erid:
Интервью со спортивным директором «Рубина».
Сегодня «Рубин» проведёт первый домашний матч после паузы из-за пандемии коронавируса: на «Ак Барс Арене» казанцы примут «Локомотив». Накануне встречи мы поговорили со спортивным директором «Рубина» Олегом Яровинским.
В интервью «БИЗНЕС Online» менеджер рассказал, как клуб живёт в период пандемии. Также он высказался о рестарте сезона РПЛ и задачах клуба, трансферах и новом лимите на легионеров, а также последних событиях в чемпионате России.
Что вы прочитаете дальше:
● Газон «Ак Барс Арены» в оптимальном состоянии, но сейчас надо довести его до идеального;
● Хвичу Кварацхелию ждёт большое будущее, но пока он в «Рубине» и говорить о Европе преждевременно;
● Главной задачей остаётся сохранить прописку в премьер-лиге;
● Вагнера Лава в Казани никогда не рассматривали, но он способен усилить любой клуб РПЛ;
● План по трансферам канул в лету, потому что на игроков не посмотреть живьём.
«РУБИН» ВЫПОЛНЯЕТ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ РОСПОРТЕБНАДЗОРА И НОВОГО РЕГЛАМЕНТА»
– Олег, в клубах РПЛ много случаев заражения коронавирусом. Накануне о положительных тестах сообщил «Оренбург». В «Рубине» в этой связи принимаются какие-то меры? Внутренний регламент, запрет на кафе и посещение людных мест?
– С одной стороны, мы надеемся на благоразумие футболистов. С другой, у нас есть чёткий регламент от Роспотребнадзора и РФС. Мы просто решили следовать правилам футбольных и гражданских властей. Выполняем этим указания, ничего не выдумываем. У нас масса дезинфекционных вещей на базе, мы полностью разграничили взаимодействие сотрудников клуба с командой. С ними контактируют только члены тренерского штаба и часть персонала. Рустем Фидаевич Сайманов это придумал, контролирует, и все строго исполняют эти указания.
– У вас раздельный вход на базу?
– Да, у нас всё разделено. Плюс мы регулярно сдаём тесты на коронавирус.
– Не думали заселиться всей командой на базу, как сделал «Локомотив»?
– Так делал и «Спартак». Но, мне кажется, что все с ума сойдут. Это тяжело.
– Есть запрет не контактировать с соперником после матча? Николич после игры с «Оренбургом» жал руки и обнимал игроков команды, а у тех нашли коронавирус.
– Да, мы жёстче следим за выполнением медицинского регламента.
– Из «Оренбурга» к вам никто не обращался? До матча с вами остаётся девять дней.
– Нет, пока никаких разговоров не было. К нам не обращались.
– Какие у вас впечатления от рестарта РПЛ в новых реалиях?
– У нас рестарт произошел на потрясающем стадионе в Екатеринбурге – это классная арена. До этого мы не играли очень долго и соскучились. Болельщиков, конечно, маловато, но не было ощущения пустого стадиона. Впечатления только позитивные.
Маски, перчатки, антисептики – с одной стороны, это необычно. Но мы живём в этих реалиях с апреля и до этого соблюдали все карантинные меры. Нет ничего необычного. У нас и на базе есть чистая зона, мы ходим там в перчатках и масках, а до этого и на карантине уже все привыкли к этим нюансам.
– Леонид Слуцкий сказал, что «Сочи» в матче с молодёжью «Ростова» нарушил принцип фэйр-плей. Ваше мнение?
– Я был очень расстроен. У нас с «Ростовом» очень дружеские отношения, как и с «Сочи». Расстроился, что не увидел интересного матча, на который лично я настраивался. Мне кажется, когда сильнейшие футболисты отсутствуют, это влияет на качество игры.
Не считаю, что это любопытный эксперимент. Мальчишки «Ростова» – молодцы, безусловно. Они показали свой максимум, выложились, и для них это событие. Но хочется, чтобы играли сильнейшие составы. Нужно какой-то уровень лиги держать всё-таки. А на детей я с удовольствием посмотрю в ЮФЛ, где по накалу матчи интереснейшие.
– Если «Рубин» окажется в такой ситуации, что и «Сочи», как поступите?
