конечно, в масштабах бюджетов клубов заработок с билетов – это крохи. Но разве будут лишними для «Уфы» условные 150 - 200 тыс за билеты с матча, вход на который обычно делался свободным? Разве их нельзя будет потратить с пользой?

Возможно, «Уфа» таким образом и выигрывает в тактическом плане, привлекая на матчи больше зрителей. Но проигрывает в стратегическом, не приучая болельщиков стабильно платить за свой продукт. Об этом говорит и выпускник факультета «Менеджмент в игровых видов спорта» московской бизнес-школы RMA, а также собственник компании, занимающейся поставкой по России спортивного оборудования, экипировки и инвентаря Руслан Баширов. Ниже – монолог Руслана:

«С точки зрения науки, бесплатный вход обесценивает событие. Спортивное событие уникально. Его основной конкурент – театральная постановка или кино. Это не уникальные события. Но нет ни одного спортивного матча, который был бы похож один на другой по своему сценарию.

Многие функционеры не придают особого значения этому моменту и в рамках популяризации организовывают бесплатные входы. Психология потребителя работает таким образом, что рано или поздно, бесплатный вход даёт обратный эффект. Потребитель начинает обесценивать событие. Он думает: «Да я и так могу на него попасть. Зачем на него идти за деньги?». А продукт сам по себе значим и интересен. Даже если сервис и хромает. Мы не владеем таким стадионом, на который бы хотелось постоянно ходить. Возможно, мы не имеем сумасшедшего кейтеринга (организация питания – прим.). Но событие всё равно уникально.

Остон Урунов (№10) и Гжегож Крыховяк / фото: пресс-служба «Уфы»

Поначалу это срабатывает хорошо. Но второй раз уже вряд ли. Всё упирается именно в психологию потребителя. Бесплатно предоставляемый продукт – это не благо. Это – лишь бы взяли. Не создаётся интерес вокруг события, не используются какие-то триггерные зоны. Клубы идут по пути наименьшего сопротивления. Такое может быть ещё в гандболе. Но в футболе – вообще недопустимо. Он должен всегда продаваться. У людей должен быть нескончаемый интерес к событию. Должен создаваться ажиотаж вокруг билетов.

Речь не идёт о стоимости билета. Речь идёт о факте, что они должны продаваться. И должно быть равномерное распределение цен на билеты. А в итоге формируется негативный фон, при котором у тебя есть бесплатная возможность прийти посмотреть на «Ахмат» или на «Арсенал», но нет возможности пойти на «Спартак» или «Зенит». Там аншлаг, люди скупают. Это формирует даже некое классовое неравенство. Всё должно быть по-честному. В том числе это и вопрос престижа. Как и в любом другом бизнесе, нужно воспитывать своего клиента. «Уфа» во многом делает это, просто это не имеет какого-то стратегического подхода.

Фото: пресс-служба «Уфы»

Кирилл Ларин в книге «Основы билетологии» очень классно написал, что никто, естественно, моментально не сможет сделать аншлаг, если это не топовый матч. Важно научиться зарабатывать именно на мелких матчах. Объяснять, почему билет стоит хотя бы 50 рублей, для чего это делается. Что так клуб чуть более будет самоокупаемым. Это позволит бюджету города или республики экономить средства в каких-то моментах. Можно приводить статистику, что клуб за матч заработал такой объём средств, который пойдёт на содержание футбольной школы. Условно. И таким образом давать пищу для размышлений клиенту. Что в школе занимаются 400 ребятишек, которые любят футбол в себе. И вы после этого действительно думаете, что 50 рублей – это дорого? Такой сакральный смысл доносить.

А так это медвежья услуга. Возможно, Шамиль Камиллович – заложник ситуации. Мерило его успеха, в том числе и посещаемость. Возможно, он вынужден такие механизмы использовать, понимая, что за ним стоит контроль. Но тогда всем становится понятно, что клуб не частный. Хотя таких спецов, как Газизов, в городе очень мало. Но у нас регион, который очень сильно любит статистику. Это факт. Мы не можем оценить реальную лояльную аудиторию клуба, и у нас очень любят визуалку, картинку. Затыкают основную трибуну, туда отправляют фотографов, и вроде есть заполняемость.

Конечно, есть фактор, что нахрапом всё залетело. В 2014 году «Уфа» вышла в РПЛ, до этого быстренько организовали клуб, под него школу. Нет исторической привязанности, как у того же «Салавата Юлаева». Пока Уфа – это чисто хоккейный город. Но это не отменяет факта, что публику нужно воспитывать и под себя её правильно подминать. Мотивы клуба понятны и они достаточно хорошие. Но нужно обратиться к успешным практикам и не бояться использовать их у себя», – считает Баширов.

Несмотря на то, что билеты на матч с «Зенитом» будут платными, по игре последнего тура с «Арсеналом» клуб решения ещё не принял. Этот матч, вероятно, будет для «Уфы» решающим в вопросе сохранения прописки в РПЛ и может обеспечить клубу участие в стыковых матчах. «Уфа» будет стремиться обеспечить полный стадион болельщиков. Высока вероятность, что и на него вход будет свободным.

Максим Иванов
Оценка текста
+
-2
-