erid:
Канадцу Питерсу достался не самый сильный состав.
Жёсткий потолок зарплат в 900 млн рублей, который установлен в КХЛ со следующего сезона, заставляет все топ-клубы ужиматься в расходах. «Автомобилист» – не исключение: по информации РБК, в прошлом сезоне клуб из Екатеринбурга тратил на зарплаты игрокам 1,2 млрд рублей. Новый регламент позволит спонсору клуба - УГМК сократить траты, а на первый план выйдет умение менеджеров собирать состав.
С 2017 года «Автомобилист» полностью финансируется УГМК, а на бюджетные деньги в Свердловской области строят хоккейные коробки. Совместными усилиями (в соотношении 60 на 40) УГМК и область начали строительство новой хоккейной арены (открытие планируется в 2022 году), вмещающей 15 тыс зрителей. Старенький «Уралец» (5,5 тыс мест) уже давно не соответствует амбициям команды, стремящейся в лидеры КХЛ. В Екатеринбурге каждый матч собирает аншлаг, и если бы дворец вмещал больше и был комфортнее, клуб мог бы зарабатывать гораздо больше.
Спортивным директором «Автомобилиста» остался Олег Гросс, но и легенда екатеринбургского хоккея Павел Дацюк вплотную участвует в комплектовании команды. Например, в приглашении канадского тренера Билла Питерса важную роль сыграл именно Дацюк. Предыдущий главный тренер «Автомобилиста» Андрей Мартемьянов был уволен после вылета в первом раунде Кубка Гагарина прошлого сезона от «Сибири» (1 - 4). А вскоре команду покинул и самый дорогой игрок, нападающий Найджел Доус, получавший 150 млн рублей в год.
По информации «БИЗНЕС Online», зарплатная ведомость «Автомобилиста» на данный момент – 817 млн рублей. Пополнить команду может максимум один игрок, при этом в бюджете клуба остаётся место для защитника Никиты Трямкина, который пока не определился с будущим – оставаться ему в Екатеринбурге или предпринять вторую попытку закрепиться в «Ванкувере».
САМЫЙ ДОРОГОЙ – КОВАРЖ, ГОЛЫШЕВ НЕ УЕЗЖАЕТ В НХЛ
Отказ от Доуса выглядел логичным для «Автомобилиста»: лидер команды провалил оба плей-офф, в которых клуб с солидным бюджетом суммарно выиграл одну серию. Наравне с Найджелом провалился и американский нападающий Дэн Секстон, зарабатывавший 80 млн рублей в год. Но его оставили в «Автомобилисте»: легионер согласился на сокращение зарплаты почти в два раза – в следующем сезоне он получит 45 млн рублей.
Самым дорогим игроком клуба остаётся чешский вратарь Якуб Коварж. С контрактом в 90 млн рублей он входит в топ-5 самых высокооплачиваемых игроков КХЛ. Новое соглашение Коварж подписал в марте 2019-го, когда жёсткий потолок ещё не был официально утверждён. Но для «Автомобилиста» чех действительно важен настолько, что достоин получать зарплату, равную 11% от общей платёжной ведомости клуба. Коварж стабильно отыграл шесть сезонов за уральцев, при этом в 35 из 324 матчей он не пропустил ни одной шайбы.
Второй в списке самых высокооплачиваемых хоккеистов «Автомобилиста» – местный воспитанник Анатолий Голышев. Прошлой весной он подписал с клубом 4-летний контракт с зарплатой в 70 млн рублей, при этом в нём есть пункт, что Голышев может уехать в НХЛ. Инсайдер Игорь Жуков в своём телеграм-канале в начале июня сообщил, что 25-летний форвард уже в это межсезонье перейдёт в «Нью-Йорк Айлендерс», который владеет правами на игрока. Но директор «Автомобилиста» Максим Рябков разъяснил ситуацию: «После двух первых сезонов контракта он сможет попробовать свои силы в НХЛ. Так что еще сезон он должен отыграть в «Автомобилисте», а уже потом может уехать. В этом году опции выхода в контракте у Анатолия нет».
Минувший сезон из-за травм получился у Голышева скомканным (25 очков в 38 матчах), но именно на него в клубе надеются как на лидера нападения. Ещё один такой сезон – и в «Айлендерс» уже вряд ли захотят видеть российского форварда у себя. Два других топа атаки «Авто» – немец Брукс Мэйсек и канадец Питер Холланд. Первый в своём дебютном сезоне в КХЛ забросил 24 шайбы, став четвёртым снайпером регулярного чемпионата. Холланд же набрал 43 (17+26) очка, не слишком часто играя в большинстве.
Глубины атаки в прошлом сезоне у «Автомобилиста» не было, и в это межсезонье клуб неплохо сработал в этом направлении. В Екатеринбург переехали Станислав Бочаров («Торпедо») и Алексей Макеев («Витязь»), которые хорошо сыграли в прошлом сезоне. Теперь они должны выходить на другой уровень: раньше они были лучшими в клубах-середняках, в «Авто» же им предстоит играть в топ-6 атаки клуба, который намерен выигрывать Восточную конференцию.
Вот только крайнего нападающего уровня Доуса в команде теперь нет. Несмотря на нестабильность и апатию в плей-офф, в регулярке Найджел мог без проблем выбить 50 очков.
ДАЦЮК – ИГРАЮЩИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР?
Дацюк – самая обсуждаемая персона «Автомобилиста» в это межсезонье. И дело не в том, что Павел – суперзвезда и самая медийная личность екатеринбургского клуба. 42-летний хоккеист до сих пор не продлил контракт с клубом, хотя уже несколько источников сообщили, что он останется в команде ещё на год.
