erid:
Он привёл «Динамо» к первому за пять лет титулу.
Московское «Динамо» стало обладателем Кубка России, в декабре обыграв на пути к трофею «Кузбасс» (3:2), «Локомотив» (3:2) и «Зенит» СПб (3:0). Это первый весомый титул в карьере Константина Брянского, который возглавил столичный клуб в декабре 2018 года. В большом интервью «БО Спорт» 43-летний специалист рассказал о камбэке в полуфинале, своём отношении к раскрутке звёзд и о том, в какое русло нужно направлять амбиции.
«В «ФИНАЛЕ ЧЕТЫРЁХ» НАМ ПРИШЛОСЬ УПРОСТИТЬ ИГРУ»
– Константин Владиславович, как отметили победу?
– Празднования пришлось отложить, ведь уже 29 декабря у нас домашняя игра с «Уралом». Сразу переключились на подготовку к этому матчу.
– Какой будет ваша реакция, если игрок придёт на тренировку с запахом перегара?
– Уверен, что таких инцидентов в «Динамо» не будет – все ребята профессионально относятся к работе. Хотя по ходу тренерской карьеры я с таким, конечно, сталкивался. В таких случаях ничего придумывать не надо – дисциплинарные взыскания прописаны в контрактах игроков.
– С нарушением дисциплины понятно. А что если волейболист не выполняет тренерские установки на площадке? Например, бьёт не в ту зону, куда должен.
– Если игрок игнорирует или просто забыл установку, то ему об этом, конечно, напомнят в первой же паузе. Если и после этого он упорно гнёт свою линию, и это вредит команде, то это, наверное, замена и серьёзный разговор после матча. С таким я ещё не сталкивался. Надеюсь, что и не доведётся.
– В полуфинале с «Локомотивом» вы проигрывали 0:2 по партиям и 15:19 в третьем сете. Как вам удалось переломить ход игры? Что вы тактически поменяли?
– Соперник нас очень серьёзно прессинговал своими подачами, мало ошибался. Нам пришлось перейти на более упрощенную игру. Отказались от тактики быстрой игры и требования доводки «плюс-плюс». Нужно было оставлять мяч в игре, принимать в пределы трёхметровой линии. Дальше атака строилась на высоких мячах, шла работа с блокирующими соперника. Мы стали играть более терпеливо, отыгрываться от блока, дожидаться благоприятных условий для атаки. Похожая тактика была использована и в финале против «Зенита» СПб. Соперник не добыл подачей ни одного очка. Любые мячи оставлялись нами в игре и дальше мы пытались выиграть через блок и защиту. В обоих матчах дисциплинированно сыграли по тактике – закрывали именно те направления, которые определяли на разборе.
– Во время экспресс-интервью после победы вы не выглядели самым счастливым человеком на свете – были очень спокойны и задумчивы.
– Возможно, во время самой игры и сразу после финального свистка выплеснул много эмоций. К тому же мгновения счастья сменило чёткое понимание того, что у нас большой потенциал и нужно двигаться дальше. Впереди есть более значимые трофеи, которые можно выиграть, если показывать качественный волейбол. В голове крутились эти мысли.
– Вы отметили, что соперник мог подустать после полуфинала. Три часа разницы в отдыхе – существенная разница?
– И мы, и «Зенит» СПб накануне выиграли в пяти партиях. Очевидно, что победы в таких сложных матчах придают уверенность и во многом компенсирует усталость. Ребята на эмоциональном фоне быстрее восстанавливаются. Возможно, Питеру не хватило времени. Это только моё предположение. Об этом с уверенностью сможет сказать только главный тренер команды, который знает игроков и видит их в работе. Я на утренней тренировке перед финалом понял, что все наши волейболисты заряжены и готовы показать свой максимум, никто не выглядел уставшим.
«КОНСТАНТИНОВ ВРЯД ЛИ СОЗНАТЕЛЬНО ШЁЛ НА ПОРАЖЕНИЕ»
– Вы удивились, когда за несколько дней до полуфинала Пламен Константинов в игре чемпионата России по минимуму задействовал лидеров Дражена Лубурича и Марко Ивовича?
