erid:
Что не так с этим «Рубином».
Леонид Слуцкий начал в «Рубине» с двух матчей без голов и побед. Во встречах с прямыми конкурентами за сохранение прописки в премьер-лиге казанцы набрали всего одно очко и нанесли лишь 5 ударов в створ ворот.
«БИЗНЕС Online» объясняет, почему у нового «Рубина» практически ничего не получается и с какими ключевыми проблемами столкнулся Слуцкий.
«РУБИН» ОБНОВИЛСЯ, НО НА КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИЦИЯХ ТЕ ЖЕ СРЕДНИЕ ИГРОКИ
В зимнее межсезонье новый менеджмент «Рубина» обновил состав под Слуцкого и во всех линиях у команды появилось по новичку, сейчас у тренера есть возможность для ротации. Но на ключевых позициях в полузащите «Рубин» не изменился – игрой по-прежнему управляют Вячеслав Подберёзкин и Игорь Коновалов. Эта линия была проблемной и раньше, но новый штаб поверил в потенциал игроков.
Можно обновить каркас автомобиля, поменять колеса, салон и даже руль, но если двигатель тот же, то скоростные данные и возможности авто никак не поменяются. Так и в «Рубине» – есть новый форвард Иван Игнатьев, от которого ждут многого в атаке, но при этом он очень зависим от партнёров в полузащите. Раз с доставкой мяча проблемы, Игнатьева не видно. Новичок меньше всех в «Рубине» участвует в атаках: 36 – с «Тамбовом» и 23 – с «Крыльями». Это худшие показатели в составе казанцев. При этом в двух турах Игнатьев сделал столько же острых передач, сколько Коновалов и Подберёзкин вместе взятые – 2. Хотя это не его функционал.
Подберёзкин и Коновалов выглядят неплохо при игре на чистых мячах, когда их не встречают и они могут быстро перевести мяч, хотя это базовый навык для полузащитника уровня премьер-лиги. Но протащить, найти зоны в центре, вскрыть линию, доставить мяч до нападающего – с этим есть проблемы. В системе Слуцкого именно Подберёзкин и Коновалов – два ключевых игрока, которые определяют темп игры, скорость, интенсивность атак. Но оба играют довольно медленно и статично. И не только при Слуцком: точно такие же проблемы были и при Романе Шаронове.
В этом главная проблема «Рубина» что в первом круге, что в стартовых матчах после перерыва. Игроки, от которых значительно зависит игра команды, просто не выдерживают уровень требований к ним. И Шаронов, и Слуцкий пытаются привить команде атакующий футбол в давление, с контролем мяча, но это не катализируется в моменты и голы.
Система «Рубина» сбоит и пока «Краснодар», «Ростов» или «Спартак» с ЦСКА реализуют такой футбол с исполнителями уровня Николы Влашича, Зелимхана Бакаева, Романа Зобнина, Романа Ерёменко и Ивелина Попова, у «Рубина» на этих ролях игроки просто слабее. Даже Георгий Мелкадзе в очном матче создал больше моментов, чем оба хавбека «Рубина» в последних играх.
Вероятно, замысел тренеров в том, что оба всё-таки смогут вжиться в систему, перестроиться, вдруг станут более креативными, начнут лучше видеть поле и открывания. Но на фоне борьбы за выживание это довольно утопическая идея.
СТЕРИЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ БЕЗ МОМЕНТОВ: «ТАМБОВ» И «КРЫЛЬЯ» БЫЛИ ОСТРЕЕ «РУБИНА»
Следствие проблем с полузащитой ещё и в том, что огромное владение мячом «Рубину» не удаётся конвертировать в голы. Очень показательный пример из матча с «Тамбовом»: Коновалов сделал две точные передачи из 93 в штрафную соперника, Подберёзкин – 2 из 67, а хавбек соперника Валерий Чуперка – 9 из 31 передач. Хотя именно игроки «Рубина» позиционируются как более креативные и думающие.
По итогам прошлого тура казанцы с большим отрывом стали лидерами по проценту владения мячом (67,16%) и количеству выполненных передач (700). Цифры показательны только в том смысле, что владение абсолютно не означает контроль игры, потому что «Тамбов» выглядел острее, организованнее и просто чуть лучше, пусть и большую часть матча провёл без мяча. «Рубину» такое преимущество ничего не дало и владение можно назвать стерильным – без остроты и моментов.
