комментарии 23 в закладки

Поговорили с экипировщиком клубов суперлиги – о волейбольной моде, силе брендов и критериях качества формы

erid:

Питерская компания одевает «Зенит-Казань», «Динамо-ЛО» и «Нефтяник».

Казанский «Зенит» на этой неделе представил игровую форму на новый сезон. Клуб впервые обратился к российскому экипировщику Ensen. Компания из Санкт-Петербурга постепенно расширяет своё влияние на рынке: в новом сезоне в её форме будут играть три мужские команды суперлиги и одна женская – «Тулица».

Фирму в 2014 году основал бывший волейболист Сергей Путрин, а в последние годы он ведёт бизнес вместе с сыном Никитой, который играл за «Динамо-ЛО» и «Автомобилист». В интервью «БИЗНЕС Online» Путрин-младший рассказал о деталях производства экипировки, назвал лучшую форму сезона 2019/20 и выразил желание изготавливать для команд альтернативную форму.

Валентин Кротков, Эрвин Нгапет, Денис Земчёнок / фото: zenit-kazan.com


«В ПЛАНЕ ЦВЕТОВ ФОРМЫ КЛУБЫ КОНСЕРВАТИВНЫ»

– Никита, кажется российские клубы начинают больше доверять отечественным производителям – у местных компаний шьют форму «Кузбасс» и «Самотлор», у вас тоже становится больше заказчиков.

– Значит, качество российской продукции не уступает зарубежной – это же здорово. Но у зарубежных брендов есть сила. У нас в прошлом сезоне была интересная история с одним клубом суперлиги. Не буду уточнять, чтобы никто не обиделся. Так вот, мы предоставили команде образцы своей формы для ознакомления. Отзывы тренеров и игроков были позитивные, форма им понравилась. Разговариваем с директором клуба, а тот напрямую: «А кто вас знает? Нам нужен бренд». Качество, скорость исполнения и даже цена неважны, главное для людей – бренд. Что тут поделаешь? Да, мы в профессиональном волейболе всего три года и о нас ещё мало кто знает, но нам не стыдно за те продукты, что мы предлагаем.

– Сотрудничество с казанским «Зенитом» – хорошая реклама?

– Безусловно, ведь это один из самых известных клубов мира. Мы к этому стремились, это определённая оценка нашей работы. Но тут стоит оговориться, что текущая форма носит статус предсезонной. Вероятно, в ней «Зенит» проведёт только матчи Кубка России и возможно старт сезона. У «Зенита» есть договор с Errea, но из-за ситуации с пандемией у возникли определенные сложности и клуб обратился к нам – раньше мы уже общались и были знакомы.

Надеемся, что наша форма понравится казанской команде и в будущем мы расширим сотрудничество. Пока мы работаем с четырьмя клубами суперлиги и тремя командами высшей лиги А – «Ярославичем», «Магниткой» и женским «Атомом» из Курска.

– Чья форма, из тех с кем вы не работаете, вам нравится больше всего?

– По прошлому сезону выделю новосибирский «Локомотив». Им делала форму итальянская фирма Macron и в ней чувствовался индивидуальный подход.

Дмитрий Лызик / фото: lokovolley.com


– Улавливаете ли вы какие-то тренды в форме российских клубов?

– Мне кажется, наши клубы довольно консервативны. Они склоняются к стандартным цветам, боятся экспериментировать. В других видах спорта расцветки формы куда разнообразнее. Посмотрите на фиолетовую форму «Зенита-Казань» – интересно же! В нашем волейболе ядерные, контрастные цвета пока используются только для формы либеро.

– Почему российские клубы в честь каких-то знаковых событий не используют альтернативную форму, как это часто бывает в хоккее?

