erid:
Поговорили с фигуристками в Граце.
В австрийском Граце завершился чемпионат Европы по фигурному катанию. У женщин победу одержала Алёна Косторная, на втором месте Анна Щербакова, на третьем Александра Трусова. Все фигуристки представляют Россию и тренируются в группе Этери Тутберидзе.
Трио Тутберидзе победным маршем идёт по этому сезону: девочки выиграли абсолютно все старты, в которых принимали участие. Практически на каждом турнире у них нет даже видимых конкурентов – ближайшие соперницы получают минимум на 20 - 30 баллов меньше.
Турнир в Австрии исключением не стал – ближайшая конкурентка Алексия Паганини из Швейцарии набрала на 50 баллов меньше, чем Косторная.
Ввиду высокой загруженности: у фигуристок плотный график выступлений на соревнованиях и ледовых шоу, в перерывах между которыми они тренируются и учатся, с прессой трио ТЩК общается редко. В Австрии после ЧЕ Косторная и Щербакова согласились ответить на вопросы журналистов.
P.S. Трусова на показательных выступлениях попала в первую разминку, поэтому на встречу с журналистами попасть не смогла.
– Вам удалось хотя бы выспаться перед сегодняшним днём?
Косторная: Cпали, наверное часа 3,5…
Щербакова: Четыре.
– Чем вы занимались, не могли заснуть?
Щербакова: Меня задержали на допинг-контроле.
Косторная: Пришла в номер, смотрела сериалы. Потом смотрю на часы – четыре утра! А мне вставать полдевятого.
– Как так вышло?
Косторная: Да как обычно. Сначала одну серию решила посмотреть. Потом вторую. И третью. Четвёртая – самая последняя. А потом уже глаза как блюдца и голова не соображает.
Щербакова: Я всё-таки легла как можно раньше, хотела спать. Просто не получалось, вернулась в гостиницу довольно поздно. Выехала с арены часа в три, потом нам отключили отопление, когда мы допинг сдавали. Поэтому ночь прошла не очень.
– Обычно холод помогает сдать допинг быстрее.
Щербакова: Нет, вообще не помогает! Но раз отключили отопление, пришлось сидеть в холоде. Выбора не было.
– Вы жаворонки или совы?
Щербакова: Я жаворонок, но в последнее время чувствуется определённый недосып. Поэтому могу и долго поспать.
Косторная: Я даже не знаю, что сказать…
Щербакова: Я скажу за Алёну – как называется тот, кто пораньше ложиться, но позже всех встаёт?
Косторная: Пришибленная птичка.
– С кем живёте здесь?
Щербакова: Вообще обычно живём вместе. Но пока шли соревнования я жила с родителями, так как они решили приехать и поддержать меня. Только на последний день переселилась в номер к Алёне.
– Это ваш первый серьёзный взрослый турнир. Какие эмоции?
Косторная: Скажу честно, ожидала чего-то большего. Возможно, катка. Думала, что будет необычная обстановка, что-то очень крутое. А оказалось, что всё как всегда. Разве что табличка с названиями турниров меняется, вот и всё. Но всё равно я очень рада, что могу находиться здесь. Даже не то, что я выиграла, а сам факт того, что я попала на пьедестал – уже радость. Когда ехала на эти соревнования, хотела достойно себя показать, а баллы – это уже не моя задача. Стараюсь вообще не думать, что было бы, если бы я всё сделала. Просто постараюсь сделать всё в следующий раз, и посмотрим, какой будет результат.
Щербакова: Для меня эти соревнования не сказать, что сильно отличались от других. О статусе и важности турнира я старалась не думать, чтобы поменьше нервничать. Опыт турнира скорее сложился исходя из моих прокатов, а не статуса. Статус второстепенен.
В произвольной очень хорошо начала программу, но расстроилась, когда увидела на флипе недокрут. Будем работать над тем, чтобы его не было. В течение проката хотелось бы увеличивать обороты, а получилось так, что пошла на спад. Не совсем довольна собой. Второй лутц делала уже на усталости к концу проката, может, чувствую себя не так уверенно после праздников, не до конца отработала программу. Обидно, могла бы побороться за элемент.
– Алёна, после чемпионата России казалось, что вы очень расстроились итогами того турнира. Если по-честному, тяжело восприняли второе место в Красноярске?
Косторная: Короткую программу на чемпионате России я откатала очень хорошо. Про произвольную не буду говорить ничего. Естественно, расстроилась, потому что я не смогла чисто откатать весь свой прыжковый набор, было много помарок. Плюс ещё усталость к концу года накопилась. Но ничего страшного, будем больше тренироваться и всё будет хорошо.
– Как провели Новый год?
Косторная: Я встретила Новый год дома на даче. У нас дома была «бойня» за записки с желаниями, на даче внезапно случился резкий дефицит ручек. Хотели по западной традиции написать 12 желаний на листочке и сжечь их под бой курантов. Написать желания надо было под бой курантов, ручек на всех не хватало, а у меня много двоюродных и троюродных братьев, поэтому битва шла нешуточная.
– А бумажки?
Косторная: Бумажки мама продавала.
Щербакова: Значит, продавала?
Косторная: Да, в шутку. А ручку я нашла где-то на полу. Главное, всё получилось.
Щербакова: Я отмечала Новый год на даче, все собрались вместе. Было весело, потому что мы смотрели новогодний эфир через интернет и ровно в 12 связь пропала. Интернет пропал, куранты тоже. В итоге родители сами отсчитывали нам наступление Нового года. Было весело. А потом, когда интернет появился посмотрели настоящие куранты, чтобы не нарушать традицию.