– Я бы не сказал, что сильно удивился. Не думаю, что это было частью тактики и мой коллега сознательно шёл на поражение, чтобы потом нас удивить в полуфинале Кубка. Это немножко болельщицкий взгляд. Как мне кажется, эти игроки просто были не в лучшем состоянии, и он искал какие-то альтернативные варианты. У них и в предыдущих матчах была ротация. Все детали знает только тренерский штаб, который ежедневно видит игрока и его состояние. У нас ведь тоже в «Финале четырёх» был в составе Сэм Деру. Человеку со стороны могло показаться, что мы держим в запасе сильного игрока. Но он не успел восстановиться от травмы, не провёл ни одной тренировки после пяти пропущенных игр. Даже с большим опытом играть с чистого листа нереально.
– Кого в «Динамо» можно назвать системообразующим игроком?
– Я бы не вешал таких ярлыков. Давайте возьмём полуфинал с «Локомотивом». В третьей партии огромная нагрузка легла на Цветана Соколова. Потом Ярослав Подлесных взял на себя роль лидера, важные розыгрыши выигрывал Антон Семышев. Затем проявил себя Илья Власов. Передачи атакующим игрокам раздавал Павел Панков, а в обороне подчищал либеро Евгений Баранов. Вышедший на замену Максим Белогорцев добавил агрессии и стабильности на подаче, а также в игре у сетки. Без вклада каждого из них не было бы финала, и мы бы сейчас вряд ли записывали это интервью. Тоже самое произошло и в финале. Сначала лидером атаки был Соколов, затем мы поменяли тактику и стали больше играть через Подлесных. Вадим Лихошерстов, в свою очередь, весь матч терзал соперника своей подачей. Не могу никого выделить. Мне больше нравится, когда вся команда делает хорошую работу и играет по системе.
– В каждой команде всё равно есть звёзды, которые более востребованы болельщиками и прессой.
– Да, как правило, это бомбардиры, люди, которые набирают по 20 - 30 очков. Но ведь есть ребята, которые подносят для них «снаряды»: принимают, страхуют, защищаются и пасуют. Для тренера важен каждый игрок, но многие часто остаются в тени. В каждой команде есть звёзды, но говорить, что эти звёзды и есть команда – неправильно.
– Как бы сейчас охарактеризовали стиль игры «Динамо»?
– Мы придерживаемся скоростной агрессивной игры с разнообразной атакой с хорошего приёма. Конечно, желание и реальность иногда расходятся. Игроки – не машины, они не могут всегда действовать на одном уровне. Физические кондиции и настроение постоянно меняются. Тем не менее, через работу на тренировках мы стараемся прививать команде именно эту стратегию. В прошлом сезоне у нас периодически были проблемы с командными взаимодействиями. На это нужно было время. Сейчас мы прибавили в этом, все игроки приняли нашу философию, но, конечно, нам еще есть, куда расти.
«ПОДПИСАНИЕ СЕМЫШЕВА – ДОСТИЖЕНИЕ КЛУБА»
– В межсезонье «Динамо» сохранило костяк и подписало трёх игроков – Соколова, Подлесных и Лихошерстова. Кто у вас клубе отвечает за селекцию?
– Это коллегиальная работа менеджмента клуба, – генерального директора Николая Ступакова и спортивного директора Сергея Заиченко, – и тренерского штаба. Подписание игрока – кропотливый и сложный процесс. Есть финансовый аспект, есть конкуренты. Бывают настоящие трансферные войны. В межсезонье мы точечно укомплектовались и все ребята хорошо влились в коллектив, все помогают в достижении результата.
– Антон Семышев – подарок судьбы для «Динамо»?
– В сентябре он оказался не нужен «Белогорью», а сейчас выиграл Кубок России, играя в основном составе «Динамо» – наверное, со стороны кажется, что это подарок судьбы. Но опять-таки были приложены большие усилия и по трансферу, и по работе с самим игроком в ходе тренировочного процесса. Подписание перспективного российского доигровщика, безусловно, достижение клуба. Оно довольно быстро себя оправдало.
– Под еврокубки «Динамо» осенью усилилось ещё и Лаури Керминеном. Он не грустит из-за отсутствия игровой практики?
– Мы постоянно с ним общаемся. Безусловно, ему непросто без официальных матчей. Не хватает игровых эмоций, негде показать то, что наработал на тренировках. Но он большой профессионал, каждый день выкладывается на 100 процентов. Когда Сэм Деру получил травму, мы дали возможность проявить себя Лаури. Спасибо руководству клуба, что пошли на затраты по отзаявке и дозаявке игроков. Он показал свой высокий уровень, получил внутренний стимул работать дальше. В межсезонье Керминен оказался без контракта, и мы не могли пройти мимо.
