erid:
В качестве примера – эпизоды финала Лиги наций с США.
Главный тренер «Зенита» СПб и сборной России Туомас Саммелвуо стал очередным гостем проекта Smart Volley, прочитав лекцию на тему «Блок/защита в мировом волейболе».
Финский специалист основательно подготовился к вебинару, дав слушателям не только теоретическую, но и практическую часть – он разобрал действия российских игроков в десятке розыгрышей победной Лиги наций-2019 с США (3:1).
Журналист «БИЗНЕС Online» законспектировал выступление Саммелвуо. Также мы подготовили для вас несколько видеонарезок. Дальше – слова Туомаса.
«НУЖНО НЕ ГАДАТЬ, А СМОТРЕТЬ НА СВЯЗУЮЩЕГО»
Я не рассматриваю блок и защиту как разные элементы – они тесно взаимосвязаны. Защитники должны знать действия блокирующих, а блокирующие – схему расположения защитников. Для любого тренера важно, чтобы игроки чётко понимали идею, тактику игры в обороне и придерживались её – это и есть игровая дисциплина.
Волейбол – очень рандомный вид спорта, мы никогда не знаем, что будет в следующем розыгрыше. Поэтому важно через тренировки выстроить базовую систему игры в защите, а затем только немножко корректировать её в зависимости от соперников: например, конкретному игроку в определённой расстановке встать на метр ближе или дальше, чем в нашей обычной системе. Повторюсь: очень важно понимание волейболистами командной системы.
Иногда даже подача – это элемент блока и защиты, потому что она способна выключить из игры определённых игроков и уменьшить варианты развития атаки соперника.
Наша принципиальная идея блока и защиты – игра по передаче, по мячу. В первую очередь блокирующие и защитники должны анализировать траекторию приёма соперника. Нужно не гадать, а смотреть на руки связующего, его язык тела. И реагировать на его действия. Каждый нюанс имеет важное значение: где стартовая позиция связующего, откуда он пасует, куда он может отдать мяч при разном приёме.
Разбор связующего соперника играет важную роль при выборе тактики игры на блоке и в защите. Отдельно делается анализ по тому, кому связующий пасует после 20-ти очков в партии. Если мы уверены, что он будет вести игру через диагонального, мы можем сделать опцию два. Это значит, что в важные моменты против диагонального соперника обязательно должен быть хороший двойной блок. Разумеется, для такого решения должна быть очень большая выборка матчей.
Еще мы анализируем пасует связующий доигровщику после его приёма или нет. Если чаще нет, то мы можем больше подавать в этого доигровщика. Для блока и защиты важно знать направление передач связующего и направления атак. Обычно перед матчами у нас бывает одно или два собрания с видео. За день до игры мы смотрим направления атак нападающих соперника. В день игры – разбор связующего и направления подач. Статистики сейчас очень много, но мы стараемся выделять только самое важное. На тренировках до игры мы стараемся смоделировать некоторые ситуации, чтобы лучше к ним подготовиться.
Скидки связующих бывают не так часто, поэтому мы не делаем на них большой акцент. Это входит в общую концепцию игры – нужно следить за руками и пытаться достать мяч в защите.
«БАЗУ» ПРОТИВ СБОРНОЙ РОССИИ СПОСОБНЫ ДЕЛАТЬ НЕМНОГИЕ»
При блокировании первых темпов есть две разные ситуации: игра по передаче и «опция». Опция – это когда наш центральный блокирующий сразу прыгает с первым темпом соперника, потому что мы так решили заранее. Таким образом, на краях мы получаем ситуацию один в один. При игре по передаче блокирующий не должен двигаться до передачи связующего. Это очень важно. Мы не прыгаем заранее, а пробуем смягчить мяч и сыграть его в защите.
Мы в сборной России по возможности стараемся всегда делать тройной блок. Как только нападающий видит тройной блок, ему уже психологически тяжелее сильно ударить в площадку. Он будем искать скидки или отыгрываться от блока. Конечно, есть исключения – например, Вильфредо Леон может ударить в площадку поверх блока. Но против высокого российского блока «базу» способны делать немногие.
Как бороться с высокими нападающими? Есть такие игроки, которых мы практически не блокируем. Только смягчаем и защищаемся. Они этого очень не любят. С такими нападающими очень важна техническая работа: правильно выстроенные руки, правильное расположение защитников.
Я получил интересный вопрос, который касается не только блока и защиты: кто должен отвечать за фрибол, который идёт во вторую зону, когда диагональный на задней линии? Мы не хотим, чтобы диагональный играл этот мяч. Тогда у нас не будет его в атаке и сопернику нужно будет блокировать только на половине площадки. Я считаю, что такой мяч – ответственность доигровщика задней линии. Мы лишаемся пайпа, но у нас есть первый темп, четвёртая зона и диагональный.