– Не знаю. Может быть, по финансовым причинам или федерация это не приветствует. Мы бы с удовольствием поработали над альтернативными комплектами для клубов. На самом деле мы периодически предлагаем такие варианты, но они отвергаются. Хотя мне кажется, что с маркетинговой точки зрения это интересный шаг. Когда команда выходит на две-три игры сезона в альтернативной форме, это привлекает дополнительное внимание, вызывает живое обсуждение среди болельщиков. Если к форме есть интерес, её можно продавать. К сожалению, в нашем волейболе в целом продажа мерча развита не слишком хорошо. Я изучал магазины итальянских клубов – там болельщики могут купить всё, что надевают игроки команды и даже больше.

«СЕЙЧАС ЭПОХА СУБЛИМАЦИОННОЙ ПЕЧАТИ»

– Обычно клубы стараются сохранять некую преемственность в форме, но есть «Кузбасс», который каждый год играет в совершенно новом комплекте...

– Форма всегда зависит от политики руководства клуба. Если мы посмотрим на НХЛ и те же клубы оригинальной шестёрки, то они сто лет спустя играют в тех же цветах и с почти такими же логотипами. Это дань традициям.

С другой стороны есть футбольные клубы, которые держат одну классическую форму, но регулярно обновляют гардероб за счёт второго, третьего, четвертого комплектов, которые скупают болельщики. Это делается в первую очередь для продаж. Мы в своей работе стараемся сохранять связь текущей формы с клубными цветами, с историей. «Кузбасс» выбрал другую стратегию – почему нет? Их болельщики каждый год с интересом ждут новую форму.

Игорь Кобзарь и Богдан Гливенко / фото: kuzbass-volley.ru


– Что такое реплика игровой формы, которую иногда продают клубы? Чем она отличается от оригинала?

– Качеством ткани и моделью футболок. Это делает для удешевления продукта. Оригинал может стоит 5 тыс, а реплика вдвое меньше. Для болельщиков это существенная экономия, при этом что внешне форма почти не отличается.

– В какой-то момент сборная России играла в форме без рукавов. Сейчас это немодно?

– Похоже на то. В своё время на такие модели действительно был спрос, но потом пропал. Что касается профессиональных клубов, то рукава - важное место для размещения рекламы. Не очень-то выгодно его терять.

– Форма итальянских клубов испещрена рекламой. Как она вам с эстетической точки зрения?

– Мне нравится. С точки зрения дизайна она может быть простой, но за счёт огромного количества логотипов выглядит красочно и пёстро. Здесь важно, чтобы у дизайнера было достаточно времени на работу и он смог гармонично внедрить спонсорские логотипы в форму. В нашем волейболе у большинства клубов спонсорских логотипов немного, поэтому есть простор для творчества – можно заполнять свободное пространство элементами дизайна. А в целом к рекламе на форме я отношусь положительно. Для клубов это отличная площадка, чтобы зарабатывать. В Италии в этом плане совмещают приятное с полезным.

Доигровщик «Чивитановы» Османи Хуанторена / фото: cev.eu


– Наклейки на форме – пережиток прошлого?

– Да, это уже выходит из моды. Наклейки могут отклеиваться, стираться. Сейчас эпоха сублимационной печати. Перенос изображений (номеров, фамилий, логотипов) происходит прямо на ткань ещё до того, как она шьётся. Ткань изначально белая, но на неё одномоментно наносятся все изображения. Мы сейчас используем этот метод.

Хотя бывают случаи, когда команды заказывают у нас только саму форму. Мол, пришлите футболки и шорты, а номера мы у себя в городе где-нибудь сделаем. Мы сами в своё время начинали с плёнки. Нам приносили готовую форму – мы наносили плёнку. Но и с визуальной, и с технической точки зрения сублимационная печать лучше. Но бывают форс-мажоры. Например, за два дня до начала чемпионата федерация говорит, что будет ещё один спонсор. Клубы же не будут заказывать новую форму – используют наклейки.

