erid:
Интервью с английским специалистом.
45-летний Стюарт Лик присоединился к «Рубину» на зимних сборах, заняв должность ведущего физиотерапевта. Ранее он уже работал с Леонидом Слуцким в «Халл Сити». Мы поговорили со Стюартом – о его роли в «Рубине», переезде в Россию, карьере военного и о том, почему Слуцкий сможет сделать казанский клуб успешным.
«В КАЗАНИ ГОВОРЯТ ПО-АНГЛИЙСКИ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ, ЧЕМ Я ДУМАЛ»
– Стюарт, расскажите, как вы оказались в «Рубине»? Как возникло предложение от Слуцкого?
– Как вы знаете, я работал с ним и Олегом Яровинским в «Халл Сити», и мы всегда были на связи. Мы могли вместе поработать и в «Витессе», но тогда всё ограничилось только переговорами. Когда Слуцкий покинул Витесс и перешёл в «Рубин», мне позвонили еще раз. Был задан вопрос, что я думаю о возможности работы в казанском «Рубине» в должности ведущего физиотерапевта. Я сразу дал положительный ответ.
– Не переживали, что придётся так далеко уехать из Англии?
– Нет, не переживал. Наша работа подразумевает работу по всему миру, мы к этому готовы. И если работа интересная, то стоит принять этот вызов.
– Что вообще знали о «Рубине», слышали о команде? Понимали, где географически находится клуб?
– Я сделал то, что сделал бы каждый человек. Я поискал информацию в гугле о городе, регионе. Но что самое главное, я поговорил с Олегом Яровинским, который рассказал мне о Казани. Я был впечатлен инфраструктурой, тем, как выглядит город на фотографиях и подумал, что это хорошее место для меня и моей семьи.
– Какие ожидания, представления, стереотипы у вас были о России?
– У меня нет никаких стереотипов или заранее установленных суждений о том месте, куда я еду. В этом и состоит прелесть путешествий. Ты можешь познакомиться с новой культурой, узнать, как живут там люди. Это прекрасный опыт в профессиональном и личностном отношении.
– Что сейчас вы думаете о нашей стране, людях? Что впечатлило, удивило?
– Приятно удивило. Все люди очень дружелюбны. Мой русский весьма ограничен. Я стараюсь улучшать свои языковые навыки, но должен признать, что продвигаюсь пока медленно. Большинство людей здесь в клубе говорят со мной по-английски и это очень здорово помогает мне чувствовать себя частью общей команды. Должен, однако, добавить, что без нашего переводчика Артура Заставниченко мне пришлось бы очень тяжело.
– С кем советовались перед тем, как поехать сюда?
– С одной стороны, я даже рад, что я не советовался ни с кем из иностранцев, работавших здесь. Тем интереснее приключение. В этом и состоит одна из прелестей жизни: проверить себя, посмотреть, на что ты способен за пределами зоны комфорта. Много людей в городе говорят по-английски, гораздо больше, чем я думал. Это очень много говорит о культуре и уровне образования в городе.
– Вы работали ещё и в Австралии. Каким был тот опыт?
– Я был приглашен в одну из команд австралийской А-лиги, чтобы возглавить их медицинскую службу. Это был первый опыт работы на другом континенте, который позволил мне узнать много о себе в профессиональном и личностном плане. Пришлось работать вдали от семьи и друзей, буквально на другом конце света, где я никогда не был. Австралия - чудесная страна с прекрасными людьми, невероятными пейзажами, но при этом она кишит животными, стремящимися убить тебя. (смеётся)
«СЛУЦКИЙ – БОСС. ЕГО ОЧЕНЬ УВАЖАЮТ И ОН ТОЖЕ УВАЖИТЕЛЕН К ДРУГИМ ЛЮДЯМ»
– Расскажите, чем вы занимаетесь в «Рубине»?
– Я – ведущий физиотерапевт, который работает под руководством главы медицинского департамента доктора Михаила Бутовского. В мои основные обязанности входит проверка состояния спортсменов, диагностика, проведение физиотерапевтических мероприятий и реабилитация футболистов. Работа нашего многочисленного персонала направлена на помощь футболистам и удовлетворение их нужд. В ходе нашей ежедневной работы мы стараемся обеспечить главного тренера максимально возможным количеством игроков для участия в тренировках и матчах.
– Насколько уровень медицины и реабилитации в России и «Рубине» близок к тому, что есть в Англии?
– Очень близко, честно. Конечно, есть определенные вещи, которые в Англии и России делаются по-разному. Но наш медицинский департамент старается взять всё лучшее из российской, английской и испанской практики и создать уникальную рабочую методику во имя успеха нашего клуба.
– Расскажите о работе со Слуцким. Вы ведь знаете его ещё по «Халл Сити». Каким он был там?
– Да, я работал с ним раньше в Англии. Поэтому я, не задумываясь, отправился за ним сюда в Россию. По-моему, в «Халле» его воспринимали как и любого другого тренера, независимо от гражданства. Футбол – это ведь международное явление. Он мой босс. Его очень уважают, и он тоже уважителен к другим людям.
«В «РУБИНЕ» КОЛЛЕКТИВ ДАЖЕ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ МОЖЕТ БЫСТРО ОПРАВИТЬСЯ ОТ НЕУДАЧИ»
– Какая сегодня атмосфера в «Рубине» и насколько это важно для коллектива?
