комментарии 28 в закладки

В США тоже хантят фигуристок? Лучшую американку переманил бывший коллега Орсера

erid:

Алиса Лью сбежала от тренера, который был ей как мама.

Череда переходов в фигурном катании продолжается – накануне о новом специалисте сообщила двукратная чемпионка США Алиса Лью. Главная надежда Америки и претендент на победу в Пекине всю карьеру работала с Лаурой Липецки, но теперь будет готовиться к сезону с Ли Баркеллом и хореографами Лори Николь и Массимо Скали.

Лью и Липецки показывали уникальный пример, когда детский тренер довёл спортсмена до спорта высших достижений и фигурист остался с ним и после успеха. Но в результате Лью всё равно сменила каток, а ранее Лаура признавалась, что Лью неоднократно пытались переменить более известные специалисты.

У нас активные попытки перехватить спортсменов из других катков в порядке вещей. Получается, в Америке тоже?

Алиса Лью / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


ЛЬЮ – ЕДИНСТВЕННАЯ ТОПОВАЯ УЧЕНИЦА СВОЕГО ТРЕНЕРА. ОНА ЗАМЕНИЛА ЕЙ МАТЬ

Для понимания масштаба личности – авторитетный журнал Time включил Лью в топ-100 самых перспективных американцев этого поколения, а центр изучение общественного мнения GoldHouse в сотню влиятельнейших азиатов США. Эксперты видят в Лью одну из главных претенденток на победу в Олимпиаде, а, выиграв чемпионат США в 13 лет, Алиса установила рекорд страны.

Информацию о возможном переходе Лью к Баркеллу изначально сообщили известные инсайдеры фигурного катания TheSkatingLesson. Подтверждения долго ждать не пришлось – сначала Алиса отписалась от тренера в инстаграме, а затем вышла официальная новость на сайте Федерации фигурного катания США.

Выступила с заявлением и сама Лью. «Хочу поблагодарить Лауру Липецки за все, что она для меня сделала. Мы работали очень сплоченно, Лаура помогла мне достичь всего, что я сейчас имею», – сказала Алиса, так и не объяснив причины перехода. Ведь если работа была сплоченной и успешной – зачем что-то менять?

Со стороны их сотрудничество выглядело и правда очень тесным, и близким. Лью – единственная известная ученица в карьере Липецки и она оказывала Алисе всестороннюю поддержку. У Лью нет мамы – она родилась через суррогатное материнство, но её тренер по сути заменила биологическую мать.


На каток Лью отдал её отец. Он поклонник пятикратной чемпионки мира Мишель Кван и мечтал, чтобы дочка также достигла успехов на льду. Правда финансовых возможностей выбрать известного тренера не было, и Алиса с пяти лет и до сегодняшнего дня тренировалась у Липецки.

Она была перспективной одиночницей, учила тройной аксель, но травмы помешали ей достичь успеха в спорте. Поэтому Лаура рано завершила карьеру и начала тренировать с 17 лет. Уже к 30 у неё был свой каток, но одарённых учениц помимо Лью не было ни одной. «Есть одна девочка, которая разучивает тройной аксель. Собственно, на этом все», – рассказывала Липецки в интервью «Спорт-экспрессу».

Поэтому союз Лью и Липецки выглядел лаконично – Лаура пыталась компенсировать Алисе отсутствие материнской любви и помогала своей ученице в бытовых вопросах, что редко встречается в США. Алиса в свою очередь была для Лауры единственным шансом доказать свою профпригодность в фигурном катании. Став самой молодой чемпионкой Америки Лью приглашали на крупнейшие вечерние шоу. Естественно, вместе с тренером и это был неплохой пиар для специалиста.

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


У АЛИСЫ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ С НЕДОКРУТАМИ И ХОРЕОГРАФИЕЙ, НО ТРЕНЕР ИХ ОТРИЦАЛА

В то же время в кругах фигурного катания всё равно ходили разговоры, что Липецки – детский тренер и она не может работать с претендентом на победу на Олимпийских Играх. Зерно сомнения в квалификации Лауры сеяли и самой Алисе и её отцу. Как рассказывала Лаура в разговоре с «БИЗНЕС Online» весной на юниорском чемпионате мира, Алису по ходу прошлого сезона несколько раз пытались переманить к себе более известные тренеры. Тогда Лью Липецки удалось удержать. Сейчас, очевидно, нет.

После новости о переходе на попытку связаться с ней Липецки не ответила, оставив ситуацию без комментария. Вполне возможно, что ей пока что сложно принять потерю лучшей ученицы, с которой у неё были крепкие эмоциональные связи.

В то же время сама Алиса объясняет причины перехода желанием перейти на новую ступень развития. С Липецки она выучила сложнейшие прыжки – тройной аксель и четверной лутц – но всё равно проигрывала российским конкуренткам. Причём не только Камиле Валиевой, но и другим ученицам Этери Тутберидзе.

