erid:
Чтобы такое не повторилось, поменяли регламент.
28 марта 2004 года в Белгороде в финале волейбольной Лиги чемпионов в первый и пока единственный раз встретились два российских клуба – «Белогорье» со счётом 3:0 обыграло одинцовскую «Искру». Вместе с «БИЗНЕС Online» знаковый матч вспоминают его участники – Андрей Егорчев, Александр Богомолов, Вадим Хамутцких и Григорий Афиногенов.
Белгородская команда вышла в полуфинал Лиги чемпионов еще до начала турнира. Сейчас это выглядит странно, но тогда в европейской конфедерации волейбола заранее выбрали клуб-организатор «Финала четырёх». 31 августа 2003 года им стал действующий победитель турнира – «Белогорье».
Таким образом, групповой этап превратился для команды Геннадия Шипулина в формальность (можно было проиграть хоть все шесть матчей), но при этом у клуба и города было достаточно времени улучшить инфраструктуру.
«Главные проблемы были связаны с логистикой – нехватка гостиничных мест, отсутствие нормального аэропорта. Требовалось полностью реконструировать старенький «Космос», – вспоминал Шипулин в своей книге «Режиссёр волейбольного театра». В итоге в Белгороде успели подготовиться к приёму гостей, но приехали не совсем те, кого ждали.
ДОЛЛАРОВАЯ «ЧЕРЕПАШКА», ГОРЮШЕВ – ДОМКРАТ
Впервые с 1981 года (!) в топ-4 Лиги чемпионов не попал клуб из Италии. В Белгороде ждали звёздный «Тревизо», однако в четвертьфинале итальянский клуб без травмировавшего спину лидера Станислава Динейкина сенсационно проиграл французскому «Туру» во главе с Владимиром Алекно и с Туомасом Саммелвуо в составе. Еще одной неожиданностью стал выход в «Финал четырёх» дебютанта Лиги чемпионов – «Искры». Подмосковная команда заняла второе место в группе после «Тура», а при жеребьёвке «раунда 6-ти» получила подарок судьбы – бельгийский «Нолико» (3:0, 3:0).
«Белгород точно будет в финале. А мы постараемся составить ему там компанию. Если не обыграем «Ираклис», заставлю игроков возвращаться в Одинцово не самолётом, а на лошадях!» – шутил накануне полуфинала с греками главный тренер «Искры» Сергей Цветнов. В итоге его команда «всухую» (25:22, 25:22, 25:23) обыграла грозного соперника, в составе которого тогда выступали Франц Гранворка, Тонтор Баев, Андрей Краварик. Немаловажную роль сыграла серьёзная финансовая мотивация.
«10 тысяч долларов каждому – такой была наша премия за выход в финал Лиги чемпионов, – рассказывает блокирующий той «Искры» Александр Богомолов. – На тот момент это половина однушки в Подмосковье. Зарплаты у нас были не самые высокие, но бонусами мотивировали очень хорошо. У нас на протяжении всего сезона ходила шутка на эту тему. Как-то наш либеро Валерий Комаров говорит тренеру: «Сергей Анатольевич, когда покажете черепашку?» Цветнов ничего не понимает. Валера продолжает: «Ну, черепашку, такую большую, зелёную». Через какое-то время тренер понял, что речь о кейсе с долларами. В итоге эта «черепашка» долго к нам ползла, про неё все говорили».
Главным забойщиком «Искры» был диагональный Михаил Бекетов, который в матче с «Ираклисом» наколотил 21 очко. Также в стартовом составе выходили связующий Роман Архипов, блокирующие Богомолов и Григорий Афиногенов, доигровщики Валерий Горюшев и американец Рэйли Сэлмон. Еще один доигровщик «Искры» Владимир Мельник играл за команду только в российских турнирах, поскольку осенью был заявлен в Лиге чемпионов за «Белогорье».