– Надеюсь, что мы не окажемся в такой ситуации. Думаю, матч «Сочи» – «Ростов» послужил определенным толчком. Увы, за счёт «Ростова» это произошло. Теперь будут приняты какие-то меры, чтобы минимизировать потери и избежать таких обстоятельств.
– Сейчас идут разговоры, что нужно изолировать только зараженных футболистов, а не всю команду. Это правильнее?
– Да. Мне кажется, это одно из решений. Но есть руководство лиги и РФС, есть руководство Роспортребнадзора и они прекрасно понимают, что делать. Думаю, там идёт работа в этом направлении.
«ВСЕ КЛУБЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ ПАНДЕМИИ НАОЩУПЬ, НО У СЛУЦКОГО БЫЛ ЧЁТКИЙ ПЛАН»
– Никто из зараженных игроков «Рубина» не играл в матче с «Уралом». В этом есть связь?
– Они полностью выздоровели, были на карантине. То, что они не играли, – это не связанные истории.
– У Слуцкого были опасения, что, заболев коронавирусом, футболист рискует карьерой.
– Ни Плиева, ни Пояркова это не коснулось. Тьфу-тьфу! Но два случая – не повод для того, чтобы делать выводы. На них это не сказалось, но всё равно это опасный вирус, и он не изучен. Плиев и Поярков – ребята с богатырским здоровьем. Слава богу, что с ними всё хорошо, но как вирус влияет на профессиональных спортсменов, мы пока до конца не знаем.
– С «Уралом» «Рубин» физически выглядел неплохо, хотя после простоя ожидали худшего. Как вы готовили команду?
– Да, физически мы неплохо провели эту игру. В принципе, мы выполнили свой план подготовки, который был сверстан. В период тренировок и выхода из пандемии всё делали это на ощупь, но у Слуцкого был чёткий план. В том числе план и по физике – вместе с Хавьером Сальсесом (тренер по физподготовке – ред.). Считаю, план был реализован. Мы эти цифры мониторили, внимательно изучали.
Всё равно мы дуем на воду. Ведь сейчас начнётся график матчей через два на третий, через три на четвертый. Считаю, что в таком плотном графике состояние вообще будет определять всё. У каждого тренера свой подход, как выходить из пандемии. Мы на обучении на лицензию Pro это обсуждали, и пока матч с «Уралом» показал, что «Рубин» не ошибся. Но это была первая игра, посмотрим, что будет дальше и как мы пройдём этот отрезок. Только после сезона будет понятно, насколько правильно каждая команда готовилась.
Но я бы отдал должное игрокам «Рубина», которые вышли, вернулись из пандемии в очень приличном состоянии. Не все, но большинство.
– Речь о весе или физическом состоянии?
– Это вообще всё. В тех условиях, когда физическая активность была ограничена, игроки ответственно отнеслись к заданиям главного тренера и тренера по физподготовке. Это очень здорово, они молодцы.
– Кварацхелия с «Уралом» оформил гол+пас, и опять пошли разговоры о том, что «Локомотив» его упустил. Каков его потенциал, по-вашему?
– Это безумно талантливый мальчишка, крутой футболист. Его ждёт огромное футбольное будущее, но давайте отвлечёмся от разговоров про «Локомотив». Да, они его потеряли, но так сложилось. Юрий Палыч Сёмин неоднократно говорил, что Хвича – потрясающий футболист. Он столько лет в футболе и может это определить. Кварацхелия – игрок с большим потенциалом, и дай бог, чтобы он дальше так развивался.
– Вы видели, как Эдегор, Головин и Робертсон развивались и затем уходили в топ-клубы. Насколько Хвича способен повторить этот путь? Он может потянуть уровень топ-чемпионата?
– Мы сравниваем тех игроков, кто уже играет в больших европейских командах, с Хвичой, который пока в «Рубине». Лет через пять я с удовольствием эту тему обсужу. Но сейчас это не очень корректно. Хвича безумно талантлив. Но пока он, слава тебе Господи, играет в «Рубине». Он должен развиваться в том же темпе в «Рубине».
– У вас накануне была первая тренировка на «Ак Барс Арене». Как вам условия на новой арене?
