erid:
Президент ВФП – о плавании после карантина.
В Казани сегодня завершается чемпионат России по плаванию. В условиях пандемии турнир стал крупнейшим для города этой осенью и первым серьёзным стартом для российских пловцов после карантина.
Квалификационного статуса турнир не имел, зато стал проверкой для спортсменов, многие из которых полноценно не тренировались с марта до августа. Сразу после чемпионата России в столице Татарстана также пройдёт отчётно-выборная конференция Всероссийской федерации плавания, на которой будут подведены итоги последних четырёх лет.
В преддверии этой конференции «БИЗНЕС Online» пообщался с президентом ВФП Владимиром Сальниковым и поговорил о том, как восстанавливается плавание после пандемии, когда и в каком формате вернутся международные турниры и как ВФП относится к демаршу лидеров сборной с ЧР в пользу коммерческого турнира в Будапеште.
ТЕ, КТО ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ, А НЕ БУДАПЕШТ ПОСТУПИЛИ РАЗУМНЕЕ
– Владимир Валерьевич, уже в который раз чемпионат России проходит в Казани. Можно сказать, столица Татарстана стала теперь и полноправной столицей водных видов спорта?
– Совершенно верно. В Казани каждый год проводятся многочисленные соревнования по водным видам спорта – и по плаванию, и по прыжкам в воду, и по синхронному плаванию. Как всероссийские, так и международные, в том числе крупнейшие, которые все помнят, – Универсиада, чемпионат мира по водным видам. И в будущем у нас большие планы на Казань. До 2025 года у нас подписаны контракты на целый ряд крупных стартов в городе, а в 2025-м в Татарстане второй раз пройдёт чемпионат мира по водным видам спорта.
При этом Казань совершенно заслуженно принимает все эти крупные старты: здесь великолепная организация, потрясающий бассейн. Мы уверены, что все, кто здесь выступает, получают только удовольствие от соревнований. И, соответственно, показывают хорошие результаты.
– Получается, вы выбираете Казань за счёт богатой инфраструктуры?
– На данный момент аналогов казанским объектам в России нет. К большому сожалению, Москва, утратив спорткомплекс «Олимпийский», не может больше проводить соревнования высокого международного статуса. Этап Кубка мира, который раньше всегда проводили в «Олимпийском», в связи с закрытием бассейна на комплексную реконструкцию был перенесён в Казань. И, надо сказать, здесь он прописался очень удачно, органично вошёл в череду больших событий города. Что приятно и важно, оргкомитет в Казани всегда ответственно и на высоком уровне проводит такие старты, мы это всегда отдельно отмечаем и подчёркиваем.
– Чемпионат России сейчас ввиду отмены ряда международных стартов не имеет квалификационного статуса. Потерял ли он, в связи с этим, своё значение?
– Ни в коем случае. Это крупнейшее соревнование в стране. Наоборот, сегодня чемпионат России даёт нам возможность оценить, в каком состоянии находятся спортсмены после такого длительного перерыва, когда они остались наедине с собой. Мы можем проанализировать как наши ребята справились со сложностями карантина, запертые в своих квартирах и домах без тренировок несколько месяцев. Плавание – специфический вид, которому критически важна инфраструктура. Заменить чувство воды домашними тренировками, занятиями на свежем воздухе невозможно.
К этому старту многие ребята подготовились за очень короткое время, по сути, только с сентября начались полноценные сборы и тренировки. И, несмотря на это, мы видим в Казани отличные результаты, несколько рекордов России. Такие промежуточные успехи вселяют оптимизм. В целом турнир важен в преддверии последнего этапа подготовки уже к отборочному чемпионату России, который пройдёт здесь же, в Казани, в начале апреля следующего года. На нём уже будет отобрана команда для выступления на Олимпийских играх в Токио. Борьба предстоит серьёзная – как за место на Олимпиаде, так и на самих Играх.
– Многие спортсмены предпочли участие в коммерческой лиге ISL (International Swimming League) в Будапеште, а не на чемпионате России в Казани. Федерация с пониманием относится к такому решению пловцов?