По воспоминаниям игроков, в «Искре» была шикарная атмосфера, которую во многом создавали Олег Согрин и Горюшев. У последнего был свой колбасный бизнес, поэтому холодильники игроков «Искры» постоянно были забиты мясной продукцией. А еще Горюшева в шутку называли Домкратом. «Однажды он десять раз выжал ногами 650 кг! Собрал в зале блины на 450 кг, посадил на тренажёр меня и еще кого-то из команды. Все были в шоке», – вспоминает Богомолов.
Выходом в финал главного еврокубка, титульным спонсором которого тогда была фирма Indesit, «Искра» спасла сезон, ведь за неделю до этого команда проиграла в четвертьфинале чемпионата России казанскому «Динамо».
«БЕЛОГОРЬЕ»: НЕДЕЛЯ КАРАНТИНА НА БАЗЕ И ПОЛНАЯ УВЕРЕННОСТЬ
«Белогорье» в своём полуфинале разнесло «Тур» – 3:0 (25:20, 25:16, 25:17). «Мне не в чем упрекнуть своих игроков. Играй мы во Франции, Италии, да хоть на Марсе – белгородцы всё равно бы победили. Они просто сильнее. «Белогорье» – это, по сути, сборная России, которая будет одним из фаворитов Олимпиады», –сказал Алекно после поражения.
Белгородская команда тогда действительно была базовой для сборной России. Сергей Баранов, Алексей Вербов, Андрей Егорчев, Александр Косарев, Алексей Кулешов, Сергей Тетюхин и Вадим Хамутцких через пару месяцев под руководством белгородского же тандема тренеров Шипулин – Борис Колчин завоевали «бронзу» на Олимпиаде в Афинах.
«Наша сила была в сыгранности, мы долго играли вместе, – говорит экс-блокирующий «Белогорья», а ныне тренер молодёжной команды московского «Динамо» Кулешов. – В те времена игроки подписывали долгосрочные контракты, не меняли команды каждый год. Если говорить об игровых аспектах, то у Белгорода всегда был классный приём, который обеспечивали Тетюхин, Косарев и лучший либеро мира на тот момент Пабло Меана».
Кулешов отмечает, что в финале белгородцы ждали «Ираклис». Это подтверждает и Хамутцких: «После самоустранения итальянских клубов, была уверенность, что нам играть с греками, но «Искра» преподнесла сюрприз. Возможно, российский финал получился не самым зрелищным, но он показал всем силу нашего волейбола».
Егорчев вообще утверждает, что «Белогорью» было всё равно, с кем играть. «Мы тогда во всех турнирах побеждали, команда была очень сплоченная и уверенная в себе. Мы никого не боялись. Когда итальянцы вылетели, уверенности стало еще больше. Тем не менее, готовились, серьёзно. Геннадий Яковлевич перед «Финалом четырёх» нас на неделю закрыл на базе», – рассказывает Андрей.
По словам Егорчева, перед финалом тренеры на разборе акцентировали внимание на игре диагонального «Искры» Бекетова. «Тогда ещё не было такой аналитики как сейчас. Что-то рисовали на досках, а в основном проговаривали устно. Наша основная задача на матч заключалась в том, чтобы выбить соперника с приёма. Подающие у нас тогда были дай боже!», – отмечает Егорчев.
В полуфинале с «Туром» игроки «Белогорья» набрали подачей 11 очков (4 – Тетюхин), в финале сделали 9 эйсов (6 – Косарев). «Искра» пыталась бороться, но блок «львов» прикрыл и Бекетова, и Горюшева, и Сэлмона.
Возможно, сказалась сорванная установка «Искры» на игру. «Мы сидим в раздевалке, Цветнов объясняет тактику и тут в соседнюю раздевалку влетают взявшие «бронзу» игроки «Тура» – шум, гам, громкая музыка. Толком так ничего и не услышали. Мы часа через полтора вернулись, а французы продолжали гудеть у себя. Самым колоритным у них был французский связующий Люк де Кергре с дредами», – вспоминает Богомолов.