– Стадион шикарный. Уже говорил, что когда мы приезжали в Екатеринбург на новый стадион, то это другие ощущения от футбола. И то же самое было на «Ак Барс Арене»: раздевалка, чаша, поле. Приятно, что теперь это наш домашний стадик. Там классно играть в футбол.Сотрудники стадиона с такой душой к нам относятся. Мы встречались и общались, они и с Саймановым постоянно на связи, и со Слуцким. Есть очень позитивное взаимодействие.
– Слуцкий высоко оценил газон. Действительно поле в порядке?
– Думаю, сотрудники стадиона прислушиваются к нашим рекомендациям. Мы сделаем газон идеальным. Поле – это очень тонкая настройка. Мы на пути к идеальному газону. Есть масса всяких нюансов, которые зависят от времени года и корневой системы: высота травы, жесткость, мягкость. У нас с руководством стадиона есть взаимодействие, и мы сделаем газон, который больше всего нравится нашим футболистам.
«НОВЫЙ ЛИМИТ НАС ОЧЕНЬ ОГРАНИЧИВАЕТ»
– Насколько в период пандемии стало тяжелее вести переговоры по трансферам? Что-то изменилось?
– Проблема осталась только одна – мы никого не можем смотреть живьем. И это меня лично просто убивает. Переговорный процесс можно перевести в Zoom и мессенджерах – это не проблема. А проблема – нельзя выехать и посмотреть на игрока на стадионе.
Во-первых, выехать из страны нельзя, как и въехать, – это самая большая беда. Нужно смотреть игроков живьем, поэтому из-за этого обидно. Но переговоры мы ведём, и я не могу сказать, что цены рухнули или суперфутболисты бродят где-то, как кочевой народ, только их успевай подписать. Нет, пока всё как было.
– Как сейчас функционирует скаутский отдел?
– Мы используем видеоплатформы для просмотра игроков. Но сейчас Цезарь Навас в Испании получил возможность посещать какие-то матчи. Но это достаточно ограничено. У нас был план по просмотру игроков, и он совершенно не выполнен. Надеюсь, что всё возобновится хотя бы к осени или зиме.
– То, что между этим сезоном и следующим будет пауза меньше чем в две недели – это проблема? Как комплектовать команду?
– Да, такого никогда не было. Но это не повод искать оправдания. Мы работаем и на этот чемпионат, и на новый. Это непросто, но что поделать? Все в одинаковых условиях. Мы должны выйти из этой ситуации.
– А тактика по комплектованию команды поменялась?
– Не забывайте, что у нас будет новый лимит. И у нас сейчас очень приличная команда, которая частично была собрана до нас, частично зимой. И нам нужно четко устаканить игровые связи. Мы изначально до пандемии планировали только точечные усиления. И мы продолжаем вести эту работу. На мой взгляд, у нас очень хорошая команда. Надо просто работать с ней.
– По лимиту у «Рубина» девять иностранцев. Есть понимание, с кем будете расставаться?
– Нет, надо доиграть сезон. Но лимит на заявку в восемь легионеров нас очень ограничивает. Как и всех остальных. Это проблематичная вещь.
– Не стоит отсрочить новый лимит, потому что его принимали до пандемии? Сейчас новые реалии: чемпионат скомкан, паузы между сезонами, по сути, нет.
– Если бы это от меня зависело, то я бы подумал. Мне не кажется, что новый лимит пойдёт нам на пользу. Но решение принято, и придётся существовать в этих реалиях. Но в целом, конечно, стоит ещё раз подумать о схеме лимита и принять новые реалии, которых не было, когда его принимали.
– У «Рубина» шесть арендованных игроков. Определились, кто останется?
– Это всё будет решаться в конце сезона. Нам надо сыграть длинный отрезок сезона и вообще-то нужно сохранить прописку в премьер-лиге.
– А есть опасения в клубе?
– Ну, конечно! Мы находимся в зоне вылета: шесть-семь клубов претендуют на вылет. И эти опасения абсолютно логичны.
– «Химки» и «Ротор» из-за финансовых проблем могут не выйти, стыков нет. Возможно, что вообще никто не вылетит.