– Алёна, а какие вообще семейные традиции у вас есть, связанные с Новым годом?
Косторная: Думаю, главная традиция – это собраться всем вместе одной большой семьёй. У нас есть большая красивая ёлка, под которой нереальное количество подарков. И они ждут, чтобы мы их открыли. Но только после курантов.
– После Нового года у вас был небольшой спад. Как проходила подготовка к чемпионату, учитывая эти обстоятельства?
Косторная: Я просто ехала, понимая, что раз я отобралась на эти соревнования назад дороги нет. А что уже произойдет на ЧЕ – то произойдёт. Хотела сделать хотя бы минимум из того, что могу
Щербакова: У меня подготовка была сложной, всё-таки перерыв, небольшая раскоординация, тяжело было собрать чистые программы. Поэтому, наверное, не так хорошо была физически готова, уверена в себе. В связи с этим и вылезли ошибки. Но и положительные моменты на этих соревнованиях тоже были.
– Алёна, вы сказали, что были бы рады не только победе, но и пьедесталу. Неужели всерьёз думали, что можете занять место ниже третьего?
Косторная: Всё всегда зависит от проката, никогда нельзя вешать медаль себе заранее. Бывают прокаты хорошие, бывают плохие. Поэтому вопрос стоял даже не о подиуме, а о попадании в произвольную программу. Провалила бы короткую и вчера вместо выступления устроила бы себе неожиданную экскурсию по Грацу.
– Непопадание в произвольную – это шутка?
Косторная: Да, мы с девочками много об этом шутили, это сложный сценарий, но возможный. Было бы странно, если бы кто-то из нас не попал в произвольную, но отрицать такой вариант нельзя. Неужели Кевин Аймо всерьёз думал, что не пройдёт квалификацию? Он ехал на чемпионат Европы фаворитом. А в итоге он неудачно откатал короткую и выбыл из борьбы. Так что всё бывает в спорте.
– Какие у вас дальнейшие планы?
Косторная: Я буду как всегда тренироваться, улучшать своё катание. Достаточно много времени есть до чемпионата мира, так что может буду учить и новые элементы. В других турнирах до чемпионата мира принимать участие не планируем. Юниорский чемпионат мира – точно нет.
Щербакова: Я как приеду буду разнашивать новые коньки. Времени до соревнований чуть больше, чем обычно, поэтому можно сделать это без риска. Немного раскатаю, а дальше также будем нарабатывать программы, учить новые элементы.
– В новых коньках можно работать над элементами ультра-си или же нагрузки нужно давать постепенно?
Щербакова: Зависит от коньков. Бывает, что довольно быстро получается всё восстановить. Бывает, приходится немного помучиться. Но время есть, так что я надеюсь всё успеть.
– Учитывая, что вы выполняете сложнейшие прыжки, коньков надолго хватает?
Косторная: У меня обычно одна-две пары коньков на год. Сейчас у меня Edea Piano. До этого были Chorus, их я меняла каждый месяц. Каждые соревнования – новые коньки. Семь соревнований – семь пар коньков.
– Ноги хоть целые остаются?
Косторная: Да, конечно. Это очень мягкая модель. Я брала новые, надевала, завязывала и уже буквально через две тренировки они сидели на мне как тапочки. Очень хорошо повторяют форму стопы, в них приятно выступать. Минус только в том, что их не хватает надолго.
Щербакова: Я большую часть времени выступаю в Risport, почти с детства. Заметила, что раньше они выдерживали спокойно весь сезон. Когда была совсем маленькая могла и два сезона откатать в одних коньках. Сейчас, когда много четверных, конькам тяжелее и не всегда выдерживают нагрузки. Приходится подручными средствами их ремонтировать, скотчем, например. До этих соревнований, главное, коньки дожили. А дальше будем менять их на новые.
– Алёна, вы говорили, что хотели посмотреть на выступление других девочек, но на каток не пустили. Что случилось?
Косторная: Наимилейшая женщина стюард попалась. Я ей говорю – можно хоть одним глазком? Она говорит – нет, нельзя. Я с одной стороны пыталась пролезть, с другой. Постояла и краем глаза увидела как Аня катит.
– Не отвлекают прокаты других участниц?
Щербакова: Я не знаю, от многих слышала, что нельзя смотреть прокаты других девушек, но я не вижу в этом ничего плохого. Твой прокат – это твой прокат. Прокат другого спортсмена – прокат другого спортсмена. Я за них не отвечаю, поэтому могу смотреть выступления девочек спокойно.
– Мировой рекорд или яркая реакция публики на прокат не сбивает с толку?
Косторная: Нет, потому что когда настраиваешься на прокат, не обращаешь внимания на других спортсменов, болельщиков. Только думаешь о том, как лучше сделать все свои элементы. Не замечаешь времени даже, всё замирает, исчезает.
Щербакова: Мне никто не запрещает смотреть на выступления других девочек и если я вдруг узнаю как откатал спортсмен до меня – катастрофой это не станет. Но в целом стараюсь не смотреть и не отвлекаться.
Следующим турниром для Косторной, Щербаковой и Трусовой станет чемпионат мира, который пройдёт в канадском Монреале с 16 по 22 марта. Участие в турнире фигуристок подтвердил президент федерации фигурного катания России Александр Горшков.