erid:
О связях нового министра спорта РФ с Татарстаном.
Накануне новый премьер-министр Михаил Мишустин объявил состав нового правительства и положил конец почти недельным гаданиям, кто и какую позицию займёт. На пост министра спорта за это время успели сослать и олимпийскую чемпионку Елену Исинбаеву, и президента Единой лиги ВТБ Сергея Кущенко, и руководителя департамента спорта Москвы Алексея Кондаранцева.
По нашей информации, на должность рассматривался и Игорь Сидоркевич – заместитель министра спорта РФ Павла Колобкова и, как говорят, креатура бывшего главы ФСБ Николая Патрушева.
В такой компании президент федерации международного студенческого спорта (ФИСУ) Олег Матыцин выглядел теневым и маловероятным кандидатом. Но именно он в итоге возглавил министерство.
Дважды поддерживал заявки Казани на Универсиаду
55-летний Матыцин занимался настольным теннисом и стал заслуженным тренером в этом виде. Но считается он выходцем из сферы науки, а не профессионального спорта. На счету Матыцина 80 научных трудов, в том числе пять учебных пособий, а также пять лет работы в Российской государственной академии физической культуры. Как рассказал нам высокопоставленный источник из сферы образования, Матыцин пользуется большим авторитетом среди ректоров спортивных вузов.
В 2005-м Матыцин возглавил российский студенческий спортивных союз и через эту организацию плотно взаимодействовал с оргкомитетом Универсиады-2013 – турниру, который кардинально преобразил Казань и оформил Студенческие игры в нынешнем виде: соизмеримый с Олимпиадой масштаб, бюджеты в несколько десятков миллиардов, засилье профессиональных спортсменов.
Без участия Матыцина столица РТ вообще не смогла бы подать заявку на Универсиаду. ФИСУ принимает заявки на организацию турниров не от городов и стран, а от студенческих спортивных организаций, входящих в структуру международной федерации. В России таковую возглавлял как раз Матыцин. Он поддержал заявку Казани как в 2006-м году, так и в 2008-м (у города не получилось выиграть право на турнир с первого раза). Причём в 2006-м параллельно с Татарстаном свою заявку оформила Москва – но не через студенческий союз, поэтому её не приняли на рассмотрение.
Через два года после казанской Универсиады Матыцин уже стал президентом федерации международного студенческого спорта. Вместе с ним на повышение пошёл и глава аппарата исполкома Казани Игорь Сивов – важный человек в оргкомитете Игр 2013 года. Он стал главным советником Матыцина в новой должности. От комментариев по поводу назначения Матыцина в минспорта Сивов отказался, аргументировав это тем, что не уполномочен делать подобные заявления. Сам Матыцин не взял трубку.
Возглавив ФИСУ, президент сохранил прочные связи с Россией. После Казани Универсиаду в 2019-м году принял Красноярск, в 2023-м её ждёт Екатеринбург. Также ФИСУ реализует в России множество своих проектов, особенно волонтёрских, что часто служит поводом приезда Матыцина в Казань.
В ноябре Матыцина переизбрали в ФИСУ единогласно
Главные показатели работы Матыцина в ФИСУ – финансовые. Как рассказывал сам функционер в интервью «БИЗНЕС Online», взнос для страны-организатора летней Универсиады сейчас составляет 20 млн евро, зимней – 4 млн. Общие бюджеты Игр находятся в диапазоне от 20 млрд рублей (Алма-Ата-2017) до 223 млрд (Казань-2013). Кто ранее мог подумать, что студенческий спорт идти рядом с такими вложениями?
«При Олеге Васильевиче университетскому спорту задана новая динамика движения, – рассказал нашему изданию Азат Кадыров, генеральный директор дирекции спортивных и социальных проектов (оператор волонтёрской программы ФИСУ). – Это и переформатирование спортивных соревнований, и образовательные дела, и проект по волонтёрскому движению, который реализуется при поддержке президента Татарстана».
Высокий авторитет Матыцина в ФИСУ подтвердился в ноябре 2019 года. На выборах за россиянина, единственного кандидата, проголосовали единогласно, и он был избран на новый четырёхлетний срок. В интервью агентству «Р-Спорт» сразу после назначения министром Матыцин заявил, что планирует совмещать новую работу с президентством в ФИСУ. «Меня в этом отношении поддержало руководство страны», – уточнил он.
Логику руководства понять несложно: в условиях агонии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) главному человеку в спорте важно сохранить международное реноме. Штаб-квартира ФИСУ находится в Лозанне в шаговой доступности от офиса МОК. В 2016 году организации подписали меморандум о взаимопонимании, и с тех пор олимпийский комитет приглашает Матыцина на любое мало-мальски важное мероприятие.
«МОК – организация очень демократичная, – выразил мнение бывший министр спорта РТ Марат Бариев в разговоре с «БИЗНЕС Online». – У многих есть доступ к штаб-квартире, но не у многих есть высокая степень доверия. У Матыцина как раз есть».