По словам его заокеанского агента Дэна Мильштейна, в последнее время Павел занимается семьей и подпишет контракт с «Автомобилистом» как только освободится от дел. Такое отношение со стороны Дацюка никого не должно удивлять. Несмотря на возраст и не самый лучший минувший сезон, в «Автомобилисте» всегда будут готовы продлить с ним соглашение. Необходимо только желание самого игрока.
В первую очередь, потому что у хоккеиста отличные отношения с высшим руководством клуба и все дела он решает напрямую с ним, а не через генерального менеджера. Во-вторых, для президента клуба и главы УГМК Андрея Козицына, Дацюк – живая легенда. Именно он настоял в прошлом году на возвращении игрока в Екатеринбург. По нашим данным, зарплата хоккеиста составила 100 млн рублей и еще 20 млн – бонусы. Как утверждает инсайдер Жуков, зарплата Дацюка в следующем сезоне будет ниже почти в 10 раз и составит 13 млн рублей. Меньше капитана «Автомобилиста» будут получать лишь несколько молодых хоккеистов. Также Жуков сообщает, что через год Дацюк завершит карьеру и займёт должность генерального менеджера клуба.
Очевидно, что нынешний контракт с командой – символический. За один минувший сезон Павел заработал больше 100 млн рублей и просить у руководства большие деньги еще и за следующий сезон было бы некрасиво со стороны хоккеиста. Особенно с учётом жёсткого потолка зарплат. Намного важнее сохранить хорошие отношения с руководством, пойти на красивый шаг вроде зарплаты на уровне молодого игрока, а позже занять должность одного из функционеров.
Сейчас пост генерального менеджера занимает Гросс, но к нему за последние несколько лет накопилось много вопросов. При огромных вливаниях денежных средств «Автомобилист» за последние два сезона ни разу не прошёл дальше второго раунда Кубка Гагарина. Формально Дацюк уже сейчас занимается некоторыми трансферами клуба. Например, на пост главного тренера предложил «Автомобилисту» Питерса, с которым работал в «Детройте».
По информации нашего издания, руководство клуба по многим вопросам комплектации состава советуется именно с Дацюком , а не с Гроссом. При этом селекцию клуба в это межсезонье нельзя назвать сильной. Команда подписала средних игроков и вряд ли стала сильнее по сравнению с прошлым сезоном. А топ-игрока на место ушедшего Доуса так и не нашли.
Ещё непонятно, для чего Дацюку следующий сезон в качестве игрока. 42-летний нападающий выиграл за свою карьеру всё, что возможно, и всем всё доказал. Вряд ли у «Автомобилиста» будут шансы на завоевание Кубка Гагарина, а риск провалиться или провести неудачный сезон – велик.
ЧЕГО ДОБЬЁТСЯ ПИТЕРС СО СРЕДНИМ СОСТАВОМ?
Защитная линия в двух предыдущих сезонах считалась слабым местом «Автомобилиста». Там не было легионеров и звёздных имён, а за первой парой Трямкин – Алексей Василевский чаще всего играли средние игроки, не выделявшиеся и в других клубах. В это межсезонье «Авто» предпринял попытку заполучить Вячеслава Войнова, но и 100-миллионное предложение из Екатеринбурга не вдохновило двукратного обладателя Кубка Стэнли: он по-прежнему ждёт предложений из НХЛ.
Качественно усилить оборону «Автомобилисту» всё-таки удалось. 50 млн рублей в год получит Захар Арзамасцев – ключевой защитник «Салавата Юлаева» последних сезонов. А под игру в большинстве приглашён канадец Чарлз Геноуэй, который на протяжении всех сезонов в КХЛ показывал хорошую результативность (в среднем – 27 очков за сезон). Может показаться, что возрастному (33 года) атакующему защитнику переплатили, дав около 38 млн рублей за сезон, но он должен усилить оборону команды.
Удивляет зарплата воспитанника «Нефтехимика» Максима Березина, который по новому контракту получит 35 млн рублей в год. Его нельзя назвать супернадёжным защитником, в атаку он тоже почти не подключается, а в сезоне 2018/19 он просидел в запасе «Авангарда». Но в Екатеринбурге с ним продлили контракт на два года и дали деньги, которые, например, в СКА получает один из самых стабильных защитников лиги Антон Белов.
В целом же, состав «Автомобилиста» относительно главных конкурентов на Востоке выглядит посредственно. Георгий Белоусов и Джефф Плэтт могут занять места, например, Бочарова и Макеева в верхних тройках нападения, но как это способно усилить команду? В то время как в других командах Востока во вторых тройках играют форварды куда более высокого уровня: в «Ак Барсе» – Станислав Галиев и Данис Зарипов, в «Салавате Юлаеве» – Дмитрий Кугрышев и Никита Сошников, в «Авангарде» – Денис Зернов и Александр Хохлачёв.
Да, «Автомобилист» не стал значительно слабее, но его прежнего уровня не хватило даже на то, чтобы пройти в первом раунде плей-офф «Сибирь» (1 - 4). А Питерсу, никогда не тренировавшему за пределами Северной Америки, точно понадобится время на адаптацию в КХЛ.
Ориентировочный состав «Автомобилиста» на сезон 2020/21:
Коварж (Фомин)
Геноуэй – Арзамасцев
Березин – Василевский
Тимашов – Зборовский
Мэйсек – Холланд – Голышев
Бочаров – Дацюк* – Секстон
Макеев – Плэтт – Белоусов
Обидин – Куликов – Литовченко
Резерв: з. Мамкин, з. Бодров, з. Щемеров, н. Мозер, н. Хрипунов
* – если подпишет контракт до начала сезона