РАЗБОР МОМЕНТОВ
При игре на блоке и в защите постоянно нужно быть очень внимательными. Часто бывают длинные розыгрыши и каждый раз нужно возвращаться в центр сетки и снова играть по передаче. Это очень важная и тяжелая работа.
Такой приём, когда мяч идёт на три метра от сетки, мы называем «на знак». Конечно, блоку и защите в такой ситуации легче. В данном случае первый темп Максвелл Холт даже не прыгает на атаку. Практически есть только Тейлор Сандер в четвёртой зоне и Мэттью Андерсон во второй. Подача сделала свою работу.
Здесь все должны стоять на месте и никуда не двигаться, пока не поймут куда идёт передача. Все блокирующие смотрят за связкой, на его язык тела. Егор Клюка и Иван Яковлев дошли хорошим скоростным шагом и сделали очень хороший двойной блок. Во время удара лучше, чтобы глаза были открытыми. Но есть тенденция, что блокирующие закрывают глаза, особенно когда блок такой высокий, как здесь.
Ситуация с возможной «зоной». От Клюки нет помощи центральному блокирующему. Это ответственность Виктора Полетаева, если будет атака. Здесь Полетаев стоит очень близко к центру, он чуть ли не соприкасаются ногами с Яковлевым. Он должен быть на шаг вправо. Яковлев занимает правильную позицию. Его руки могли быть чуть-чуть повыше, но для стартовой позиции это нормально. С высоко поднятыми руками двигаться сложнее.
Здесь, когда у соперника был очень хороший приём, очень тяжелая ситуация для защиты и блока. Когда на международном топ-уровне, команда принимает хорошо, она выигрывает мяч в 70% случаях, а иногда даже выше. Тем не менее, это мяч мы блокируем.
Ситуация – высокий мяч из четвёртой зоны. Полетаев успел прийти третьим на блок, но у них получился немного разный темп. На блок важно прыгать вместе, в одном темпе.
Дмитрий Волков занимает отличную позицию в защите – по центру площадки, может быть стоило сделать ещё один шаг в диагональ. Либеро Валентин Голубев стоит там, куда такой нападающий как Сандер может ударить.
При узкой передаче и тройном блоке мы хотим, чтобы линия была закрыта. Чтобы у нападающего не было возможности ударить сильно по линии.
Игорь Кобзарь здесь слишком близко к блоку. Мы хотим, чтобы связующий или диагональный в такой ситуации были не в трёх метрах от сетки, а в 4,5 - 5 метрах. Это позволит и достать скидку, и сыграть мяч в случае блок-аута. Если защитник слишком близок к блоку, он даже не видит нападающего. Я знаю, что во многих командах игрок первой зоны играет близко к блоку, отвечает за скидки, но при нашей системе он не должен быть слишком близко.
При защите очень важно не двигаться до удара, а ещё – следить за рукой нападающего. По технике, по положению тела часто бывает понятно, будет сильный удар или скидка. Важное понимание игры, понимание ситуации. Это очень важно.
Например, вот здесь по руке Сандера видно, что не будет сильного удара.
Клюка следит за этим, но здесь у нас случилось так, что они с Волковым защищают практически один участок площадки, довольно близко к ним и либеро Голубевым, хотя должен быть в центре площадки. Так не должно быть, мы должны защищать всю площадку. В итоге будет скидка, к которой Клюка не успел, потому что не был полностью готов и перед этим сделал шаг назад.
У американцев вышел Джеффри Джендрик. У него очень хороший удар по первой зоне. Ильяс Куркаев не только прыгнул заранее по первому темпу, но и закрыл направление – то, что мы посмотрели на собрании до игры. Это тактическая работа. Для Джендрика свободна вся пятая зона, но он не любит атаковать туда, его любимая зона – первая. В итоге Куркаев сделал отличную работу.
В данном случае мы реагируем по передаче. Здесь тоже есть тактический момент. Это уже четвёртый сет и мы знаем, что диагональный Бенджамин Патч получает очень мало передач. Плюс до этого он дважды ошибся. Именно поэтому Волков стоит так близко к центру сетки, чтобы оказать помощь Яковлеву. Чистый блок – это большой плюс, но главная задача – смягчение и защита. Здесь Холт хорошо ударил по высоте, мы не смогли смягчить, но здесь классную работу сделал либеро Голубев. Мяч улетел на ту сторону, но этом нормально для этой ситуации.