«ОБЫГРАТЬ БЕЛГОРОД НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ»
Игроки «Белогорья» в финале показали 72% реализации атак! Самый низкий показатель оказался у диагонального Баранова – 67% (8/12).
«Честно говоря, финал Лиги чемпионов на тот момент был для «Искры» потолком, – признаётся Афиногенов. – Обыграть тот Белгород нашим составом не представлялось возможным. Это была настоящая машина, как казанский «Зенит» во времена Леона».
«Серебро» Лиги чемпионов так и осталось для «Искры» потолком. В 2009-м команда взяла «бронзу», а в 2013-м из-за финансовых проблем упала в низшие лиги. «Белогорье» же свой следующий титул завоевало ровно через 10 лет – весной 2014-го.
Самым результативным игроком финала-2004 стал Косарев, но по совокупности двух матчей тренеры команд-участниц «Финала четырёх» отдали титул самого ценного игрока турнира Егорчеву. С тех пор ни один блокирующий не удостаивался подобной награды. Её традиционно забирают диагональные или доигровщики.
«Я тогда играл на каком-то невероятном кураже, – вспоминает Андрей. – Всё получалось. Я даже делал эйсы и в защите что-то подбирал. Сам удивлялся. Что уж говорить об атаке. Вадим Хамутцких с четырёх метров играл взлёт за головой – забивали! Волейбол тогда был более романтичный, в игре было больше импровизации. Соперник в такой ситуации просто не знал, куда бежать на блок».
Находившийся по ту сторону сетки Богомолов подтверждает – так и было: «У них крутая связка была. Борода вкладывал мяч в руку Егорчеву с любого приёма, пасовал ему даже снизу. Добавьте сюда Тетюхина, Косарева и Баранова на краях сетки. Тяжело было блокировать. Белгород тогда был недосягаем. Поэтому для нас второе место стало хорошим результатом».
Вместе с золотыми медалями, игроки «Белогорья» забрали и большую часть индивидуальных наград. Косарев стал лучшим подающим, Кулешов – блокирующим, Баранов – нападающим, Меана – либеро. Из состава бронзового «Тура» призом лучшему принимающему отметили французского либеро Юбера Энно, а лучшим связующим «Финала четырёх» стал Роман Архипов из «Искры».
В 2004-м российские клубы сыграли в финале из-за жёсткой сетки плей-офф, но функционеры европейской конфедерации волейбола впоследствии исключили такую вероятность. Организация ввела правило, что команды из одной страны не могут играть финале. Это по-спортивному несправедливо, но выгодно с точки зрения охвата аудитории решающего матча. В итоге в 2011-м, 2013-м и 2014-м российские клубы искусственно сводились в полуфиналах. Только в последние годы судьбу команд вновь стала определять жеребьёвка, но российский клубный волейбол уже не доминирует в Европе – двух команд в полуфиналах не было пять лет.
Лига чемпионов-2004. Финал
Белогорье (Белгород, Россия) – Искра (Одинцово, Россия) – 3:0 (25:21, 25:19, 25:15)
28 марта. Белгород. ДС «Космос». 5100 зрителей. Судья Сокуллу (Турция).
Белогорье: Косарев (14), Егорчев (7), Баранов (8), Тетюхин (11), Кулешов (11), Хамутцких (2) – старт; Меана (либеро), Колодинский (0), Козлов (1). Не играли: Вербов, Данилов, Юраков.
Искра: Сэлмон (7), Богомолов (2), Архипов (3), Горюшев (6), Хорошев (0), Бекетов (7) – старт; Комаров (либеро), Согрин (2), Карпов (1), Афиногенов (0), Кобрин (0). Не играл: Горбатков.
Очки – 75:55, подача – 9:2, атака – 38:25, блок – 7:1, ошибки – 27:21.