erid:
Посмотрели Spinning Out с Бетиной Поповой.
Крупнейший стриминговый сервис Netflix запустил сериал о фигурном катании – Spinning Out (в русской адаптации – «Вращение»). Ранее этот вид спорта появлялся только на большом экране. Обычно это были изменённые истории из жизни звёзд спорта («Белый лебедь» – о Соне Хени, «Чемпионы» – о Елене Бережной и Антоне Сихарулидзе) или полноценные байопики («Тоня против всех»).
Netflix пошёл другим путём – сериал попытался раскрыть жизнь рядовых фигуристов, которые только мечтают о большом успехе и своей первой Олимпиаде.
«Мы хотели показать, с чем приходится сталкиваться простым спортсменам», – сказала в интервью Hollywood Reporter продюсер сериала Саманта Стрэттон. Над проектом работала известная команда: режиссёры Мэттью Хатингс («Дневники Вампира», «Флэш Гордон») и Норма Бэйли («Синяя книга», «Королева мечей»), сценаристы Дженни Линн и Элизабет Кларк (с десяток проектов для Netflix на двоих), продюсеры Стрэттон, Лара Олсен («Джуманджи», «Приключения Джеки Чана») и Джоби Харольд («Джон Уик», «Грань будущего»).
Идея для проекта родилась в 2017 году, когда фигуристки массово начали рассказывать истории о панических атаках и депрессивных расстройствах. «В основе сюжета мы опирались на опыт реальных людей, проводили много консультаций», – продолжает Саманта. Самый громкий случай психологического расстройства среди фигуристов – пропуск олимпийского сезона чемпионкой США Грейси Голд. Подробнее о проблеме Голд мы писали, пообщавшись с Грейси и её новым тренером.
Шоураннеры отрицают любые прямые аналогии с известными фигуристами. Одним из самых заметных героев стала русский тренер Даша Фёдорова, которую играет Светлана Ефремова («Карточный домик», «Морская полиция: Лос-Анджелес»). Персонаж Ефремовой – советская олимпийская чемпионка, которая после завершения карьеры сначала работала тренером на родине, а после развала СССР переехала в США. На первый взгляд известный тренер низкого роста и в шубе напоминает Татьяну Тарасову, но, скорее всего, прототипом стала Марина Зуева.
Основное действие сериала происходит в небольшом городке Сан-Вэлли. Это реально существующий горнолыжный курорт в штате Айдахо, только съёмки проходили в Канаде. В начале сериала главная героиня сериала – фигуристка Кэт Бейкер – поссорилась с мамой и ушла из дома. Её мама также мечтала заниматься фигурным катанием, но завершила карьеру после рождения дочери. Теперь она требует добиться успеха от детей.
Бейкер недавно пережила тяжелую травму, и теперь ей страшно прыгать. Тренер Дарья предложила ей интересный выход из ситуации – пойти в парное катание. Есть только две проблемы: во-первых, начинать изучать парные элементы в 21 год уже поздно, а, во-вторых, кататься Кэт придётся с Джастином Дэвисом, которого она терпеть не может. Западные зрители, кстати, подметили визуальное сходство актёров с Тессой Виртью и Скоттом Моиром, но истории персонажей никак не пересекаются с трехкратными олимпийскими чемпионами.
Джастин – типичный плейбой. От него без ума все девушки округи, он почти каждый день устраивает вечеринки и появляется в самых дорогих костюмах. Его отец - владелец горнолыжного курорта, и с самого детства Джастин привык ни в чём себе не отказывать.
Дальше сериал постепенно раскрывает личности главных героев, показывая нам их слабые стороны. Так Кэт и её мама страдают биполярным расстройством, Джастин ведёт разгульный образ жизни, чтобы затушить боль от потери близких, лучшая подруга Кэт Дженн продолжает выступать, несмотря на перелом, потому что не хочет расстраивать родителей.
«Всё-таки этот сериал больше про характеры героев, а не про технику катания, – рассказывает в интервью «БИЗНЕС Online» российская фигуристка, чемпионка Универсиады Бетина Попова. – Биполярные расстройства, харрасмент, проблемы сексуальных меньшинств, становление афроамериканцев в городе белых. Продюсеры раскрывают социальные проблемы Америки на примере фигуристов».
Бетина посмотрела сериал ещё в день премьеры, так как не могла пропустить крупный проект о фигурном катании. По её словам, Spinning Out нельзя рассматривать как документалку о спорте, но сцены на катке и ситуации, которые происходят с главными героями, выглядят вполне реалистично. По ходу съёмок актёры главных ролей Кая Скоделарио и Эван Родерик занимались с профессиональным тренером, но сложные элементы (поддержки, выбросы, прыжки) выполняли дублёры. Для Джастина Дэвиса наняли двух, для Кэт Бейкер – четырех. Авторы сериала не раскрывают бюджет проекта, но обозначают его важность для Netflix. Большинство серий смотрятся дорого и серьёзно, на уровне большого кино.
«Я не знаю точно, как всё происходит в Америке, но мне запомнились несколько моментов, которые пересекаются с жизнью фигуристов в России, – продолжает Попова. – Это навязчивые идеи мам фигуристок о фигурном катании, их невоплощённые мечты, сложные отношения между партнерами, расстройства питания. Видно, что создатели консультировались со спортсменами при написания сценария к проекту».
