комментарии 8 в закладки

Вы удивитесь, но Трусовой проще выступать с пятью четверными, чем с тремя. Так меньше груз ответственности

erid:

Штаб Тутберидзе просчитался?

Главная драма завершившегося чемпионата Европы в Граце – выступление королевы четверных Александры Трусовой.

Перед началом турнира тренеры уговорили Трусову отказаться от притязаний на мировой рекорд и откатать упрощенный, стабильный вариант программы. Убрали четверные флип и сальхов (самые нестабильные), а также тройной аксель, с которого на соревнованиях Александра так пока ни разу и не выехала чисто.

Но в итоге Трусова ошибалась и проигрывала, что в короткой, что в произвольной. Уже третий турнир подряд она сильно отстаёт от Алёны Косторной и Анны Щербаковой. Хотя перед началом сезона все были уверены, что всё будет с точностью до наоборот.

Александра Трусова / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ТРЕНЕРЫ ХОТЕЛИ ВОССТАНОВИТЬ ТРУСОВОЙ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

После проката Александра долго общалась с Тутберидзе, ожидая оценок. Она показывала ей что-то на пальцах и пыталась донести до своего тренера какую-то важную мысль.

Дословно суть разговора уже никогда не узнать (сама Трусова не стала раскрывать его), но предположить можно вполне.

На чемпионате Европы Трусова исполнила самый простой вариант прыжкового контента в сезоне. В короткой она отказалась от тройного акселя и каскада тройной лутц+тройной риттбергер. В произвольной она убрала четверные флип и сальхов, а также исполнила всего один каскад с четверным во второй половине программы.

Сама Александра была против такого решения – но настояли тренеры. Их можно понять: флип и сальхов – нестабильные элементы, которые Саша приземляла всего по разу в карьере. Тройной аксель и вовсе ни разу, кроме как на тренировках, не получался. Каскад лутц+риттбергер Трусова завалила в этом сезоне четыре раза. В каждом прокате Трусовой, пусть даже рекордном, были грубые ошибки или падения.

Сергей Розанов, Сергей Дудаков, Этери Тутберидзе, Даниил Глейхенгауз / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


«Мы хотим, чтобы она наконец-то откатала программу чисто и исполнила все элементы, – объяснял журналистам решение штаба хореограф группы Даниил Глейхенгауз. – Сейчас необходимо, чтобы Саша вернула уверенность в себе».

Штаб Тутберидзе был против риска ещё в Турине на финале Гран-при, когда Трусова впервые зашла на пять четверных, и в Красноярске на чемпионате России. Трусова не хотела никого слушать, падала, а потом рыдала в объятиях Тутберидзе. «Чемпионат России был сложным турниром для меня, – говорит Александра. – Долго морально восстанавливалась, отходила». Тутберидзе и её помощники не хотели повторения ситуации, ведь третье поражение подряд может надломить психику ребёнка.


УПРОЩЕННЫЙ КОНТЕНТ ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

С точки зрения логики решение абсолютно правильное. В фигурном катании есть негласное правило, что не стоит выходить на лёд с элементом, процент удачных попыток которого на тренировке ниже хотя бы 70. Когда Трусову спросили про процент удачных попыток флипа и сальхова, она призналась, что начала стабильно делать эти прыжки всего пару дней назад.

Только вот человеческая психология не всегда поддаётся логике. «Не знаю, как так выходить, но мне проще выступать с очень сложным контентом, чем с облегчённым, – рассказывает Трусова. – Думаю, дело в том, что с тремя четверными я не имею права на ошибку, а с пятью – могу».Трусова привыкла к тому, что она ставит перед собой непреодолимые задачи. Что её прыжковый набор гораздо мощнее, чем у всех соперниц, и даже одно-два падения не лишают её шансов на победу.

Александра Трусова Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


Так было практически во всю её карьеру. Но за последние несколько месяцев многое изменилось. Сначала Щербакова, которая хотя и владела четверным лутцем, но чаще падала с него, неожиданно стала выкатывать свои программы чисто. Более того, нашла в себе силы добавить второй четверной лутц, а через месяц и четверной флип.

