erid:
Менеджер подводит итоги года.
Генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов по итогам первой части сезона и первого года работы с новым главным тренером Леонидом Слуцким дал большое интервью «БИЗНЕС Online». Менеджер обозначил, какие задачи стоят перед командой и тренерским штабом, оценил трансферную кампанию и селекцию, рассказал о борьбе с судейскими ошибками и своем выдвижении на выборы в исполком РФС.
«КОЛЛЕКТИВ В «РУБИНЕ» ДЕРЖИТСЯ НА СЛУЦКОМ»
– Рустем Фидаевич, «Рубин» закончил год на девятом месте и при этом всего в пяти очках от зоны еврокубков. Как оцениваете результат?
– Честно говоря, мне игра нашей команды нравится, и всё, что происходит в клубе, можно назвать позитивным движением вперёд. У нас же новая команда, молодые игроки, которые не могут всё время держать один уровень. Иногда они опускаются ниже определённой планки, у них пока нет стабильности.
Мы не просто так подписали всех нынешних игроков, а с учётом наших финансовых возможностей и ресурсов. В целом мы ожидали, что такая проблема нестабильности будет. И когда мы расстраиваемся, Леонид Викторович как человек опытный говорит: «Так и будет, мы ведь к этому были готовы». И когда мы сели после 19-го тура, он сказал: «Так обидно. У нас куча ошибок, когда мы сами себе привезли голы и сами проиграли матчи». Мы реально могли бы попасть в лидирующую группу даже с этим молодым составом. Но молодёжи не хватает опыта.
В целом я удовлетворен промежуточными итогами нашей работы. От нас впервые в сборные стали вызываться Оливер Абильдгор (в Данию) и Карл Старфельт (в Швецию). Джордже Деспотович себя проявил и тоже стал получать вызовы. Филип Уремович только от нас стал попадать в основной состав сборной Хорватии – вице-чемпиона мира. А Хвича Кварацхелия в 19 лет вообще стал ведущим игроком Грузии. Денис Макаров и Солтмурад Бакаев от нас попали в молодежную сборную. Посмотрите на Самошникова – это вообще самый быстрый игрок в лиге, я думаю. И он растёт, прибавляет. Слуцкий персонально с ним очень много работает. Он психолог и нашёл к нему подход. Сейчас Самошников уже другой.
– Это ваш первый год работы со Слуцким. Как вы сработались? Какой эффект от его приезда в «Рубин»?
– Мне кажется, это большая удача для нас. У нас полнейшее взаимопонимание. Боюсь даже сглазить. Наш тренерский штаб очень радует: все фонтанируют идеями, все единомышленники. Есть место шуткам, подколкам. В клубе просто шикарная атмосфера.
У Слуцкого профессионализм проявляется во всём. Он опытный тренер, класс чувствуется. Приезд такого статусного специалиста – огромная удача для «Рубина». Я предполагал это, но сейчас за год убедился, что Слуцкий – это большой тренер. Рад, что нам удалось убедить его приехать сюда. Слуцкий представляет Татарстан в главном виде спорта в нашей стране – это совершенно другой уровень.
Он современный тренер, который открыт для всего нового. Коллеги из штаба озвучивают ему свои взгляды и не боятся идти в спор. И Слуцкий прислушивается, может поменять что-то. На Леониде Викторовиче сейчас держится весь коллектив. Все на одном языке разговаривают, он сам инстаграмщик, полиглот. Чего только он не знает, очень умный и всесторонне развитый человек.
«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА «РУБИНА» – ПОДОЙТИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ВСЕГДА БЫТЬ НАВЕРХУ»
– Какие задачи у «Рубина» в перспективе одного-двух лет?
– Основная задача – создать боеспособную команду. Мы её делаем практически с нуля, ведь только недавно у нас 10 человек в составе выступали на правах аренды. Мы фактически остались без игроков, затем собрали новую команду и сейчас её смотрим.
Какие-то игроки нам подходят, какие-то нет, и мы видим позиции, которые нужно усилить. Наша задача – сбалансировать команду во всех линиях. Чтобы без потери в качестве, можно было поменять точечно какого-то игрока. Мы хотим, чтобы не было тех провалов, которые видели в некоторых матчах. Мы тоже терпим это, даём им время. Молодые игроки должны совершить эти ошибки, набить шишки, им бесполезно говорить и учить. Надо на себе всё испытать, чтобы двигаться дальше и расти.
– Занять конкретное место в таблице вы не требуете?
– Нет, мы не рассуждаем такими категориями. У нас другая цель – планомерно подойти к тому, чтобы наша команда всегда была наверху. Нет задачи здесь и сейчас кровь из носу выиграть, а потом вдруг рухнуть. Мы лучше в этом году мы ничего не выиграем, но тихонько зайдём на гору.
