erid:
Каждый год – по четыре новых объекта.
Программу строительства манежей нового типа одобрили в этом месяце в Татарстане. Планируется, что каждый год в районах республики будут появляться несколько объектов с мини-футбольным полем 20Х40 метров, которое позволит заниматься воспитанникам местных школ круглый год. Таким образом, инфраструктуру получат не только крупные города, но и маленькие, а на отрезке в несколько лет футбольных объектов в республике может стать столько же, сколько ледовых арен и бассейнов.
В то же время проект в очередной раз поднимает вопрос о необходимости создать в Татарстане аналог уже потерянной академии Курбана Бердыева.
ПЕРВЫЙ – ЗЕЛЕНОДОЛЬСК, НА ОЧЕРЕДИ ЕЩЁ ЧЕТЫРЕ ГОРОДА
Вслед за манежами, которые открылись в сентябре под так и не созданную академию Бердыева, в Татарстане назрел новый футбольный проект. В 2021 году манежи получат четыре города – Альметьевск, Бугульма, Чистополь и Заинск. Новые объекты в четыре раза меньше тех манежей, что недавно построили в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах, и больше подходят для занятий мини-футболом.
Чтобы лучше понять структуру новых объектов, достаточно посмотреть на манеж, который открылся на прошлой неделе в Зеленодольске. Это пилотный проект, который планируют растиражировать по всей республике. «Это такая экспериментальная история, – сказал на открытии министр спорта РТ Владимир Леонов. – Мы сделали проект «мини-манежа». Для небольших городов манежи такого уровня очень хорошо подходят: они достаточно компактные и недорогие».
Поле на новом объекте - размером 20Х40 метров. Как и в больших манежах, оно искусственное. Трибуны не предусмотрены, что, с одной стороны, огорчает (нельзя проводить крупные соревнования), с другой, радует (эти соревнования не помешают тренировкам). К полю прикреплены две раздевалки. За день, по предварительным подсчетам, манеж может принимать 96 человек. Спортивной школе №3, закреплённой за объектом в Зеленодольске, новый манеж позволил увеличить число занимающихся с 751-го до 850-ти.
По внешней форме строение напоминает «пузырь»: над полем возведен металлический каркас, и на него нанизывается тент. Несмотря на лёгкость конструкции, объект подходит для круглогодичных тренировок. В этом плане он выполняет ту же функцию, чем уже открытые более крупные манежи, – даёт футболистам шанс не прерывать занятия в холодную погоду. Уже сейчас, когда на дворе ноябрь, многие группы вынуждены переходить в крытые паркетные залы, где полноценно оттачивать футбольное мастерство невозможно.
КАЖДЫЙ СТОИТ 50 МЛН РУБЛЕЙ
В целом постройка действительно подходит под характеристику «мини-манеж», которую ей дал Леонов. Она компактная и, самое главное, экономичная. Один такой объект обходится, по нашей информации, в 50 млн рублей, что в шесть-восемь раз меньше, чем у более крупных собратьев, которые открылись недавно в Казани, Нижнекамске и Челнах и обошлись в 300-400 млн каждый. Это даже больше, чем суммарная стоимость строительства на 2021 год – 200 млн.
Такие миниатюрные объекты возможно разместить в маленьких городах Татарстана, которые не готовы тянуть спортивные сооружения масштаба Казани, но которым по силам содержать такие «пузыри». Министерство спорта РТ вынашивает планы построить такие манежи во всех районах Татарстана, тем самым сравняв футбольные объекты по количеству в республике с бассейнами и ледовыми аренами на отрезке в несколько лет. Ведомство рассчитывает возводить по четыре-пять манежей в год. Некоторые из них потенциально могут попасть на территории общеобразовательных школ, колледжей или университетов. На содержание объектов уходит не так много денег, а вывести его на самоокупаемость, сдавая поле в аренду, не так сложно.
Войдут манежи в программу строительства универсальных площадок и малобюджетных спортивных объектов, проще говоря, они будут построены за республиканские деньги. Сама по себе программа действует с 2013 года, по ней возводятся сотни универсальных площадок, лыжных баз и хоккейных коробок. Футбольные объекты ранее в неё не входили, но на волне интереса к крупным манежам, которые открывали президент РФС Александр Дюков и министр спорта РФ Олег Матыцин, программу скорректировали. Один «пузырь» запланирован на 2020 год (Зеленодольск) и ещё четыре на 2021-й (Альметьевск, Бугульма, Чистополь и Заинск). Строить их начнут летом, а подготовят к сдаче к сентябрю.