Эксперты видят причину в проблемной хореографии Лью, отсутствии скольжения и базовых ошибках в технике. Её прыжки часто недокручены, они низкие и делаются на невысокой скорости. Это сильно влияет на итоговый балл – несмотря на высокую базовую стоимость элемента низкая оценка за исполнение отбрасывает Лью далеко от соперниц.


Больше всего вопросов у технических специалистов было к четверному лутцу американки. На одном из этапов Гран-при ей и вовсе изначально зачли четверной прыжок за тройной и только после нескольких повторов пересчитали элемент в пользу спортсменки, добавив один оборот.

Но Лаура отрицала фундаментальность проблем и видела причину слабых результатов только в технических огрехах. «Алиса не катала программы чисто и не показала то, на что она способна. Если бы она откатала чисто программу, возможно, результаты были бы другими», – говорила Липецки после ЮЧМ в Таллине. Тогда Лью заняла только третье место, хотя базовая техническая стоимость её программ была выше, чем у чемпионки Валиевой и обладательницы серебра Дарьи Усачёвой.

При этом Липецки говорила, что довольна своей ученицей и на данном этапе она достигла локальной победы. «Как для дебютного чемпионата мира Алиса выступила очень неплохо. Вместо того, чтобы выводить её с уже наработанным контентом, мы решили бросить Лью вызов с более трудной задачей. В итоге она проиграла, но это поражение – часть пути к самосовершенствованию», – сказала Липецки.

Ли Баркелл с Винсентом Чжоу / фото: Matthew Stockman, Getty Images


ПЕРЕХОД К БАРКЕЛЛУ – ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПРАВИТЬ ТЕХНИКУ И ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ

Только вот дальнейший путь Алиса решила идти уже не с Лаурой, а с новым тренером. Ли Баркелл – один из сильнейших специалистов Америки в плане техники и переход к нему – это возможность до конца раскрыть технический потенциал Лью. Его ученики стабильны на прыжках и избегают недокрутов. Также у фигуристов, которых готовил Баркелл нет проблем с неясным ребром на лутце и флипе – это основы в прыжковой технике, которые подводят многих именитых спортсменов.

Поможет Баркелл Алисе и с изучением ультра-си. У него уже есть опыт успешного женского четверного. В 2016-17 годах он поставил четверной сальхов вице-чемпионке мира из Казахстана Элизабет Турсынбаевой. На момент работы в Cricket Club Турсынбаева исполняла свой четверной только на тренировках, но вернувшись к Этери Тутберидзе выехала с сальхова и на соревнованиях. При этом наработки квада казахской фигуристки – заслуга именно Баркелла.

Баркелл в качестве фигуриста выступал в парном катании и больших успехов не добился. Зато как тренер практически сразу смог заявить о себе. В 2008-м Баркелл подготовил к победе канадца Джеффри Баттла. Затем у него был успешный опыт работы с японцем Нобунари Ода и несколькими канадскими парами.

Раньше Баркелл сотрудничал с Брайаном Орсером и ставил прыжки в том числе Юдзуру Ханю. Но прошлым летом у них произошёл конфликт, и Ли ушёл работать на каток конкурентов Granite Club. Его переход напоминает уход от Тутберидзе Сергея Розанова. Баркелл хотел выйти из-под тени Брайана и, уходя, взял с собой несколько сильных спортсменок, включая звезду сборной Канады Габриэль Дейлман.

В прошлом году Баркелл договорился о сотрудничестве с сильной японкой Сатоко Миохарой и перспективным американцем Винсентом Чжоу. У Баркелла серьёзный вес в фигурном катании Америки и влияние, поэтому переход к нему – это ещё и возможность повысить свои котировки в глазах судей.

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


За всю историю фигурного катания всего лишь раз детский тренер смог довести своего спортсмена от начала до конца и проработать с ним всю карьеру. Ирина Слуцкая встала на коньки под руководством Жанны Громовой и больше чем за 20 лет так и не сменила тренера, став при этом семикратной чемпионкой Европы.

Чаще всего для того, чтобы выйти на следующий уровень фигуристы переходят к более опытному и известному специалисту. Если у них самих нет такого желания, то их к нему подталкивают. Слуцкую тоже неоднократно звали сильнейшие тренеры России, но она считала возможным работу только с Громовой.

В России в порядке вещей более успешному тренеру в открытую переманивать спортсменок с других катков. Так делает и Евгений Плющенко, и Этери Тутберидзе, и Алексей Мишин. Алёна Канышева, например, рассказывала, что к ней тренеры из группы Тутберидзе подходили прямо на соревнованиях, когда она ещё была в «Снежных барсах» со Светланой Пановой.

Как оказалось, в Америке подобная практика агрессивного хантинга тоже в ходу. И ругать спортсменок за желание стать сильнее не стоит, это нормальный и естественный процесс.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
-8
-