– Но амбиции ведь есть?
– Конечно, мы же спортсмены и хотим большего. Задачи такой нет, но внутри себя мы всегда хотим попасть в еврокубки. Мы хотим прямо сейчас туда попасть. И мы очень расстраиваемся, когда наши детские ошибки мешают нам набрать очки. Мы сами проигрываем очки, а не кто-то нас переигрывает. Но Слуцкий говорит: «Мы же с самого начала понимали, что так будет». Тем не менее, мы всё равно переживаем, что занимаем место в таблице ниже, чем могли бы.
«ВЕРЮ, ЧТО У ИГНАТЬЕВА ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО В «РУБИНЕ»
– В это трансферное окно вы сохраните Кварацхелию и Макарова, на которых есть постоянный спрос на рынке?
– Мы зимой хотим сохранить состав, да. Но нужно оценивать конкретные предложения.
– Правда, что вам поступало официальное предложение по Макарову от «Краснодара»?
– Были переговоры перед самым стартом сезона, но мы отказались. Мы не могли войти в сезон с Бакаевым и Хвичей на флангах. Но по цене мы даже не говорили, потому что Денис нам нужен.
– Зимой сильных усилений от «Рубина» ждать не стоит?
– Мы уже взяли в центр поля японца Мицуки Сайто – его посмотрим на сборах. Ожидаются еще несколько трансферов российских игроков. Ну, и посмотрим – вдруг зимой будет возможность подписать качественного игрока. Мы постараемся ею воспользоваться.
– Это свободные агенты или аренды?
– Да, мы делаем предложения по некоторым игрокам. Пока не могу озвучить. Возможно, возьмём кого-то.
– Оцените трансфер Ивана Игнатьева. Ценник в 7 миллионов евро, но лишь три гола – и все с пенальти. Что пошло не так?
– Наверное, есть психологические проблемы. Он пришёл основным игроком, хотя раньше играл в «Краснодаре» на подхвате, не под давлением. И у «Краснодара» немного другая модель игры, удобная для него. И он приехал к нам чуть ли не как спаситель – в голове у него это было. И из-за этого он ввёл себя в такое психологическое состояние. Но на тренировках он очень хорошо выглядит.
Ну и потом, «Краснодар» должен был нам 3 миллиона евро за права на Егора Сорокина, так что в сделке по Игнатьеву был взаимозачёт. Переход Сорокина – это и был наш первый платёж. А потом мы договорились о выплатах траншами на несколько лет. Поэтому «Рубин» не платил за Игнатьева 7 миллионов евро, как это подаётся в прессе. Мы специально растянули эти платежи, а «Краснодар» пошёл нам навстречу, потому что там понимают, что у нас не так всё просто с деньгами: не было таких средств, чтобы купить у них игрока сразу за такую сумму.
– Вариант аренды, чтобы его перезагрузить, вы не рассматриваете?
– Это будет решать тренерский штаб. Мы не хотим, чтобы он делал шаг назад. Куда-то уходить, чтобы сидеть или топтаться на месте – это ничего нам и ему не даст. Лучше пусть играет в «Рубине». Лично я верю, что у Ивана в «Рубине» всё будет хорошо. Я же всегда вижу его на тренировках, а не просто предполагаю. Он выкладывается, профессионально тренируется на сто процентов. По отдаче нельзя его упрекнуть.
– Трансфер Деспотовича, который тут же начал забивать, мог повлиять на него?
– Возможно. Но Деспотович – большой состоявшийся игрок. Для нас это тоже большая удача, потому что это классный игрок. Мы взяли бесплатно нападающего, который забил уже семь голов. И он незаменим. Как он цепляется за мячи и сколько работы проделывает! И в коллективе он тоже хорошо себя проявляет, на тренировках. Не хочется сглазить, но мы довольны этим подписанием.
«РУБИН» БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ БРАТЬ ВОЗРАСТНЫХ ИГРОКОВ НА СХОДЕ»
– Со стороны кажется, что «Рубину» не хватает опытных лидеров, чтобы кто-то мог напихать тому же Игнатьеву в раздевалке после удаления. Раньше молодых в тонусе держали Кузьмин, Карадениз, Рыжиков. А сейчас кто?
– Шатов может сказать – к нему есть уважение. И ребята признают его. Мы с тренерским штабом много этот вопрос обсуждали и для себя определили, что взрослых игроков на сходе брать больше не будем. Если игрок уже достиг определённого уровня и дальше не вырастет, то зачем он нам? Мы их не продадим ведь потом.