– Атмосфера очень хорошая. По-моему, у нас отличный тренерский штаб, отличный персонал и отличные игроки. Самое важное для любой команды – это выигрывать. Победы всегда положительно влияют на психологическое и эмоциональное состояние команды. Важное качество нашего коллектива состоит в том, что даже после поражения команда очень хорошо реагирует и способна быстро оправиться от неудачи. Я думаю, это заслуга всех, кто работает в клубе.
– Как он поменялся за эти годы, что вы не работали вместе?
– Да, сейчас говорит по-русски чаще, чем в Англии. (смеётся)
– Что вы думаете о нем, как о тренере? Сможет ли он вернуть «Рубин» в элиту?
– У меня нет абсолютно никаких сомнений, что со Слуцким в качестве главного тренера «Рубин» является более сильной командой. Именно поэтому я и приехал сюда. Я уверен, что он добьётся успеха. Наша задача, персонала, включая меня, – поддерживать Слуцкого в его стремлении вновь сделать клуб успешным.
– О реабилитации игроков: как удалось поставить на ноги Сильвие Бегича? Он пропустил почти год, а теперь снова стабильно играет. В чем были его сложности?
– Я думаю, это во многом произошло благодарю самому Бегичу, той упорной работе, которую он проводил, его старанию. Ему удалось улучшить очень многие аспекты в своих кондициях, что позволило ему успешно переносить нагрузку и позволило вернуть его в строй. Было бы неверным не упомянуть тех членов персонала, которые сделали его возвращение в основу возможным. Я уверен, что и сам футболист хотел бы поблагодарить физиотерапевта первой команды Чави Гарсию Надаля и тренера-реабилитолога Виктора Гомеса Меделя за их упорную и кропотливую работу.
«В АРМИИ Я «ЛОМАЛ» ЛЮДЕЙ, А ТЕПЕРЬ МНЕ СТАЛО ИНТЕРЕСНО ИХ «ЧИНИТЬ»
– Вы ведь были военным до того, как стать реабилитологом?
– Да, я – бывший военный. В армии был инструктором по физической подготовке. В рамках этой работы в армии я был вынужден «ломать» людей. Мне стало интересно их «чинить» и вновь вводить в строй. Я принял решение покинуть Вооруженные Силы и продолжить карьеру в качестве физиотерапевта. На настоящий момент я проработал в профессиональном спорте на элитном уровне пятнадцать лет. Я считаю себя счастливым человеком.
– В Англии футбол – культ. За кого вы болеете?
– Я фанат «Ливерпуля». Я всегда им был, сколько себя помню. С трехлетнего возраста, когда я только узнал, что такое футбол, я понял, что я буду болеть за эту величайшую команду в мире.
– Главные отличия футбола в Англии от России? Не в плане стиля игры, а антуража, подхода, уровня организации, внимания?
– Большой разницы в части внимания к деталям или в части инфраструктуры нет. Футбол это международное явление. В настоящий момент из-за ситуации с COVID, я думаю, что здесь в России атмосфера на стадионах даже лучше, чем в Англии, так как здесь не приходится имитировать голос трибун. Но стоит признать, что, посетив матч на заполненном «Энфилде» или «Уэмбли» вы этот вечер уже никогда не забудете.
– Какой город в России вас впечатлил с хорошей или плохой стороны?
– В данный момент я посетил не так много городов в России. Но есть одно место, которое произвело на меня невероятное впечатление. Это военный мемориал в Волгограде.
«КАЗАНЬ – УНИКАЛЬНЫЙ ГОРОД»
– Как вам Казань? На какой город она похожа?
– С моей точки зрения, Казань – уникальный город. Я жду с нетерпением дальнейшего знакомства с ним. Мы сделаем это, как только приедет моя семья.
– Ин Бом Хван рассказал, что в Казани есть корейская диаспора. А английская есть? С кем-то общаетесь из соотечественников?
– Здесь в Казани я ещё не встречался с англичанами. В своё свободное время я разговариваю по фейс-тайму с женой и ребёнком, которые сейчас находятся в Англии.
– Заметил, что вы дружите с Филипом Уремовичем. Так ли это и кто ваши главные друзья в «Рубине», с кем вы общаетесь и проводите время больше?
– Внутри команды всегда общаешься со всеми ребятами. Работая в футболе, у тебя остается очень мало времени для общения за пределами футбольного клуба. Я посвящаю своё время семье.
Стюарт ЛикНовый физиотерапевт команды также исполнил песню pic.twitter.com/dLfNBdzQ2D
— «Рубин» Казань (@fcrk) January 24, 2020
– Уже привыкли к вождению и тому, что нужно ехать по правой стороне?
– Я бывал во многих местах на этой планете. Что касается стиля вождения, то ничего нового я не увидел. (смеётся)
– Вы, по сути, единственный представитель из Англии в РПЛ. Какие у вас лично цели и амбиции в России, в «Рубине»?
– У меня нет личных амбиций, кроме желания помочь команде достичь своих целей. Я был очень рад посетить первый спортивный симпозиум, проводившийся в Казани, где я был одним из выступающих. Этот семинар проводил доктор Эдуард Безуглов. Мой доклад был посвящен теме восстановления от травм задней поверхности бедра и повреждений паха. Я буду рад вновь посетить этот семинар и с удовольствием приму участие в общении, буду рад возможности поделиться своими знаниями и опытом.