Города, которые получат новые манежи, выбрали не случайным образом. Всё основано на рейтинге городов РТ, который составила федерация футбола республики. На основе некоторых показателей (количество занимающихся, результаты турниров) организация выбрала самые футбольные города. Первое место занял Альметьевск, второе – Зеленодольск, третье – Бугульма, а дальше следуют, соответственно, перечисленные выше Чистополь и Заинск.
Казань, Челны и Нижнекамск в рейтинге остались за скобками, так как они уже получили новые объекты. Здесь в вопросе инфраструктуры рассчитывают на государственно-частную форму финансирования по примеру крупных манежей – те, что появились в Казани и Нижнекамске, были построены на деньги ТАИФа.
СМОГУТ ЛИ МАНЕЖИ ОБЪЕДИНИТЬ КЛУБЫ?
Новый проект должен заинтриговать футбольное сообщество Татарстана и в то же время бросить ему вызов. Если программа не сбавит темпы в течение ближайших трё х- пяти лет, республика сможет соперничать по инфраструктуре если не с Москвой и Санкт-Петербургом, так с Краснодарским краем, где усилиями бизнесмена Сергея Галицкого усилилась академия «Краснодара». У каждого из 30-ти филиалов академии, распределённых по региону, есть свой крытый манеж.
В отличие от Краснодарского края, где есть безальтернативный лидер, татарстанский футбол разнороден и насчитывает три центра – «Рубин» в Казани, «Нефтехимик» в Нижнекамске и КАМАЗ в Челнах. У каждого в клубной орбите есть либо академия, либо школа, либо центр подготовки, так что климатическая проблема затрагивает всех. Самих по себе полей в республике много, но доступны для всех возрастов они только три летних месяца. Из-за этого уменьшается количество занимающихся и уровень тех, кто всё-таки проходит все этапы и выбивается в большой футбол.
Новые объекты решат проблему, но для эффективности должен появиться лидер. Некая сила, которая объединила бы всех игроков и убедила работать в одном русле. Ей уже почти наверняка не станет Бердыев. Свою непричастность к недавно открытым манежам он подчеркнул в интервью Геннадию Орлову – первом с момента отставки из «Рубина». Когда речь зашла о массовом футболе, Бердыев сожалел, что ему не доверяют проекты. «Сердцу больно, когда видишь, что можно сделать, но это не делается. Пытаешься что-то кому-то сказать: «Дайте нам область, район. Мы там сделаем, а вы посмотрите», – сказал тренер, отмолчавшись, что под него готовы были создать целую академию в Татарстане.
Академия Бердыева без Бердыева. Как будут работать футбольные манежи без идеолога?
Перспектива работать под негласным началом Бердыева не вызвала бурного отклика у крупных игроков в Татарстане – и если бы академия тренера всё-таки появилась в качестве некого надзорного органа, высока вероятность, что она оказалась бы в изоляции от футбольного сообщества республики и стала жить сама по себе. Поэтому Татарстану важно создать коллективного Бердыева и самим наладить мосты между разными организациями, а не надеяться, что всё исправит один, пусть и авторитетный человек – будь то Бердыев или кто-либо другой.
Процесс можно разобрать на примере уже работающих манежей в Казани, Нижнекамске и Челнах. Методическое пособие, которое включает для себя базовые принципы работы с детьми, для них сейчас готовит академия «Рубина». Но для того, чтобы это пособие соблюдали на местах, а не просто положили на полку, должен вестись постоянный контроль. Академия сама по себе осуществить его не может, так как не строила эти объекты и не взяла их к себе на баланс.
В дело должна вмешаться уже вторая организация – например, федерация футбола РТ, которая как нейтральная сторона может вести диалог с тренерами, организовывать семинары и постоянно напоминать тренерам о пособии академии «Рубина». Третья – допустим, министерство спорта – может выделить ставку в школах для операторов и профинансировать закупку видеоаппаратуры, чтобы тренировочный процесс записывался, а затем анализировался специалистами. Таких коллегиальных усилий будет требовать практически любой процесс в манежах уже открытых или готовящихся к открытию.