«ГЛАВНОЕ В ФОРМЕ – ВПИТЫВАНИЕ ВЛАГИ И СКОРОСТЬ ВЫСЫХАНИЯ»

– Что такое качество формы? Она должна быть дышащей, лёгкой, приятной телу?

– Дышащая форма – это некий штамп. На самом деле хорошая форма должна хорошо впитывать влагу и максимально быстро высыхать. Чем быстрее полиэстеровая ткань выводит влагу, тем лучше. Соответственно, тем комфортнее спортсмену. Если вы выливаете на форму стакан воды и она не впитывается – это не лучший вариант. Ещё к критериям качества, конечно, относится долговечность, сохранение цвета, прочность швов. Это важно, учитывая насколько часто стирается форма.

– Сколько стоит один комплект формы с нанесением?

– В зависимости от модели и ткани – в диапазоне от 2,5 до 5 тыс рублей. В большей степени стоимость зависит от качества ткани. При покупке готовой формы у больших брендов она по логике должна стоить дешевле – потому что они печатают её большим тиражом, цена за единицу уменьшается. Но при этом потом нужно самим делать нанесения и, думаю, цена может выйти дороже.

– Какие ткани вы используете?

– Турецкие, итальянские, китайские. Для костюмов обычно используются турецкие ткани. Многое зависит ещё от фурнитуры. Молния из Китая будет стоить копейки, а из Австрии – тысячу рублей. Мы делаем упор на качество. Пусть заработаем меньше, чем могли бы, но зато клиенты будут довольны нашими продуктами. Как говорится, сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя.

Сергей Путрин (слева) и Никита Путрин (справа) / фото: vk.com/ensensw


– Получается, вы сейчас делаете не только игровую форму?

– Мы начинали с игровой формы. Специально не спешили расширять ассортимент, чтобы не жертвовать качеством и ни на чём не обжечься. Сначала нужно было оптимизировать работу по производству формы. Потом постепенно начали пробовать другие направления. Сейчас можем полностью одеть команду: игровая и тренировочная форма, повседневная одежда, зимняя одежда. Это всё делается на нашем производстве.

Рюкзаки и сумки отдаём подрядчикам, которые шьют под нашим брендом. Для каждого изделия нужно определённое оборудование, которое докупается в зависимости от объема заказов. Например, на те же носки большого спроса пока нет, поэтому нам проще передать заказ подрядчику.

– Насколько ваше производство можно назвать отечественным?

– Учитывая, что оборудование импортное, расходники к нему в основном тоже из-за границы. Российские ткани и краски, к сожалению, уступают в качестве. Дизайн, пошив делается нами. Вероятно, можно сказать, что наполовину производство отечественное.

– Сколько человек в вашей компании?

– В штате 15 человек – дизайнеры, швеи, специалисты, которые работают с печатными станками.

– Дизайн формы обычно разрабатываете сами или предоставляют клубы?

– По-разному. В основном рисуем сами. Бывает, что заказчик говорит: «Мне нужна какая-нибудь синяя форма. Сделайте, посмотрим». Конечно, без чёткого задания у дизайнеров появляются совершенно разные варианты. Бывают и другие случаи, когда заказчик чётко знает, что он хочет видеть на форме. Например, «Ярославич» сразу дал понять, что памятник Ярославу Мудрому – обязательный элемент, а в остальном можно проявить творчество.

На самом деле можно сделать объективно суперский дизайн формы, но если не нравится руководству – он пойдёт в корзину. Хотя в любом случае стараешься какие-то вещи отстоять. У нас большая вовлеченность в волейбол, следим за тенденциями по форме во всех лигах, начиная с Лиги чемпионов и заканчивая чемпионатом Кореи.

«В РОССИИ СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ НОМЕРА»

– Помнится, московское «Динамо» и «Урал» с интервалом в несколько сезонов сыграли почти в одной и той же форме от Mikasa? Почему?