При этом самые популярные взаимодействия «Рубина» в двух последних матчах не включают в себя нападающих, передачи в основном между защитниками и центрльными хавбеками. С «Тамбовом» чаще всего мяч передавали друг другу Пабло Сантос и Карл Старфельт – пара центральных защитников (59 передач), с «Крыльями Советов» самым популярным взаимодействием были передачи между Подберёзкиным и Данченко (30 передач). Это отличает «Рубин» от соперников, потому что и у «Тамбова», и у «Крыльев» популярные взаимодействия протекали без центральных защитников. Их вовлеченность во владении мячом в «Рубине» даже выше, чем у полузащитников.
«Рубин» совершил больше всех потерь мяча в прошлом туре – 79, из которых 20 – на своей половине поля. То есть медлительную и статичную полузащиту «Рубина» успевают накрывать. Таких проблем, к примеру, нет у «Ростова», ЦСКА и «Краснодара» – они замыкают таблицу по потерям мяча. Казанцы создали 2 голевых момента против «Крыльев» при среднем показателе по лиге – 4,9.
Игнатьев получил от Подберёзкина и Коновалова в игре с «Тамбовом» три передачи, с «Крыльями Советов» – четыре. Оба хавбека предпочитают чаще отдавать мяч либо друг другу, либо на фланги. Разумеется, вывести форварда через центр тяжелее, чем крайнего защитника или инсайда. Но проблема с доставкой мяча на форварда есть. В матче против «Рубина» нападающий «Крыльев» Деян Радонич получил от Дениса Поповича 6 передач, а форвард «Тамбова» Владимир Обухов – четыре от Мелкадзе и Чуперки при гораздо меньшем владении и количестве передач в целом.
О стерильности владения «Рубина» говорят показатели ударов (лишь 5 ударов в створ за два матча), и ожидаемых голов xG – казанцы проиграли и «Тамбову» (0.66 – 0.60), и особенно «Крыльям» (0.33 – 0.80). То есть по моментам не были лучше соперника ни в одной из двух игр.
У ЭТОГО «РУБИНА» НЕТ ЛИДЕРА
Возможно, ситуацию бы изменило наличие игрового лидера в «Рубине». Слуцкому досталась одна из самых молодых команд лиги (моложе в РПЛ только состав ЦСКА), поэтому стабилизировать игру гораздо тяжелее. В ЦСКА у тренера были опытные игроки-проводники, через которых можно было управлять командой, настроем, состоянием. Как выясняется, в «Рубине» таких игроков просто нет.
Подберёзкин играет с капитанской повязкой, но назвать его лидером и мотиватором команды трудно. Завести партнёров, повести за собой – это не про тихого и пассивного парня. По крайней мере, к 27 годам он не зарекомендовал себя в роли вожака.
В «Рубине» всегда были дядьки вроде Гекдениза Карадениза, Олега Кузьмина, Сергея Рыжикова, которые могли держать коллектив в тонусе, были образцом для молодежи. В стрессовой ситуации, как сейчас у «Рубина», они могли успокоить команду. Отчасти с этим связаны проблемы молодых грузин «Рубина» Зурико Давиташвили и Хвичи Кварацхелии – они уже воспринимаются как лидеры этой команды, с которых нужно спрашивать за результат и игру, хотя обоим по 19 лет и к такому давлению оба объективно не готовы. Опытный партнер рядом, который смог бы взять на себя это давление, пресечь панику, игрокам точно не помешал бы.
Игроков элитного для РПЛ уровня у Слуцкого тоже нет, что помогло бы подтянуть командный уровень. Именно за счет таких игроков (Ари, Мануэл Фернандеш, Вандерсон) молодой «Краснодар» со своими воспитанниками ведёт борьбу за медали, а самая молодая команда лиги ЦСКА не где-то внизу, а в первой пятерке борется за Лигу чемпионов – у неё есть Влашич, Марио Фернандес и Игорь Акинфеев. Поэтому сильный сезон выдаёт «Ростов» – Ерёменко и Попов позволяют вытащить команду на другой уровень для решения серьёзных задач. Даже в клубах-середняках есть хотя бы по одному игроку, уровня Эрика Бикфалви, Джордже Деспотовича, Самюэля Жиго. У нынешнего «Рубина» игроков такого класса вы вряд ли назовёте.