– Мы в «Рубине» верим только в футбольную составляющую. Сегодня так, завтра всё может поменяться. Надеяться надо на себя. В любом деле не нужно зависеть от внешних обстоятельств. У нас есть оставшиеся матчи, в которых мы должны решить вопрос по прописке в РПЛ. На этом мы сфокусированы, а всё остальное – спекуляция.
«ИНТЕРЕС «РУБИНА» К ВАГНЕР ЛАВУ – СТОПРОЦЕНТНЫЙ ФЕЙК»
– Меркулов – первый летний новичок «Рубина». Вы ждали его почти полгода. Насколько это тяжелый переход?
– Если бы не пандемия, то он бы перешёл к нам раньше, ведь мы ещё в мае должны были закончить чемпионат. Миша – очень качественный левый защитник, ещё достаточно молодой. Время покажет. Считаю, пока это игрок, который явно придётся ко двору.
– Трансфер повлиял на отношения с «Уралом»?
– Нет, никак. Михаил ведь принял решение не продлевать контракт с «Уралом» ещё до того, как мы на него вышли. У него была своя позиция, которую он сам озвучит, если захочет. Но мы никак не влияли на его решение уйти из «Урала».
– Олег Шатов действительно подписал предварительный контракт с «Рубином»?
– Пока без комментариев. Всему своё время.
– Джордже Деспотович, который стал свободным агентом, интересен «Рубину»?
– Мы много какие варианты рассматривали. По нему какого-то стопроцентного решения у нас нет.
– Вагнер Лав мог перейти в ЦСКА, но оказался в «Кайрате». А ещё к нему приписывали интерес «Рубина». Действительно думали его подписать?
– Нет, это стопроцентный фейк. Вагнер – нереально топовый игрок. Я уверен, что он бы сейчас в России выглядел бы очень прилично. Но если мы приобретаем иностранного форварда, то изначально нацелены на другой возраст. Необязательно, что это будет какой-то молодой 20-летний нападающий. Вагнер в ближайший год – это суперусиление для любого клуба РПЛ, кроме «Зенита», наверное. Но мне кажется, что это уже история, когда игрок немного на сходе.
– Как у вас обстоят дела с лицензией Pro? Недавно ваш выпуск сдавал экзамены.
– Да, мы сейчас в Zoom занимаемся, выполняем разные задания и дискутируем. Очень интересно. В нашем потоке Шаронов, Мусаев, братья Березуцкие, Олег Саныч Кузьмин. У нас пока нет лицензий, но есть правило УЕФА: как только ты поступаешь учиться, то автоматически можешь работать главным тренером авансом. Нам ещё учиться полтора года, и все настроены серьёзно.
Но очень тяжело учиться в Zoom. Хочется уже как-то перейти на обучение в оффлайн. Это не претензия, а просто переживание. Может быть, мы просто уже старые. Но объективно учиться онлайн очень сложно.
– Тренерские амбиции есть?
– Мне интересен сам процесс. Но я не уверен, что из меня получится хороший главный тренер. И эти знания как менеджеру мне очень нужны, а ещё мне интересно учиться.
«В ЦСКА ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО: ТАМ РАБОТАЮТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РЕШАТ ВСЕ ВОПРОСЫ»
– ЦСКА для вас и Слуцкого – не чужой клуб. Команда проиграла «Зениту», Гончаренко уехал и непонятно, кто будет тренировать. Что там происходит?
– Мне кажется, оценивать происходящее надо, находясь внутри клуба. Я за ЦСКА очень переживаю, кроме 12 июля, когда у нас очный матч. Поражение от «Зенита» – очень болезненное, и оно всегда внутри клуба тяжело воспринимается. Но я уверен, что в ЦСКА всё будет хорошо. Там работаю люди, которые великолепно знают, что нужно делать. Они решат все вопросы.
– «Зенит» – чемпион?
– По всей видимости, да. Уверен, что ещё будет борьба. Мне кажется, некорректно списывать со счетов «Локомотив» и «Краснодар». Последние не играли из-за пандемии в «Динамо», к сожалению. У «Локо» была тяжелая игра. Да, «Зенит» выглядит мощно, но, мне кажется, что назначать кого-то чемпионом заранее – это лишать себя интриги. Мне, как человеку, который из подвала смотрит наверх, очень интересно...