– Будь ваша воля, расширили бы лимит до трёх легионеров?
– Безусловно, это помогло бы клубам стать сильнее и реализовывать свои амбиции, в том числе на европейской арене. Но я в этом вопросе патриотично настроенный тренер и считаю, что ничего менять не нужно. Чем больше иностранцев, тем меньше будет шансов у молодых российских игроков.
– Запасные игроки должны быть амбициозными?
– Однозначно.
– Но ведь запасные с большими амбициями – это бомба замедленного действия.
– Это уже задача тренерского штаба – не допускать критических ситуаций, находить возможности для реализации амбиций всех игроков.
– Есть игроки, которые давно смирились со своим статусом и ходят из одной команды в другую в качестве запасных.
– Может быть, так только кажется? Возможно, человек наоборот старается поменять свой статус, поэтому переходит в другие команды. Без амбиций в спорте вообще нечего делать. Все игроки должны быть мотивированы, биться за место в составе. Сезон длинный, любому может представиться возможность встать в состав и принести пользу команде. Бывают травмы, бывают различные форс-мажорные ситуации. Другое дело, будет ли сам спортсмен готов к таким переменам? Есть примеры, когда кто-то получал шанс, но оказывался не готов его использовать. Возможно, потому что больше был сконцентрирован на своих амбициях, чем на работе. Можно многое декларировать, но лучше доказывать на площадке, что ты не хуже, а может быть и лучше конкурента.
«ТРЕНЕР-АНАЛИТИК СИНТЕЗИРУЕТ ОГРОМНЫЙ ОБЪЁМ ДАННЫХ»
– «Динамо» начало нынешний европейский сезон с квалификации Лиги чемпионов. Но в решающем матче вышло против «Трентино» без Соколова, да и другие игроки были вялыми. Коронавирус?
– Да. К сожалению, как не береглись, избежать этого нам не удалось. Соколов рвался играть хоть на уколах, но врачи запретили. У остальных игроков тоже было не очень хорошее самочувствие, а после возвращения мы уже оценили масштаб проблемы – многие слегли с температурой. У нас было 12 заражённых коронавирусом. Обидно, что всё это произошло накануне важного матча с «Трентино».
– Теперь вы в Кубке ЕКВ. Учитывая, что в нём нет итальянских и польских клубов, уровень турнира ослаб?
– Думаю, да. Не знаю, по каким причинам нет клубов из Италии и Польши. Ценность трофея от этого всё равно не уменьшается. Чтобы взять Кубок ЕКВ, в любом случае нужно обыгрывать серьёзные команды. «Монпелье» – крепкий европейский клуб. А в потенциальном финале мы можем встретиться с петербургским «Зенитом».
– В вашем штабе работает итальянский аналитик Маттео де Чекко. Почему выбор пал на него?
– Эту должность у нас занимал Игорь Чутчев, но потом он стал главным тренером второй команды. Затем пришёл Серджио Бузато, однако он вскоре возглавил женскую сборную России, и мы прекратили сотрудничество. Из свободных специалистов высокой квалификации свободным оказался де Чекко. Сначала с ним подписали краткосрочный контракт. Все остались довольны сотрудничеством и оно было продлено на нынешний сезон.
– Зачем нужен тренер-аналитик?
– Чтобы синтезировать огромный объем данных, который поступает от статистиков. Аналитик делает выжимку, которую мы вместе отсматриваем. После этого главный тренер принимает решение по тактике на игру. Аналитик значительно ускоряет работу. Во всех больших клубах обычно есть тренеры-аналитики. Если нет, то на главного тренера ложится большая дополнительная нагрузка.
– Вы заранее готовитесь к тайм-аутам?
– Нет, это всегда экспромт. Ты ведь никогда не знаешь, как будет складываться игра. Если ты приготовишь какой-то спич, то всё будет наиграно, не искренне. А искренность очень важна в тренерской работе, игроки её чувствуют. Вряд ли Константинов готовил фразу про подружку. Но именно в тот момент она прозвучала эффектно и наверняка взбодрила игроков.
– В этом сезоне были моменты, когда Рафаэль Хабибуллин и Алексей Вербов брали тайм-ауты и уходили от игроков.
– Возможно, они чувствовали, что игрокам нужно пообщаться между собой, а не с ними. Это вопрос психологии.
– Тайм-ауты для вас это больше психологическая работа или корректировка тактических моментов?