Поэтому отчасти стагнирует Игорь Коновалов, у которого рядом просто нет классного исполнителя уровня Кристиана Нобоа, игравшего с ним в Казани весной 2018 года. Курбану Бердыеву тогда удалось преобразить игру команды за счет подписаний Попова и Нобоа – опытных лидеров. В тот отрезок «Рубин» показывал лучший футбол за последние годы. В нынешней команде и близко нет футболистов с таким бэкграундом, поэтому проблема стала настолько комплексной.
Самым активным и заряженным в новом «Рубине» Слуцкого выглядит молодой Кварацхелия, который то накручивает по 4 - 5 человек и обостряет игру как никто в составе, то глупо удаляется. Хвича – это и есть лицо этого «Рубина»: талантливый, с огромным потенциалом, но очень нестабильный, слишком молодой для резкого перехода на другой уровень. Пока в этом весь «Рубин».
КАЖЕТСЯ, СЛУЦКИЙ НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО РПЛ – ЛИГА ОБОРОНЫ
Возможно, «Рубин» бы не боролся за выживание, если бы изменил стиль и играл бы прагматичнее, как все конкуренты во второй восьмерке. Казанцы стали заложниками идеи об атакующем футболе, который не реализуем без исполнителей другого уровня. Отказываться от этой идеи не стал Шаронов, после чего лишился работы. Сейчас Слуцкий тоже намерен сделать «Рубин» зрелищной и атакующей командой и все сборы учил новых подопечных не парковать автобусы, а наоборот вскрывать зоны.
И, кажется, тренер после веселого и открытого голландского футбола просто не ожидал, что против его «Рубина» будут играть так закрыто: «Пока мы не готовы системно вскрывать такую глубокую оборону», – признался Слуцкий после ничьей с «Тамбовом».
На сборах у «Рубина» не было достаточно классных соперников, никто не пытался запираться и играть весь матч за линией мяча с владением в 25 - 30%. В чемпионате команда оказалась в совсем других реалиях: перед жестяной консервной банкой с затупившемся ножом. Об этой проблеме, к примеру, говорили недавно и в ЦСКА после ничьей с «Уралом»: «Наш чемпионат специфический, многие играют от обороны. На сборах же в товарищеских матчах команды играют в открытый футбол. Не смогли перестроиться на российские реалии», – объяснял тренер армейцев Сергей Овчинников.
У «Рубина» пока те же проблемы: стиль игры казанцев выбивается из общего ряда. В основном конкуренты играют очень закрыто и без заявки на зрелищный футбол. Главное в подвале таблицы – очки любой ценой. У «Рубина» другой подход: в клубе хотят создать команду с привлекательным футболом, хотя пока не получается набирать очки. Казанцы не побеждают уже 9 матчей в чемпионате подряд, забив 11 мячей.
С командами, играющими более открыто, игра «Рубина» может сложиться чуть лучше. Но опять же уровень игроков и в особенности полузащиты не даёт никаких гарантий для этого.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ?
Глобально до лета Слуцкому придётся как-то выжимать из этого состава максимум и искать решения за счёт внутренних резервов. Возможно, имеет смысл перетряхнуть состав: к примеру, Оливер Абильдгор хоть и не лучший распасовщик, зато более мощный и цепкий, куда эффективнее при обороне, чем основные полузащитники. Постепенно восстановился от травмы Павел Могилевец – игрок с большим потенциалом, который никак не может его реализовать. А новичок Денис Макаров мог бы получить больше шансов проявить себя. Поэтому возможности чуть перестроиться у Слуцкого есть.
В остальном же проблемы «Рубина» вряд ли решаются экстренно и кардинально. Хотя от Слуцкого в клубе ждут именно этого и он пришёл в команду в статусе волшебника, который должен спасти «Рубин».
Главный тренер определенно видит проблемы и меняет «Рубин». Об этом говорят и смещение Александра Зуева на фланг защиты, который действительно выглядит неплохо в новой роли. Это и попытка найти оптимальную роль для Дарко Йевтича, у которого есть потенциал решить проблемы «Рубина» с доставкой мяча. После такого неудачного старта от тренера наверняка последуют и новые ходы.