erid:
История «Танаиса», который был базовой командой молодёжной сборной России.
В 90-х годах город Новомосковск Тульской области был важной точкой на волейбольной карте России. Энтузиасты создали там мужскую команду при местном заводе «Бытхим», ставшем дочерним предприятием транснациональной компании Procter & Gamble.
Американцы выделяли деньги на социальный проект, который разросся – «Танаис» стал базовой командой молодёжной сборной России. Она в 1994 году выиграла чемпионат Европы, а в 1995-м – чемпионат мира. За команду играли Алексей Казаков, Сергей Тетюхин, Александр Березин и многие другие волейболисты, которые затем доросли до национальной сборной.
«БО Спорт» вспоминает историю «Танаиса» с его бывшим тренером и игроками.
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ ПРИДУМАЛА ЖЕНЩИНА-ИНЖЕНЕР
Тренером «Танаиса» на протяжении тринадцати лет был Лев Уткин, который сейчас инспектирует матчи чемпионата России. В разные годы он работал в тандеме с Александром Кариковым, Валерием Алфёровым, Сергеем Цветновым – теми тренерами, которые затем возили сборную России на международные турниры.
«В 1990 году меня пригласил директор «Бытхима» Владимир Логинов, – вспоминает Уткин. – В своё время он был директором завода «Пластик», который содержал одноимённую женскую команду, выступавшую даже в высшей лиге чемпионата СССР. В Новомосковске они с заместителем Вячеславом Семенихиным решили собрать мужскую команду. Я поехал в Москву к тогдашнему президенту федерации Валентину Жукову и предложил сделать юношескую команду, в которую мы будем собирать талантливых и перспективных мальчишек со всей страны – в качестве альтернативы интернатам, которых не хватало. Он дал добро – так и началась история «Танаиса».
Название команды придумала женщина, инженер завода. Танаис – это древнегреческое название реки Дон, исток которой находится в Новомосковске. Первым набором «Танаиса» стали ребята 1975 - 1976 годов рождения. В команду попал и один местный тульский парень – Владимир Касторнов, мама которого Валентина Ларюхина в своё время играла за тот самый «Пластик».
«В Новомосковске мы заканчивали школу, 11-й класс. Из тех, кто потом попал в ту «золотую» молодёжную сборную, с самого начала в «Танаисе» были я и Касторнов. В 1992-м к нам присоединился Алексей Казаков и несколько уральских ребят, в 1993-м – Сергей Тетюхин, – рассказывает Березин. – Помню, в первый год мы «летели» всем подряд – мужики легко обыгрывали 16 - 17-летних пацанов. Но мы за счёт хорошей игровой практики быстро развивались и в сезоне 1992/93 пошли на повышение – вышли в первую лигу, на тот момент второй по силе дивизион страны».
АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ, «МАКДОНАЛДС», КИРАЙ
Осенью 1993 года «Танаис» в полном составе отправился в Цинциннати, где находится штаб-квартира Procter & Gamble. Руководство «Бытхима» подписывало там новый договор о партнёрстве, а российских волейболистов попросили в течение недели поиграть с трудовыми коллективами американской компании, показать себя. Уровень был несопоставимый, поэтому игроки просто смешивались с любителями и играли друг против друга. Но были и полноценные матчи с полицейскими и пожарными.
«Что больше всего запомнилось? Даже трудно сказать. Для нас там каждый день были какие-то открытия. Как говорится, слаще морковки дома ничего не видели, а тут изобилие всего вкусного и интересного. Впечатления были потрясающие, мы просто тусили целую неделю. Мы попали на американский национальный праздник День труда, поэтому всюду была праздничная атмосфера, фейерверки», – вспоминает Касторнов, ныне известный волейбольный агент.
Примерно так же ту поездку вспоминает и Березин, отмечая что на тот момент для молодых парней это было невероятное путешествие в другой мир.
«Целую неделю мы развлекались. Из спорта запомнилась только встреча с олимпийским чемпионом Карчем Кираем. Думаю, у каждого сохранилась фотография с ним. Нам посчастливилось попасть на турнир по пляжному волейболу с его участием. Это было круто», – добавляет Александр, у которого сейчас собственная школа пляжного волейбола.
Спонсор подготовил для гостей из России богатую культурную программу – игроков водили по кафе и экскурсиям, а также свозили из Огайо в соседний штат Кентукки на ипподром.