– Всегда по-разному. Снова вспомним полуфинал Кубка России с «Локомотивом». Мы не можем подачу принять и довести мяч до связующего – о какой тактике говорить? Или смысл рассуждать о блоке, если мы много ошибаемся на подаче. Второй полуфинал, кстати, отличался тем, что там два «Зенита» почти всё время играли на равных, шли очко в очко. Там можно было вносить мелкие тактические корректировки.
– Камбэк с «Локомотивом» окрылил вашу команду?
– Однозначно. Мы буквально восстали из пепла и обрели огромную психологическую уверенность, обыграв не рядовую команду, а действующего чемпиона. Думаю, после этой победы парни поняли, что мы можем многое.
«МЕНЯ УСПОКАИВАЕТ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
– Почти всю свою игровую карьеру вы провели в одном клубе – в «Нове». Сейчас редко можно встретить такое постоянство.
– Тогда времена были другие. Не было агентов, взаимоотношения между клубами и игроками строились иначе. Меня всё устраивало, поэтому долго играл в одной команде. К тому же для меня было важно быть рядом с семьей, поэтому и не хотелось никуда переезжать.
– Вы начали тренерскую в качестве ассистента Александра Климкина. Поддерживаете связь?
– Да, у нас хорошие, дружеские отношения. Периодически созваниваемся, общаемся.
– «Енисей» из-за карантина вылетел из Кубка России – никто не стал ждать команду. «Динамо» же удалось перенести полуфинальный почти на месяц.
– И мы благодарны за это соперникам. Они пошли навстречу, показали фейр-плей. Это была последняя дата, куда можно было перенести эти игры, чтобы всем соперникам было удобно. К сожалению, затем на карантин ушло «Динамо-ЛО», но больше окон для переносов уже не было.
– Недавно Фёдор Воронков в одном из интервью отметил, что была обида, когда вы и ряд игроков посередине сезона ушли из «Новы».
– Возможно, это от недостаточной информированности. У «Новы» были серьёзные финансовые проблемы. Если бы не этот фактор, все бы остались в клубе до конца сезона. Шлейф этой проблемы тянулся до конца чемпионата 2019/20. Клубу ведь предлагали остаться в суперлиге, но он отказался из-за недостаточного финансирования.
– Вы большую часть жизни провели в провинции. Как теперь живётся в Москве?
– Мне было комфортно и в Новокуйбышевске. Я люблю свою профессию и сфокусирован на ней. Большую часть суток провожу на работе. Но когда выдаются выходные, в Москве, конечно, больше возможностей для разнообразного отдыха – можно прогуляться в больших парках, всюду крупные торговые центры, можно сходить в театры, на концерты, в оперу.
– Любите классическую музыку?
– Да, родители привили любовь к ней. Для меня это отличный отдых. Классическая музыка благотворно влияет на нервную систему, успокаивает.
– Кто ваш любимый композитор?
– Моцарт.
– Когда последний раз были на концерте?
– Ещё до пандемии. Сейчас проходят концерты, но их мало, а спрос огромный. Да и времени для подобного рода отдыха для души пока нет – у нас очень плотный календарь.
– Дома слушаете музыку на пластинках?
– В этом есть свой шарм, но я не поклонник винила. Я люблю современное качество, объемный звук. Хочется слышать в оркестре всё, ощущать всю симфонию звуков, вплоть до маленького колокольчика. У меня есть для этого качественное оборудование.
– Если команда – это оркестр, то кто дирижёр – тренер или связующий?
– Думаю, тренер. А связующий – первая скрипка, которая задаёт тон игре всего коллектива. Связующий делает каждое второе касание в игре и от его стабильности, спокойствия, качества выполнения передачи зависят другие игроки. Но сравнивать игру музыкантов и волейболистов всё-таки не совсем корректно. Музыканты играют по партитуре. Импровизация есть разве что в джазе. В спорте сценария нет. Ты должен быть готов к любым поворотам.
Досье «БО СПОРТ»
Константин БРЯНСКИЙ
Дата рождения: 14 июня 1977 года
Место рождения: Сочи
Карьера игрока: «Октан» (Новокуйбышевск) – 1995 - 2005; «ЗСК-Газпром» (Сургут) – 2005 - 2007; «Нова» (Новокуйбышевск) – 2007 - 2014.
Карьера тренера: «Нова» – 2014/15 (старший тренер); «Нова» – 2015 - 2017, 2017/18 (главный тренер); с декабря 2018 года – главный тренер «Динамо» (Москва).|Достижения в качестве тренера: обладатель Кубка России (2020).