комментарии 11 в закладки

«Был в неком хореографическом экстазе». Даже в 14 лет Камила Валиева – лидер сборной

erid:

Она опередила Трусову, Косторную и Медведеву.

После возвращения Евгении Медведевой к Этери Тутберидзе её стали представлять в СМИ как первого номера «Хрустального», а вместе с тем и всей сборной России. Но между тем это не так – сильнейшим активом и главной опорой Тутберидзе остаётся Камила Валиева.

Валиева стала первой фигуристкой, которую допустили до контрольных прокатов в юниорском статусе. Она хотя и может с этого года выступать на взрослых соревнованиях на территории России, но на международных стартах ей нужно ждать разрешения от ИСУ ещё год. Тем не менее, её негласно включили во взрослую сборную страны уже сейчас, и она представляла новые программы на сезон наравне с признанными лидерами – Анной Щербаковой, Александрой Трусовой, Медведевой и другими девушками.

К этому решению многие относились скептически, но опасения скептиков разбила сама Камила своим блестящим выступлением. На контрольных прокатах официально не ставят баллов и не называют победителя, но большинство специалистов сходятся во мнении, что ярче всех показала себя именно казанская фигуристка.

Камила Валиева / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online

 

ВАЛИЕВА УЧИЛА ЧЕТВЕРНОЙ САЛЬХОВ И ТРОЙНОЙ АКСЕЛЬ – НО ПОМЕШАЛА ПАНДЕМИЯ

В прошлом сезоне Камила выиграла абсолютно все турниры, в которых участвовала. По сути, в юниорском спорте у неё больше нет целей – выиграны все возможные титулы и отсутствует какая-то либо серьёзная конкуренция. Перед стартом международной карьеры Валиевой предрекали сложную борьбу с американкой Алисой Лью, но на деле Камила даже не замечала соперницу, оставляя её позади на 20 - 30 баллов.

Тем не менее, сезон выдался непростым. Камила прошла через тяжелую травму и чудом восстановилась. Травма помешала изучать новые элементы. Валиева пока до сих пор всего с одним четверным – по современным меркам это не лучшая заявка. Поэтому в межсезонье она хотела изучать четверной сальхов и тройной аксель.

Эти планы разрушила пандемия. Камила успела оформить титул чемпионки мира среди юниоров, после возвращения из Таллина в Москву полторы недели потренироваться, после чего в России объявили обязательную самоизоляцию и запретили тренировки. Суммарно без льда Валиева была два с половиной месяца – после такого перерыва не то чтобы новые элементы выучить, старые бы вернуть. К тому же, как она рассказала после прокатов, фигуристка выросла за лето на 4 - 5 сантиметров.

При подготовке к сезону на базе в Новогорске тренеры Сергей Дудаков и Этери Тутберидзе всё же пробовали с ней новые прыжки. Были даже удачные попытки со страховкой, но всё же рисковать здоровьем и форсировать подготовку в «Хрустальном» не стали и отложили работу над новыми ультра-си, сконцентрировавшись на четверном тулупе, который Камила прыгала в прошлом сезоне.

Сразу он не давался. Первое время Валиева не могла набрать нужную скорость на вылете с прыжка, но со временем четверной выходил всё лучше и лучше. На контрольных прокатах изначально Камила должна была делать только один четверной. Но после неудачи на первом кваде, она решила выйти на второй.


КОРОТКАЯ – УДАЧНЫЙ РИСК, ПРОИЗВОЛЬНАЯ – ВТОРИЧНАЯ СТАГНАЦИЯ

Техника – важная часть успеха Валиевой, но не ключевая. С самого раннего возраста Камила показывает неординарные способности в хореографии, а также намётки уникальной балетной техники, которая крайне редко встречается в фигурном катании. Эксперты говорят про Камилу как про приму балета, которая решила выйти на лёд. Но выход во взрослые – это все равно совсем другой уровень, и не до конца было ясно, справится ли с ним Камила.

В прошлом сезоне Валиева покорила всех программой под образ «Девочки на шаре», где она оживила картину великого мастера. Программой открыто восхищалась Тутберидзе, называя её любимой постановкой, а семья Пикассо звала её в гости.