Косторная восстановила тройной аксель и стала щелкать по три трикселя на две программы как орешки. А в перерывах между соревнованиями изучать четверной сальхов. По слухам, с успехом.

Алёна Косторная / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


ТРУСОВОЙ НУЖНО СТАВИТЬ ЧЕЛЛЕНДЖИ – ТАК ЕЙ ПРОЩЕ НАСТРАИВАТЬ СЕБЯ

Косторная потянулась вслед за Щербаковой, а Щербакова – за Трусовой. Трусова начала гонку четверных, и, как ни странно, сейчас эта гонка загоняет в угол её саму. Ещё в октябре на Skate Canada она могла позволить себе завалить каскад и упасть, выиграв с мировым рекордом. Просто потому, что все смотрели на неё как на лидера мирового фигурного катания.

Сейчас всё иначе – четверные уже никого не удивляют. Об этом говорит даже сама Трусова: «За нами потянулись все, сейчас четверным у девочек никого не удивить. Даже дети делают, не только в России, – рассказывала она на пресс-конференции. – У нас в группе девочки глядя на нас хотят делать уже не четверные, а пятерные».

Когда магия четверных прыжков улетучивается, снова встаёт вопрос о компонентах Трусовой. О недостатках в скольжении, несовершенных программах, заточенных под прыжки, малом количестве связок и не лучших вращениях.

Особенно ярко это заметно на сильно прибавившей во второй оценке Щербаковой. Когда на твоих глазах девушка исполняет четверные лутц и флип – сложнейшие в мире прыжки, а затем показывает выдающееся скольжение, яркую интерпретацию образа и крутой трюк со сменой цвета платья, шероховатости в катании Трусовой сразу бросаются в глаза.

Анна Щербакова / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


Теперь Трусовой для победы нужно кататься максимально чисто, и даже такой расклад не гарантирует ей победу. Александра проигрывает Алёне и Анне в компонентах почти 10 баллов, и разрыв продолжает расти.

Поэтому на элементы Трусова заходит без прежней лёгкости и драйва. Она понимает, что малейшая помарка может стоить ей золотой медали и поэтому не может абстрагироваться, кататься без лишних эмоций. Более того, привыкшее к исполнению более сложных элементов тело банально не может сразу перестроиться на более лёгкий контент.

Простейший пример – степ-аут на двойном акселе в короткой. Присмотритесь, он немного перекручен. Трусова хотя и не собиралась, но машинально заходила на третий оборот. В результате - ошибка. Подобное случалось, например, с Юдзуру Ханю. «Когда учишь четверной аксель, сложно выезжать с тройного, – объяснял он свои падения с простого и привычного для себя элемента. – На автомате пытаешься добавить ещё оборот».

Александра Трусова / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


Ещё один фактор – эмоциональный подъём. Трусова неоднократно говорила, что её больше впечатляют новые выученные прыжки и рекорды, чем победы и медали. Поэтому ей нужно постоянно расти и идти вперёд, пробовать что-то новое и заходить на более сложные прыжки – так она видит мотивацию работать и развиваться.

Когда ей ставят задачу откатать чисто и без лишнего волнения победить, она теряется и ещё больше волнуется. Это можно сравнить с футболом: когда ты фаворит и ведёшь в счёте есть два варианта – пойти ва-банк и попытаться забить ещё или сыграть на удержание. Чаще всего, если тренер просит игроков сыграть проще и сосредоточиться на обороне команда начинает волноваться, допускать нелепые ошибки и пропускать голы.

Трусова, очевидно, играть на удержание неспособна. Поэтому теперь перед чемпионатом мира у неё только один путь – прыгать максимально сложный контент.

Фигурное катание. Чемпионат Европы. Женщины. Итоговое положение

1. Алена Косторная (Россия) – 240,81 балла
2. Анна Щербакова (Россия) – 237,76
3. Александра Трусова (Россия) – 225,34

Произвольная программа

1. Анна Щербакова (Россия) – 159,81
2. Алена Косторная (Россия) – 155,89
3. Александра Трусова (Россия) – 150,39

Рустам Имамов
Оценка текста
+
1
-