О многих проблемах говорят не напрямую, но вскользь. «Да в этом сериале много что утрировано, – говорит Попова. – И фигурное катание, порой, отходит на второй план, поэтому и тренировки не показаны в полном размере, как и соревновательный процесс. Но в основном всё, что рассказывается нам о спортсменах, происходит в реальной жизни. Всё-таки это драматический сериал, а не реалити-шоу. Поэтому он может быть неточен в деталях».
В интервью Hollywood Reporter шоураннер проекта Саманта говорит о перспективах Spinning Out получить «Оскар». Даже если она не шутит, её планам вряд ли суждено сбыться. У сериала была перспектива стать хорошей драматической историей о жестоком виде спорта, но по первому сезону мы получили типичный американский подростковый сериал: проблемы с родителями, сложности на работе и токсичные отношения. Фигурное катание в этом случае всего лишь новый фон для действий. Сериал пытается разговаривать на серьёзные темы вроде педофилии, расизма и психологических расстройств, но для успеха в художественном кино социальные проблемы нужно не только обозначить, но и грамотно подать. С этим у продюсеров и режиссёров большие проблемы.
Вытягивают Spinning Out финансовые возможности Netflix и отличная игра актёров. Звёзд Голливуда не позвали, но все герои на своём месте и им хочется верить. Особенно удачной идеей оказался дебют в серьёзном кино Джонни Вейра. Призёр чемпионатов мира Вейр стал карикатурным отражением стереотипов о гомосексуалах в спорте и добавил тяжелому повествованию сериала немного юмора. Недостаток актёрского опыта незаметен, потому что Джонни играет, по сути, самого себя – он один из самых эпатажных и экстравагантных фигуристов в истории. Так же ведёт себя и его герой Габриэль Ричардсон, главный конкурент Кэт и Джастина.
По мнению Поповой, российским зрителям сериал скорее всего не понравится. Дело в образах главных героев. «Русские люди видят за спортсменами идеальные образы человека, – объясняет она. – Но на самом деле спортсмен – это человек с кучей проблем, страхов и переживаний. В сознании тех, кто вырос во времена СССР, спортсмен – это обязательно комсомолец, красавец и патриот. А на самом деле спорт – это не только красивые медали и улыбки на прокатах».
Герои сериала практически в каждой серии совершают аморальные поступки. Употребление алкоголя, наркотиков, допинга, эмоциональное давление на соперника – персонажи сериала точно не соответствуют представлениям фанатов фигурного катания о своих кумирах. Но Бетина считает, что сценаристы поступили честно и показали жизнь такой, какая она есть: «В спорте множество подводных камней, которых никто не видит. Людям нужны кумиры, примеры идеального человека. Что же, пусть будут. Но идеальных людей не бывает».
В России сериал сравнивают с «Молодёжкой» – оба проекта представляют собой драматическую историю о жизни подростков-спортсменов, только вместо хоккея фигурное катание. Но Бетина с этим сравнением не согласна. «Вы меня извините, но «Молодёжка» – это очень лёгкий сериал. Spinning Out – совсем другое дело, он серьёзный и затрагивает сложные социальные проблемы, актуальные в наши дни. Этот сериал не из тех, чтобы сесть перед телевизором и отключить мозги. Тут надо думать».
Успех «Молодёжки» на СТС стал отличной рекламой хоккея (особенно МХЛ) и привлёк в этот вид спорта новую аудиторию. Кинокритики даже ввели термин «эффект «Молодёжки». Бетина считает, что у Spinning Out есть все шансы повторить эту историю. Тем более, в США сейчас заметное падение интереса к фигурному катанию и любая реклама этого вида спорта для Америки будет заметна. А когда о проекте про фигурное катание говорят на крупнейших телеканалах и показывают промо на Times Square, интерес возрастёт стремительно.
«В целом мне понравилось, – резюмирует Попова. – Есть детали, которые мне были непонятны, так как я не жила в Америке. Мне кажется, если снять сериал про наше фигурное катание, опираясь на реальную жизнь, будет ещё более захватывающе. Но я же не смотрела на сериал как на документальный фильм. Я посмотрела интересную историю спортсменов, которые лишились возможности делать дело своей жизни. И с этим создатели Spinning Out справились».
Положительно сериал оценили и американские кинокритики, а по первым опубликованным данным проект попал в пятёрку самых просматриваемых сериалов на платформе. В пике количество зрителей Spinning Out было сравнимо даже с «Ведьмаком». Учитывая открытую концовку первого сезона, высокий зрительский интерес практически гарантирует продолжение драмы о фигурном катании. Сценарий второго сезона уже готов, а съёмки Netflix планирует начать уже в ближайшее время.
Для гиганта киноиндустрии Spinning Out не ключевой проект. Концепция платформы предполагает постоянный выпуск контента, где в угоду количеству часто страдает качество. Стратегия Netflix снимать как можно больше для самой разной аудитории, и компания может позволить себе пойти на риск. А сериал про не самый популярный в Америке вид спорта – большой риск. Но раз эксперимент вышел удачным, это будет сигналом не только для Netflix, но и для конкурирующих платформ.
Фото на превью: инстаграм Netflix