Например, мы в этом году приглашали Александра Кокорина. Даже сейчас у нас есть возможность его взять, но он нам не нужен. Хотя это качественный игрок, нам нужно смотреть вперёд и развиваться. В этом плане такой трансфер нам ничего не даст. И мы в дальнейшем планируем так вести трансферную политику.
Мы не стали продлевать Диму Тарасову. Он был очень полезным игроком для нас. Например, он высказал Игнатьеву в раздевалке в игре с «Локомотивом». Так что Дмитрий свою лепту вносил. Это был очень полезный игрок для нас. Большое ему спасибо за это. Но Абильдгор на сегодня нас устраивает и играет без замен, как машина.
– Расскажите о его подписании.
– Мы летом выкупили его, активировав опцию в арендном соглашении. Он провёл за нас нужное количество матчей. Если бы он на тот момент играл в сборной Дании, мы бы его не смогли подписать. Зимой мы арендовали его, чтобы особо не рисковать. Хотели посмотреть, как он проведёт сборы и покажет себя в контрольных матчах, в играх чемпионата. Он сразу стал основным, застолбил за собой место в старте. Мы рады, что выкупили его.
– Довольны переходом Ин Бома?
– Да, это находка. Он болел коронавирусом и концовка года у него получилась чуть смазанной. Но он на сборах наберёт форму и ещё проявит себя. Мы довольны его игрой.
– Японца Сайто вы подписали из-за успеха корейца?
– Да, азиатские игроки ведь очень обязательные. Ментальность у них такая, что они будут работать, активно вести себя в игре, четко восстанавливаться. Они очень дисциплинированные, всегда в отличных кондициях. Надеемся, что Сайто тоже нас усилит. Правда, он как Гёкдениз ростом! Невысокий. Зверюга, вгрызается в мяч, цепляется, отнимает. Я на него посмотрел, и он очень впечатлил.
– Вы берёте его не на перспективу, а под основной состав?
– Мы для себя определили правило, что берём только тех игроков, которые могут нас усилить. Не будем брать абы кого, чтобы попробовать. Когда Слуцкий принимает какое-то решение, он всегда делает опрос. И в этот раз мы спросили, усилит ли нас Сайто. И все ответили, что усилит. Это наше совместное решение.
– У вас теперь перебор с легионерами.
– Да, до конца февраля мы можем формировать заявку на вторую часть сезона. Мы должны кого-то одного выбрать. Пока конкретной кандидатуры нет.
«КОГДА СОРВАЛСЯ ПЕРЕХОД УРУНОВА, ЗАГРУСТИЛИ ТАК, БУДТО КТО-ТО УМЕР»
– Как оцените работу спортивного директора Олега Яровинского?
– Это тоже большая удача для «Рубина». Он делает огромный пласт работы. У нас есть общий чат для скаутинга, куда входит Рубен Пулидо, Цезарь Навас, Андрей Семенов и Яровинский. Там всегда обсуждения, идёт невероятная работа. Яровинский очень активный, свободно разговаривает на английском языке и поэтому не испытывает никаких проблем в коммуникации. У него очень широкий круг общения за границей. Он всех знает, найдёт контакт. Мы напрямую на всех выходим, нам не нужны никакие посредники.
– Он вас разгрузил?
– Безусловно! Прямо прилично разгрузил, и я очень доволен его работой. По трансферной работе, охвату рынка, скорости принятия решений мы на какой-то другой уровень вышли, на мой взгляд.
– Расскажите на примере трансфера Ин Бома как вы совместно проводите сделку?
– На самом деле мы же хотели взять Урунова, но всё затянулось. Леонид Викторович уже строил планы, как будет строить игру с ним, как перестроит схему. И нам в итоге его не дали. Мы расстроились так, будто умер кто-то.
Потом Олег предложил посмотреть другого иностранца. А у нас уже был лист игроков на эту позицию. Мы уже выстроили схему, что у нас будет в центре думающий игрок с обводкой, с навыком быстрого принятия решений, с отбором, активный. И Яровинский сразу начал изучать лист. Это огромный список, у нас в клубе большую работу проделывают Навас и Пулидо, которые предлагают невероятное количество игроков. Готовят отчеты с оценками и разборами.
После срыва трансфера Урунова мы подняли список наших лучших кандидатов, вспомнили всех и начали обсуждать. Олег начал звонить в клубы, спрашивать. И вышел на агента Кристиана Эмиле – он представляет в Европе Слуцкого. Это он принёс нам идею с Ин Бомом, предложил его посмотреть и потом выступил его агентом. Он знал, что мы хотели Урунова, и уверял, что Ин Бом ему нисколько не уступает. И мы сразу начали переговоры, Олег взял всё в свои руки – связался с канадцами, обсудил возможность трансфера. Мы совместно обговорили все детали и взяли его за меньшие деньги. Тьфу-тьфу, попали с этим трансфером.
«НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО ВИЛКОВ ОШИБСЯ И НАЧАЛ ВЫКРУЧИВАТЬСЯ»
– «Рубин» в этом году настрадался от судей, которые часто ошибались в матчах вашей команды. Какая у клуба позиция?
– Это следствие того, что появился VAR и любой момент обсуждается. Наша задача – от этого их отучить. Поэтому мы хотели довести дело до конца. Мы хотим, чтобы судьи не делали на поле всё, что они хотят. Чтобы они соблюдали правила. В этом плане и вы – журналисты – помогаете, когда освещаете эти проблемы. Мы делаем общее дело. Мы возмущаемся, вы подхватываете и сразу есть эффект. Я нахожусь внутри процесса и вижу, что судьи стали более дисциплинированными в своей работе.
– У вас была принципиальная позиция по Вилкову, вы требовали его отстранения. Как это происходило?
– Мы хотели, чтобы он просто рассказал о своей ошибке и признал вину. Ничего другого мы не требовали. Мне не понравилось, что он ошибся и начал выкручиваться. Вилков привык, что так можно делать – это для меня звонок в отношении данного арбитра. Он сначала придумал катящийся мяч, потом розыгрыш не с того места – и без всяких мыслей свистнул. Есть же правила, которые надо соблюдать. Тем не менее, инспектор Иванов тоже всё это подтвердил и подписал, что тоже вызывает недоумение. Это же катастрофа! Ты же инспектор, ну напиши так, как было. Это сговор что ли?
– Слышал, что в клубе в перерыве делают нарезки судейских решений. Так можно сразу увидеть, были ли ошибки...
– Да, мы хотим, чтобы это сразу было нам доступно и мы могли занести в протокол замечание, если посчитаем, что рефери ошибся. Или же написать претензию.
– Правда, что вы писали письмо главе судейского комитета РФС Хачатурянцу после победы над «Зенитом» на тему судейства?
– Да, мы находимся с ним в контакте. Письмо было, ведь «Зениту» не дали несколько жёлтых карточек за игру руками. Хотя мы тот матч выиграли, но, тем не менее, указали на ошибки и подняли проблему. Судьи должны чувствовать, что ничего не пройдёт незамеченным. А они просто привыкли к тем временам, когда такое проходило. Но пора понять, что те времена закончились. Мы поэтому на всех совещаниях РПЛ и РФС обсуждаем финансовую мотивацию судей.
– Расскажите подробнее.
– Мы хотим мотивировать их рублем, чтобы они профессионально судили. Хотим увеличивать им выплаты, сделать рейтинги. Если к их работе есть претензии, значит рейтинг падает. А если будут качественно делать свою работу, вознаграждать. Для них нужно сделать систему, чтобы им было выгодно судить чётко и без ошибок. Чтобы у них была мотивация и стремление. Они при таком раскладе будут долго судить. Мы хотим, чтобы предусматривались и достойные пенсии для них. Мы к этому сейчас идём, обсуждаем этот вопрос с коллегами.
– У наших судей низкий уровень?
– У них есть уровень, многие работают столько лет в судействе. Но они привыкли к системе. Мы должны её поменять. Есть и молодые судьи, которые не обладают опытом и мастерством. Мы должны дать им время, ведь они не вырастут, если не давать им этот опыт. Нужно время, чтобы они прошли через этот этап, допускали ошибки. Мы готовы это терпеть.
Мы не готовы к другому. Если свежий огурец положить в бочку к соленным огурцам, то он просаливается и тоже становится таким же. Самое главное, чтобы подрастающие кадры не просолились и не прониклись той философией прошлых времён. Пусть они ошибаются, главное – чтобы неумышленно. Я верю, что всё будет хорошо.
– Вас накануне выдвинули в исполком РФС – это большое достижение для вас как для менеджера.
– Не хочу забегать вперёд, потому что выборы в состав исполкома пройдут в феврале на конференции РФС. Пока премьер-лига лишь выдвинула своих кандидатов. Благодарен коллегам, которые поддержали мою кандидатуру на голосовании. Спасибо им за доверие, и мне приятно, что мою работу в премьер-лиге так высоко оценивают.
Работа в исполкоме – это большая ответственность и возможность применить тот опыт и знания специфики регионального футбола, который у меня есть. Если меня в итоге выберут, то надеюсь, что смогу принести пользу нашему футболу. Наша общая задача – чтобы футбольная индустрия развивались и за пределами столицы.