erid:
Не стало Николая Маркова.
На этой неделе на 84-м году ушёл из жизни бывший игрок «Рубина» Николай Марков. В честь него матч «Рубин» – «Уфа» накануне начался с минуты молчания. В 60-е годы Марков был бессменным капитаном казанской команды, когда та выступала в первой и второй лигах первенства РСФСР. В общей сложности он провёл 386 матчей за «Рубин» – второй результат в клубной истории после Валерия Мартынова (408).
После завершения игровой карьеры Марков продолжил работу в «Рубине» уже в другом качестве – начальника команды. Им он проработал 11 лет и покинул должность в 1988 году. Перед тем, как прекратить работу в клубе, Николай написал открытое письмо в «Вечернюю Казань». В нём он поделился болью от того, что «Рубин» не снабжали ресурсами и при этом требовали высоких результатов, а также выступил с критикой властей.
Интервью с ним записывал опытнейший спортивный журналист Татарстана и первый редактор «БИЗНЕС Online» Евгений Макаров.
Ниже – слова Маркова.
«В спорте считается неписаным правилом: «Победила команда – хорошие игроки, проиграла – плохие тренеры». Не ради любви к афоризмам, а только в интересах защиты своего теплого места оно придумано и пущено в обиход ещё в давние времена безвестным чиновником от футбола.
Почему именно футбола? Да так уж сложилось, что именно этот вид спорта традиционно популярен в правительственных органах и партийном аппарате. Любая неудача – и в чиновных кабинетах наутро ждут исчерпывающих объяснений о принимаемых мерах. Вот тут-то спортивным функционерам нужен стрелочник в лице тренера или начальника команды, которые «не продумали, не использовали, упустили». С них и спрос. А ответственные за создание надлежащих материально-спортивных условий остаются в стороне. Не будут же, право, наверху интересоваться такими мелочами, как качество газона на стадионе или состояние загородной базы.
В Казани такая политика отлажена чётко. И потому можно смело сказать, что по количеству смещённых тренеров «Рубин» – одна из самых многострадальных команд. Только за последние десять лет у руля коллектива стояли Берючевский, Сальников, Михайлов, Костылев, Семёнов, снова Михайлов, снова Семёнов, теперь Наврозов. И целая плеяда до них – Батанов, Решитько, Ю.Марков, Калугин (дважды).
Меня, как видите, десять лет миловали, а я стал начальником команды в 1978 году, когда «Рубин», вылетев из первой лиги, готовился вернуться на утраченные позиции. Из всех безуспешных попыток мы лишь однажды были близки к цели - в 1982 году, когда не хватило двух очков, чтобы войти в финальную пульку. Именно тогда деятельно и продуктивно работал приглашенный из Москвы Михайлов. Именно он ставил перед спортивным руководством много вопросов, без решения которых нельзя было возродить казанский футбол, и самый главный: «Дайте нам поле!» Но ему отвечали примерно следующее: мы в силах дать приличную зарплату, квартиру, автомашину, но поле… Извините. Играйте на чём есть.
Может быть, нынешнее руководство Госкомспорта ТАССР более щедро на заботу? По части принятия постановлений коллегией – безусловно. После каждого сезона итоги обсуждаются, намечаются меры и… всё остаётся на бумаге. А в неофициальных беседах намекают: вот будете выигрывать, будете впереди – тогда и позаботимся. Это всё равно, что в бараке поставить дореволюционные станки, привлечь рабочих с навыками выпускников ПТУ, дать им отходы вторсырья и ждать продукцию на уровне развитых стран. Взамен же обещать импортное оборудование.
Теперь, думаю, самое время сказать, что это за фигура – начальник футбольной команды. Игроки твёрдо убеждены, что он должен быть магом и волшебником, у которого в карманах ордера на квартиры, студенческие билеты и ключи от автомобилей, а дома – станок для печатания купюр; в федерации его «наделяют» умением легко входить в высшие сферы, вовремя преподносить презенты в московских инстанциях и ублажать приезжих судей; болельщики вообще считают его пройдохой, который имеет всё.
Сразу оговорюсь, что к игре футболистов начальник команды практически не имеет никакого отношения. Это результат работы тренеров, а самое главное – степень мастерства игроков, их умения настроиться на поединок и отдать ему все силы. Задача начальника – обеспечить тылы. И я старался, чтобы команда имела все положенное. Премии за победы футболисты получали, средняя зарплата у игроков основного состава составляла 430 рублей, добавьте сюда ежедневное бесплатное питание до восьми рублей – и в итоге набежит не меньше 600 рублей. На сегодняшний день семь футболистов штатного состава (он составляет 18 человек) получили квартиры. Добавим бесплатную поездку на товарищеский матч в Польскую Народную Республику.
Похоже, что некоторые игроки просто потеряли чувство меры. Им снятся гонорары Протасова и Блохина, хотя сами они за сезон забивают считанные голы; им подавай квартиру только за то, что они осчастливили «Рубин» своим присутствием. Не пойдёшь у таких на поводу – и уже читаешь в республиканской газете: «Пустые обещания начальника команды Н. Маркова и главного тренера А. Семенова решить бытовые и материальные вопросы, их неспособность квалифицированно руководить «Рубином» лихорадили коллектив». Знакомая подача!
Всю жизнь я честно жил в футболе. Молодым оборонял подступы к воротам «Рубина», стал мастером спорта. Затем, уже будучи начальником команды, помогал тренерам создавать здоровую атмосферу в коллективе. И вот итог – меня отстранили от команды как «не обеспечившего»...
Самое обидное то, в какой форме это было сделано. Ведь могли пригласить в спорткомитет и честно, по-мужски сказать, что моя работа не соответствует требованиям сегодняшнего дня и нужно дать дорогу молодым и инициативным. Так нет – устраивается публичная выволочка. На собрании команды меня стали обвинять во всех грехах, иные горячие головы даже пытались приписать аморалку. А представители общественных организаций родного предприятия, которые знают меня уже 20 лет, стыдливо опускали глаза, выслушивая эту клевету. Может быть, их смущало присутствие работников обкома партии, облсовпрофа и Госкомспорта ТАССР, а может так полагалось по сценарию?
И всё же зла я на команду не держу и желаю «Рубину» сделать то, что не удалось ему с нами – показать интересную результативную игру, вернуть на трибуны болельщиков и возвратить Казани славу футбольного города».
Николай Марков