– Это шаг, который спортсмены приняли исходя из своих собственных взглядов на подготовку к сезону, планам на сезон. Мы в этом плане ребят не ограничиваем. Моя личная позиция в том, что спортсмены, которые остались в России и приехали в Казань, поступили более благоразумно. Они учли все те риски, которые присутствуют при переезде из страны в страну, тем более, что сейчас вовсю идёт вторая волна пандемии и есть определённые последствия после таких путешествий. Гораздо спокойнее и правильнее выступить на ЧР.
С ISL ВЕДУТСЯ ПЕРЕГОВОРЫ
– А как вы в целом относитесь к участию российских спортсменов в ISL и к перспективам этого проекта?
– Прежде всего, лига пока до сих пор никак не взаимодействует ни с ФИНА (международная федерация водных видов – ред.), ни с Всероссийской федерацией плавания. И не совсем понятно, как её квалифицировать. Думаем, мы в итоге найдём удобный для всех формат, который не будет нарушать определённых планов, особенно касающихся крупных международных стартов и подготовки к ним.
Сейчас лига ISL существует сама по себе, хотя и привлекает достаточно много именитых спортсменов. Формат проведения стартов совершенно другой, это не классическое плавание, поэтому лига вызывает определённый интерес. Зрители и спортсмены заинтересовались проектом, потому что всем нравится что-то новое. Но я надеюсь, что рано или поздно найдётся разумный компромисс, потому что конфликта не должно быть. Мы все хотим развивать плавание и при грамотном календаре, условиях для спортсменов по итогу все останутся только в выигрыше. Сейчас же приходится рисковать и чем-то жертвовать спортсменам, выступающим в ISL. Потому что они не могут раздвоиться, выступать и тут, и там.
– То есть, фаза острого конфликта, которая была на этапе создания ISL, уже позади и сейчас стороны готовы к переговорам?
– На сегодняшний день идут попытки найти компромиссы со стороны ФИНА, есть разговоры, обсуждение формата сотрудничества. Надеюсь, что эти переговоры будут успешными. Но пока ни о чём конкретном сказать не могу.
– Касательно международных турниров ФИНА известно, что их все перенесли на 2021 год. Сейчас у ФИНА есть понимание, когда и как их проводить, учитывая сложные процессы в мире?
– У ФИНА всё-таки столетний опыт проведения соревнований, поэтому я не думаю, что у них могут возникнуть какие-то серьёзные сложности. Понятно, что сейчас есть определённые сложности, связанные с медицинской безопасностью, но с чистого листа начинать никто не будет. Форматы соревнований ясны, понятны, технические службы тоже знают своё дело. Весь вопрос только в готовности стран принимать эти старты.
– В некоторых видах спорта эпидемиологическая обстановка привела к появлению особых форматов соревнований: турниры в «пузыре», онлайн-старты. ФИНА рассматривает такие сценарии в качестве резервных?
– Думаю, будут использоваться все возможные в реализации методы, чтобы обеспечить безопасность технического персонала и зрителей. Безопасность точно будет в приоритете. Насколько формат будет отличаться от привычных нам стартов, будет зависеть уже от конкретного турнира и страны проведения. Многие турниры сейчас проходят без зрителей, но катастрофы я здесь тоже не вижу, потому что подключены все информационные ресурсы, турниры транслируются онлайн и по телевидению. Поэтому зрители увидят все яркие моменты стартов, пусть даже и дистанционно.
– Но в целом, как я понимаю, вы верите в возрождение международного спорта?
– Конечно, потому что спортсменам нужны соревнования, как и зрителям. Учитывая сложности в мире, сложно что-то гарантировать и обещать, но в любом случае для развития плавания нужны звёзды, рекорды. Мы все привыкли видеть на чемпионов, их преодоление себя, новые достижения. Для этого нужны турниры, не так важно какие – будь то коммерческая лига или Кубок мира.
Поэтому жизнь продолжается, международные старты уже совсем скоро вернутся, пусть первое время и с рядом ограничений. Иначе какой вообще смысл заниматься спортом? Какой смысл тренироваться, если нет возможности показать себя? При таком раскладе будущее плавания, как и в целом мирового спорта, будет печальным.