У больших компаний уже есть сформированная линейка. Клубы часто просто выбирают из каталога – видимо, вкусы руководителей в данном случае совпали, причем как в плане модели, так и цветовой гаммы. В футболе ведь тоже половина Европы играет в майках Nike одной модели. Но при этом дизайн у всех разный. У нас тоже есть заранее подготовленные шаблоны, но в целом подход более индивидуальный, чем у больших компаний.

«Динамо»-2012 и «Урал»-2017 / фото: cev.euvolleyufa.ru


– Почему клубы должны заказывать форму у вас, а не у
adidas, Errea, Macron, Mizuno, Mikasa или Asics?

– Что касается качества формы и цены, то с моей стороны будет некорректно сравнивать – это прерогатива клиентов. Наши плюсы в сроках, в удобстве работы и согласования. Хотя здесь многое и от самих клубов зависит: кто-то за пару дней согласовывает, кто-то может это делать месяц - два. Мы сами изучаем регламент и иногда поправляем клубы, которые присылают дизайн, который ему не соответствует. Плюс всегда стараемся получить обратную связь от игроков и тренеров.

– Вы упоминали регламент. Что бы в нём поменяли?

– Мне кажется, у нас слишком большие номера на форме. Они занимают необоснованно много места. Особенно на передней части. Как мне кажется, если бы регламент не был жёстким, можно было уменьшить номер и сдвинуть его в край. Появилась бы вариативность. Например, в футболе у клубов номеров на передней части футболки обычно вообще нет, только на шортах. Кстати, в итальянском волейболе дорожат площадями и у них игровые номера на футболках гораздо меньше.

– Допустим, клуб сегодня днём подписал новичка, а завтра ему играть. Когда он получит свою форму?

– Через сутки. Но здесь многое, конечно, зависит от транспортной логистики – больше времени уйдёт на доставку. У нас уже были такие прецеденты, но доставка была в Санкт-Петербург, поэтому проблем не возникло.

– Вам было сложно войти в рынок?

– Мы давно сотрудничали с «Динамо-ЛО» по полиграфическим услугам. Как раз делали им нанесения на форму. Было понимание, что им нужно, какие требования. Закупили необходимое оборудование и предложили им полностью изготавливать форму. Дизайн и качество их устроило, и мы начали сотрудничество. Потом потихоньку начали наращивать клиентскую базу.

Денис Бирюков / фото: vc-dynamo.ru


– Как это происходит?

– Обычно отправляем клубам пробники, чтобы они могли оценить качество нашей формы. Если устраивает, дальше уже начинаем общение. В любом случае важно пощупать форму, посмотреть её до финальной печати, потому что цвета на мониторе и живьём могут восприниматься по-разному. Кроме того, у каждого производителя размерная сетка может различаться на пару сантиметров, поэтому примерка важна.

– Сколько комплектов формы обычно заказывает один клуб?

– Всё зависит от желания и финансовых возможностей Кто-то может в одном комплекте играть весь сезон, у кого-то три и больше.

– У вас сейчас больше заказов из профессионального, из любительского волейбола?

– В целом 50 на 50. В августе - сентябре обычно разгар работы с профессиональными клубами, которые подходят к сезону. Потом осенью-зимой начинают играть любители, корпоративные команды. Первые месяцы года – мёртвый сезон. Потом ближе к лету появляются заказы от пляжников.

– Какой вы видите свою компанию, скажем, через три года?

– Как говорится, хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Что-то прогнозировать в наше время очень сложно. Стремимся к тому, чтобы в нашей форме играло больше команд. В этом году нам удалось сделать значительный рывок и надеемся, что число доверяющих нам клубов будет увеличиваться. Возможности для роста есть. Мы не забываем и про другие виды спорта, в которых постепенно развиваемся и стремимся создать конкуренцию признанным брендам.

В волейболе реклама на форме в два раза привлекательнее, чем в футболе и хоккее

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
35
-