После такого успеха сложно вновь удивлять, но Камила смогла. Её короткая – это проба нового для Валиевой стиля и попытка доказать зрителям и судьям, что она разносторонняя спортсменка. «Шторм» Эрика Редфорда - не самая популярная композиция, что для постановки играет скорее положительную роль. Нет чувства заезженности, копирования чужих идей, а также сравнений с вариациями от других фигуристов, которые не всегда в твою пользу. Камила с хореографом Даниилом Глейхенгаузом решили рискнуть и показать авангард. И у них это действительно получилось – программа смотрится динамично, насыщенно и разнообразно. Ведь немногочисленная критика постановок Валиевой как раз была в однообразии и малом количестве движений во время проката.

К произвольной, правда, больше вопросов. Сам прокат вышел немного скомканным, а также очевидно, что программа ещё не до конца отработана. В ней много «серых пятен», нет экспрессии, движения вторичны и нет собственной изюминки. А это крайне важно в постановке под «Болеро» Мориса Равеля. Каждый сезон под эту музыку катается с десяток фигуристок. Вполне возможно, сразу после или за прокат до Камилы конкурентка выйдет под ту же музыку. И чтобы не возникало ощущения дежавю каждый шаг должен быть продуман и самобытен. Глейхенгауз по полной использует балетную хореографию Камилы, но программа всё же нуждается в косметических улучшениях. До первого старта почти месяц, так что время у Валиевой и её тренеров точно есть.


«КАМИЛА НЕ ВЫГЛЯДИТ КАК ЮНИОР – ЭТО ПОЦЕЛОВАННАЯ БОГОМ ДЕВОЧКА»

В фигурном катании важнее всего найти баланс между яркой хореографией и сложной техникой с элементами ультра-си. Валиева как раз близка к тому самому идеалу – в казанской спортсменке удивительным образом сочетаются атлетичность и эстетика. Так считает хореограф Валиевой Алексей Железняков.

«После короткой программы я был в неком хореографическом экстазе, – признаётся Железняков. – Как хореограф я получил сумасшедшее удовольствие, даже поймал себя на мысли, что наконец-то вижу все сразу вместе: и прекрасную хореографию, и отличную пластику, грамотные и красивые движения».

Железняков видит в Камиле образец идеального спортсмена. «Наконец-то появилась фигуристка, которая смогла показать все настолько грамотно и красиво! – восхищается своей ученицей хореограф. – По произвольной программе были недоработки, но это просто дело практики. Возможно, сказалось волнение. А вот короткая исполнена как надо – практически эталон!».

Также он напоминает, что её удивительная пластика – это результат многочасовых занятий в том числе современным танцем, который и преподает Железняков: «Валиева – это живое подтверждение моих слов, что все фигуристы должны заниматься не только классическим танцем, но и пластикой и всем на свете. Это развивает координацию, учит правильным и разнообразным движениям».

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


Восхищается дебютом на взрослой арене и вице-чемпионка мира Алёна Леонова. «Программы очень интересные, насыщенные, – считает Леонова. – Короткая уже отточена, по произвольной видно, что ещё не до конца вкатана, надо ещё работать. Но уже сейчас впечатление от прокатов невероятное! Вообще, Камиле, наверное, любой образ к лицу, в этом плане она уникальная фигуристка».

«Видно, что она выросла, – замечает Алёна. – Приятно было на неё смотреть и здорово, что она не растеряла свои прыжки с новым ростом. Очень достойно, на высоком уровне смотрелась на фоне опытных спортсменок, с которыми она выступала. Она выглядела статной, её красивые, длинные линии покорили всех, кто был в «Мегаспорте».

Особенно меня поражают её балетные выезды, мягкие и плавные движения. Я до этого ни у кого такого не видела. И когда один человек делает сразу столько всего, то, конечно, это очень эффектно».

Этот сезон для Валиевой пробный. Её отправили биться со взрослыми, потому что международный юниорский сезон закрыли – у Тутберидзе и федерации, по сути, не было другого выбора. А вот в следующем году Камила будет кататься по взрослым Гран-при, а главное – наверняка поедет на взрослую Олимпиаду. И поедет побеждать.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
1
-