Что не менее важно – Матыцин не был причастен к крупным скандалам во время работы в ФИСУ, и его репутации в международных кругах можно позавидовать. Из неприятного – только заявление комиссии Ричарда Макларена, что на Универсиаде-2013 применяли допинг. Но тогда речь велась не только об играх в Казани, но и об Олимпиаде-2012, чемпионате мира по лёгкой атлетике-2013, Олимпиаде-2014.
Нельзя оставить без внимания также судимость за передачу земель Российского государственного университета физкультуры и спорта под Черкизовский рынок. Но, во-первых, наказания за этот случай Матыцин так и не понёс (за истечением срока давности дела), во-вторых, этот случай вряд ли попадает под внимание в Швейцарии.
«Матыцин очень опытный функционер, – выразил мнение Кадыров. – У него есть хорошие отношения с международным спортивным сообществом. Всё, что наработано им за время работы в ФИСУ, абсолютно пригодится на новой должности».
В то же время пост в федерации может сделать из Матыцина лёгкую мишень для ВАДА. В числе принятых под конец 2019-го рекомендаций агентства – отстранить россиян с руководящих постов в международных федерациях.
В день объявления вердикта Матыцин отметил, что ФИСУ – подписант кодекса ВАДА, соответственно, действия агентства касаются и его работы в федерации. Обяжут ли допинговые офицеры покинуть пост президента, станет известно ещё нескоро. В декабре Россия отказалась признать рекомендации и тем самым дала старт подготовки к судебному процессу в спортивном арбитраже. Учитывая объём сведений, разбирательства вполне могут затянуться на весь 2020 год.
Мало кто предполагал, что Колобков покинет должность в этом месяце
Сами разбирательства, напомним, возобновились после передачи ВАДА данных московской антидопинговой лаборатории. Формально операцию курировало министерство спорта, и именно с него требовали разъяснения по поводу обнаруженных фальсификаций.
Если бы передача прошла успешно, Колобков – который занял должность в 2016-м, сменив Виталия Мутко – вошёл бы в историю как человек, разруливший допинговый кризис и добившийся восстановления РУСАДА. Но не вышло – и под фоном негативных новостей Колобков бесславно покинул состав правительства.
Свой первый визит в 2020 году Колобков нанёс в Казань на заседание коллегии министерства спорта РТ. Чиновник улыбался, хвалил коллег из Татарстана и даже признался, что чувствует себя «не как дома, а дома». Как рассказали нам несколько участвовавших в заседании людей, в поведении Колобкова во время коллегии ничего не указывало на то, что в ближайшее время он уйдёт с поста. Допинговая шумиха шла уже давно, как и негатив в сторону министерства, но никто не предполагал, что перестановки произойдут так скоро и внезапно.
Трёхлетний период работы Колобкова запомнится неоднозначно. С одной стороны, очевидны его провалы – отстранение спортсменов, фальсификации, непонятный статус федерации лёгкой атлетики. С другой, смог бы кто-либо справится лучше? И вообще нашлось бы много желающих занять пост Колобкова в период его работы?
«Он уже получил эту допинговую проблему [от Мутко], – отметил Бариев. – Но, к сожалению, разрешить её не смог».
Разрешить предстоит Матыцину.
Татарстану повезло с Матыциным, как и Чернышенко
Для Татарстана Матыцин, без преувеличения, свой человек. В спортивной среде РТ уверены, что и без того быстрое и эффективное взаимодействие с федеральным минспорта упростится при новом руководителе.
«Татарстан никогда не жаловался на взаимоотношения с коллегами по спортивным проектам, – говорит Кадыров. – Они всегда конструктивные. Нам нужно просто работать. Когда показываешь результат, отношения всегда хорошие. Надо не подводить коллег и ответственно подходить к поставленным задачам».
Республике вдвойне повезёт, если вопросы спорта поручат вице-премьеру Дмитрию Чернышенко: бывший президент КХЛ возглавлял оргкомитет Олимпиады в Сочи и помогал Казани с подготовкой Универсиады, а также часто бывал в городе по линии хоккейной лиги. Кроме того, с Татарстаном его связывает дружба с владельцем холдинга «Эфир» Андреем Григорьевым.
«Нам повезло как с Чернышенко, так и с Матыциным, – сказал Бариев. – Олег Васильевич определённо будет рассматривать Казань как одну из основных площадок для мероприятий, как полигон для тестирования новых программ».
Поводов для визитов в Казань у Матыцина будет много: город упаковался водными чемпионатами Европы и мира до 2025 года, а также рассчитывает на победу в заявке на Суперкубок УЕФА-2023. Также столица РТ заготовила ряд нетиповых объектов (центр фигурного катания, центр пляжных видов спорта), которые ожидают разрешения вопросов по федеральному финансированию.