– Вы уже на 11-м месте.
– Ну, тем не менее! Хочется увидеть борьбу за чемпионство до последнего тура. Это всегда интересно.
– «Ливерпуль» стал чемпионом досрочно, и всё равно АПЛ интересна.
– Да, но они полностью заслужили свой титул. Было бы очень несправедливо, если бы из-за пандемии они не доиграли чемпионат. И посмотрите, как корректно тот же Гвардиола воспринимает их чемпионство. Он смирился, но продолжает выражать уважение – это очень классный пример того, как топ-тренеры воспринимают чемпионскую гонку: «Ок, в этом году вы лучше. Но в следующем мы будем выше».
– Сейчас смотрите европейские чемпионаты?
– Конечно! Всё не могу смотреть, но главные матчи с удовольствием смотрю. Когда Бундеслига вернулась, то мы вообще прилипли к телевизору – было интересно, как футбол выглядит после простоя в пандемию. Стараюсь всё смотреть. Без зрителей это выглядит куцо, но всё равно интересно.
«ВАЖНО ОСТАТЬСЯ В РПЛ, А НА КАКОМ МЕСТЕ – ВТОРОСТЕПЕННО»
– Какие у вас ожидания от концовки сезона? У «Рубина» непростой календарь.
– По мне, календарь у всех одинаковый. Вообще бороться за выживание – это тяжело в любой ситуации. Думаю, нам надо отбросить все мысли о расширении или нерасширении РПЛ, о лицензиях «Ротора» или «Химок», о тяжелом или легком календаре. Надо пытаться играть в футбол – это банально звучит, но ничего более простого еще не придумали. Надо сосредоточиться на том, что от нас зависит.
Не надо кивать на календарь, погодные условия и прочие факторы. Надо верить в собственные силы. У нас очень хорошая и молодая команда. Она находится в тяжелом турнирном состоянии, но я изнутри вижу, что наши ребята способны обыграть кого угодно. И я в них не сомневаюсь.
– Ещё бы все матчи не заканчивать в меньшинстве.
– Да, не хотелось бы поставить рекорд РПЛ по количеству удалений подряд! Все эти удаления – разные истории. Так сложились обстоятельства.
– То, что «Рубин» не заканчивал чемпионат ниже 11-го места, учитываете?
– Нет, вообще. Мне кажется, сейчас это не имеет значения. Важно – остаться в премьер-лиге и решить задачу. А на каком месте – второстепенно.
– Сейчас вы думаете, как спокойно закончить чемпионат и спастись. А чего ждать от следующего? На что вы нацелены в перспективе?
– Не думаю, что формулировать эти планы уместно, когда мы ещё не решили задачу по прописке в РПЛ. Это реально самая важная цель, и на сегодня именно она – самая актуальная. Можно планировать свадьбу с Марго Робби, а потом оказаться в отделении полиции в Шумячах за пьяный дебош. Это точно не та история, о которой нам сейчас надо думать.
– «Рубин» продал почти всю квоту на первый домашний матч на «Ак Барс Арене». Что можете сказать тем, кто решился пойти на вашу игру?
– Болельщикам я хочу пожелать здоровья, потому что собрался прийти на стадион даже в благополучном Татарстане – это решение. Любому человеку на стадионе мы будем признательны за поддержку и за то, что он пришёл на стадион. Заранее всем этим людям говорю спасибо.
Надеюсь, когда пандемия закончится, наш стадион будет заполняться максимально возможным образом. Мы для этого будем прилагать все силы и, конечно, играть при полных трибунах – это счастья для любого игрока, тренера и менеджера. Это другое ощущение. Мы ждём болельщиков на трибунах и будем стараться их радовать.
Читайте также о «Рубине»:
Гид по матчу «Рубин» – «Локомотив». Будет ли еда? Можно ли приехать на машине? Приносить ли маску?
Уход Кварацхелии в «Рубин» – боль «Локомотива». Как казанцы провернули трансфер?
«Рубин» не влезает в новый лимит: в команде девять легионеров и нет очевидных кандидатов на выход