«Мы ещё на американский футбол ездили. Два часа просидели на жаре в надежде, что кто-нибудь наконец-то забьёт. Так и не дождались, уехали до конца игры, – рассказывает тренер «Белогорья» Алексей Казаков. – Но всё равно было интересно: поели попкорн, посмотрели как там болеют. Нам всё было интересно, всё в новинку. До этого выезжали только в Европу. В «Макдоналдс», конечно, тоже сходили – попробовали, что это такое. В России тогда он был только один, в Москве. Насколько помню, на всю поездку нам дали по 50 долларов суточных – хватило, чтобы привезти домой какие-то сувениры и гостинцы родителям. В целом отлично провели время».
«ДЕНЬГИ БЫСТРО ПРЕВРАЩАЛИСЬ В КУЧУ БУМАГИ»
Игроки «Танаиса» в те годы играли в майках с логотипом «Ариэль». По словам волейболистов, со стиральным порошком у них в те годы проблем не было – его было навалом в общежитии, а ещё в качестве подарков они получали полную линейку Old Spice.
«В Новомосковске поддержку Procter & Gamble кроме волейбольной команды получают и городской драмтеатр, и танцевальный ансамбль. А нынешней весной в городе открыли новую больницу. В её строительство нами было вложено 2,5 миллиона долларов. Теперь вкладываем 1 миллион долларов в строительство городской станции переливания крови», – рассказывал в интервью в 1998 году заместитель генерального директора «Бытхима», ныне покойный Вячеслав Семенихин.
В волейбольной команде таких денег не видели и в роскоши не купались. Напротив, игроки отмечают, что условия были спартанские. «Мы жили в общежитии физкультурного техникума, в спортзале которого тренировались и играли. Готовили самостоятельно. Уткин нас снабжал крупами, яйцами, маслом, – вспоминает Березин. – Тогда это казалось нормальным, а сейчас выглядит школой выживания. У современной молодёжи условия, конечно, намного лучше».
«Когда я из Набережных Челнов приехал в Новомосковск, мы жили по два - три человека в комнате, – рассказывает Казаков. – Готовили сами, но помню, что были и какие-то талоны на еду в столовую. Иногда их продавали, чтобы были деньги на карманные расходы. Хотя, по большому счету, мы никуда особо и не выбирались. Одна дискотека была на весь город, да и та опасная. Нас держали в узде, чтобы где попало не шатались».
У молодых игроков «Танаиса» тогда были символические контракты, хотя они уже играли на профессиональном уровне. «В плане денег это были тяжёлые времена, потому что инфляция очень быстро их съедала. Нормальная сумма уже через два месяца превращалась просто в кучу бумаги», – объясняет Березин.
«БЫВАЛО, ЧТО ПРОДАВАЛИ ПОРОШОК, ЧТОБЫ СОДЕРЖАТЬ КОМАНДУ»
Молодёжная сборная России, собранная на базе «Танаиса», в 1994 году выиграла чемпионат Европы в Турции, а в 1995 году победила на чемпионате мира в Малайзии, усиленная Александром Герасимовым и Александром Богомоловым. В финале турнира россияне со счётом 3:2 обыграли бразильцев.
После того триумфа сразу четыре игрока «Танаиса» – Казаков, Касторнов, Березин и Илья Хитушкин продолжили клубную карьеру в одинцовской «Искре». Многие игроки той молодёжки дошли до взрослой сборной: Березин сыграл на ЧМ-1998, Герасимов – на Олимпиаде-2000, а Тетюхин и Казаков вообще стали легендами.
«Новомосковский «Танаис» был первым опытом создания базовой команды для молодёжной сборной России и он оказался успешным. Вместо того, чтобы сидеть во взрослых командах на лавке, у нас ребята много играли и быстро развивались. Потом такая практика много лет применялась в Ярославле. Мы тоже в разные годы собирали лучших по возрасту. Абросимов, Бабешин, Ащев, Бережко, Круглов – со многими довелось в «Танаисе» поработать. К сожалению, в женском волейболе ничего подобного не было, поэтому он так отстал от мужского», – считает Уткин.
Последний раз команда из Новомосковска играла в чемпионате России под названием «Танаис-ТулГУ» в сезоне 2004/05 – в первой лиге. Потом команда прекратила существование.
«Ещё в 90-х на предприятии каждые три года менялись иностранные менеджеры. И у каждого было своё отношение к социальным проектам и, в частности, к волейболу. Были времена, когда мне просто выдавали продукцию, которую нужно было реализовать через магазины, чтобы были деньги на команду. Вроде была договорённость, что Procter & Gamble будет пожизненно содержать команду, но потом деньги перестали до нас доходить и в конечном счёте команду просто вычеркнули из объектов спонсорства», – объясняет Уткин.
Мужской команды в Новомосковске не стало, хотя комбинат бытовой химии в городе остаётся крупнейшим в мире предприятием P&G, специализирующемся на производстве чистящих и моющих средств.
Редакция благодарит Владимира Касторнова за предоставленные фотографии из личного архива.