erid:
Судьи могли опустить канадку на девятое место.
На Олимпиаде-2018 главная драма произошла в фигурном катании. Двукратная чемпионка мира Евгения Медведева три года победной серией шла до «золота» Олимпиады, но в итоге в личном турнире уступила Алине Загитовой, а в командном ошибки партнёров по сборной привели к поражению Канаде.
Только вот если победа Загитовой вопросов не вызывает, то вот результаты командного олимпийского турнира вполне можно было оспорить. Дело в том, что во время короткой программы женщин канадская фигуристка Кэйтлин Осмонд совершила грубую ошибку, которую по факту проигнорировали судьи.
В суматохе Олимпиады её не заметили и спортивные медиа в феврале 2018. А ведь с её признанием расклады на итоги Игр могли быть совсем другими.
ОСМОНД СДЕЛАЛА ПАУЗУ МЕЖДУ ПРЫЖКАМИ В КАСКАДЕ – ЭТО ЗАПРЕЩЕНО
При просмотре проката Осмонд в короткой программе, важно обратить внимание на стартовый элемент – каскад из тройных флипа и тулупа. Чувствуете, что с исполнением что-то не так? Осмонд уверенно зашла на первый прыжок, потом остановилась и только потом исполнила второй прыжок. Цельной такая комбинация не выглядит.
Кэтлин набрала слишком высокую скорость и не смогла уверенно приземлиться с флипа. Поэтому сразу же исполнять второй прыжок каскадом она не могла. Канадка перевела дух, сменила опорную ногу и с нуля зашла на тройной тулуп, который, к тому же, был исполнен в недокрут.
Технически это каскад уже из трёх элементов. Между двумя многооборотными прыжками иногда действительно допускают техническую связку. Обычно это ойлер (по сути, риттбергер в один оборот) или остановка. Как в случае с Осмонд.
Проблема только в том, что подобные варианты прыжкового контента в короткой программе строго запрещены. Регламент короткой очень строг, и там чётко прописаны варианты возможных элементов. Для одиночниц это три прыжковых элемента – двойной или тройной аксель, тройной прыжок с шагов, каскад из тройного и двойного прыжка или двух тройных.
При этом отдельно прописано, что в каскад запрещается вставлять шаги и повороты между прыжками. Поэтому исполненные Осмонд тройные флип и тулуп через комбинацию – это нелегальный элемент, который должен был остаться без оценки.
Со страхом ожидал баллов и канадский комментатор в прямом эфире. «Тройной флип… О нет… Это ночной кошмар для судей. Как они будут это оценивать», – недоумевал он.
Но элемент включили в оценку, лишь немного сбавив результат за неудачный тройной тулуп. Один из судей и вовсе оценил исполнение каскада на +3 (это идеальное исполнение), и по итогу за не соответствующий правилам ИСУ каскад Осмонд получила 8,10 балла. А по идее должна была получить ноль и улететь в конец таблицы.
СУДЬИ ЧАСТО ИДУТ В ТАКОМ СЛУЧАЕ НА ВСТРЕЧУ, НО В ПХЕНЧХАНЕ БЫЛА СТРОГАЯ БРИГАДА
Вице-чемпионка мира Алёна Леонова в разговоре с «БИЗНЕС Online» признаёт ошибку судей и удивляется, почему Осмонд в принципе стала делать каскад, хотя могла «прицепить» второй прыжок к сольному прыжку в конце программы.
«Обычно если не удаётся хорошо выехать с первого прыжка фигуристки не рискуют и делают каскад в конце программы, – объясняет Леонова. – Осмонд немного качнуло в сторону, она потеряла равновесие и поэтому приземлила прыжок «через тройку». Я бы оценила этот каскад на -2-3 (на тот момент действовала система оценок +3/-3, – прим) и с галкой на втором прыжке. Может, даже и с двумя. Снимать элемент, на мой взгляд, радикально».
По словам Леоновой, судьи часто идут на встречу спортсмену в таких ситуациях. «В короткой действительно строгие правила, и элемент могли посчитать не соответствующим правилам. Но я помню, как с такой ошибкой каскад делала на одном из стартов Туктамышева. И ей тоже не стали сильно резать баллы».
При этом сценарий, когда судьи решили действовать от и до по букве закона – тоже не редкость. Весь вопрос только в дотошности судейской бригады, которая обсуживает соревнования. В Пхёнчхане она была на максимальном уровне. Прыжки других фигуристок арбитры оценивали строго и, например, ставили недокруты даже в неочевидных моментах. Но опустить на дно таблицы фигуристку из Канады испугались.
Без оценки за каскад вместо третьего места Осмонд была бы на девятой позиции. В этом случае вместо восьми баллов для сборной Канады она бы завоевала всего два. В таком случае по итогу у Канады было бы только 67 баллов, что всего на балл больше, чем у России. После второго соревновательного дня Россия и вовсе шла бы лидером.
В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА КАНАДЫ ПО БАЛЛАМ ТАРАСОВА И МОРОЗОВ ВЫШЛИ БЫ В ПРОИЗОЛЬНОЙ
Итоговое преимущество Канады – это результат в парном катании. Когда стало ясно, что рассчитывать на «золото» в командных соревнованиях не получится тренер Нина Мозер решила дать отдохнуть своей главной паре Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову перед личным стартом и выпустила вторую по рангу пару Наталья Забияко и Александр Энберт.
Забияко и Энберт котировались на тот момент гораздо ниже, чем Тарасова и Морозов, поэтому ожидаемо проиграли не только канадцам, но и итальянской паре. У них не хватило ни опыта, ни мастерства, чтобы уверенно выступить в ответственный момент.
Тарасова и Морозов практически гарантированно обошли бы итальянцев, да и канадскую пару в произвольной они часто обыгрывали. Их участие наверняка решило бы ход борьбы с Канадой за последние очки в пользу России, только вот в условиях огромного гандикапа Канады в этом не было смысла. Мозер совершенно справедливо решила, что лучше уж делать ставку на личный турнир, чем ещё раз выпускать главный актив в команднике, где все было уже определено.
В сложную ситуацию на Олимпиаде Россия попала ещё в первый день Игр, когда в короткой программе провалился Михаил Коляда. Он пошёл на риск и решил исполнить четверной лутц, который у него был нестабильным. В результате падение и сорванный ритм, а дальше Михаил и вовсе посыпался, не сумев чисто сделать ни один из заявленных прыжков – начала Россия только с восьмого командного места.
В других видах наши фигуристы как могли пытались сократить гигантский разрыв с главными конкурентами – Канадой и США. Но для этого нужны были не только успешные выступления наших, но и провал соперников. США сильно отстали от нас в парном катании и женском одиночном, а вот Канада шла вровень с нами во всех видах.
Тем самым провалом, который компенсировал бы неудачу Коляды мог стать для Канады прокат Осмонд. Отнесись судьи построже к прокату Кэйтлин, наша команда стала бы победителем турнира, а Евгения Медведева – олимпийской чемпионкой. Алина Загитова могла бы стать и вовсе двукратной чемпионкой ОИ в 15 лет – уникальный случай, который точно не скоро бы кто-то повторил. Не было бы и такой драмы для девушек и в личном турнире. Каждая выходила бы на лёд уже в ранге олимпийской чемпионки.