комментарии 2 в закладки

Российский фигурист выступил с программой про холокост. В США евреи оскорбились и подали протест в ИСУ

erid:

Шулепов cтал жертвой политкорректности.

Международный союз конькобежцев попал в резонансный политический скандал. Организацию обвинили в потворстве антисемитизму и попытке переписать итоги Второй мировой войны. В центре этого скандала оказался россиянин Антон Шулепов.

Вы вряд ли о нём слышали до этого сезона. 23-летний фигурист только дебютировал в прошлом году в серии Гран-при, а самым значимым достижением в карьере Шулепова была победа в финале Кубка России.

Но в этом году Антон стал номинантом премии ИСУ Skating Awards. Это новая премия, которую организовал союз, чтобы наградить самых успешных фигуристов сезона. Шулепов стал претендентом в номинации «Лучший костюм» за свой образ для произвольной, стилизованный одновременно и под униформу охранника Освенцима, и под робу заключенного концлагеря.

Антон Шулепов / фото: Татьяна Фладе, пресс-служба International Skating Union


Идея костюма – рассказать историю немецкого промышленника Отто Шиндлера, спасшего жизни более чем 1200 заключенных евреев. История Шиндлера стала идеей для фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», под саундтрек из которой и выступает Шулепов в этом сезоне.

«Мне очень нравится этот фильм, давно хотел откатать под музыку из него, – объясняет выбор образа Шулепов. – Девочку в красном пальто я играть не могу, поэтому выбрали историю Отто Шиндлера, тем более в фильме её исполняет мой любимый актёр – Лиам Нисон».

Как рассказывает Шулепов, он хотел своим костюмом показать весь трагизм и сложность персонажа Шиндлера. «Шиндлер состоял в партии нацистов, но он спасал людей, – говорит Антон. – В начале фильма он был в классическом костюме дипломата, а после войны спасшиеся евреи сами вручили ему робу. С одной стороны бездушный коммерсант, а с другой – герой, который спасал людей. В конце фильма он даже плачет, что мог спасти больше людей, если бы не думал о машинах и других безделушках».


Шиндлер открыл на территории польского гетто несколько фабрик, на которых трудились заключенные-евреи. Согласно фильму, первоначально Отто смотрел на войну только как на возможность заработать, а к холокосту – массовым расстрелам евреев во время Второй мировой – был абсолютно равнодушен. Более того, Шиндлер состоял в НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) и сотрудничал с СС.

Всё изменила случайная прогулка по парку на лошади. Взгляд Отто зацепила безымянная девочка в красном пальто. Она убегала от выстрелов немецких солдат, которые беспринципно убивали всех на своём пути. Только в этот момент Шиндлер осознал весь трагизм происходящего вокруг и стал смотреть на заключенных евреев как на живых людей, а не обезличенную рабскую силу.

Историю этой девочки в фигурном катании лучше всего показала Юлия Липницкая. После её выступления с программой под «Список Шиндлера» на Олимпиаде в Сочи письмо с благодарностью Юлии прислал сам режиссёр фильма Спилберг.


Программа Шулепова также не осталась благодаря ИСУ незамеченной, но только вместо слов восхищения после объявления номинаций твиттер организации завалили гневными комментариями, а союз евреев США стал грозить судом. Досталось и самому Антону – ему устроили травлю в социальных сетях.

«Костюм Шулепова эксплуатирует настоящую трагедию, в которой я потеряла родственников, – один из отзывов в сети. – Холокост – это не фильм и не предмет косплея. Я призываю убрать этот костюм из списка номинантов».

Главной претензией критиков Шулепова была сама идея двустороннего костюма. По мнению американского еврейского сообщества, недопустимо сравнение нациста и заключенного, а также использование двух этих образов одновременно.

«Мне посыпались гневные комментарии про звезду Давида, – удивляется Антон. – Кто-то воспринял мой костюм как пропаганду нацизма. Называли по-всякому... Только если вы действительно смотрели фильм, то поняли, что основная его идея – это перевоплощение человека. Если честно, мне даже смешно, я не понимаю как люди могли подумать что-то плохое».

В ИСУ не ожидали такой реакции общественности и поспешили извиниться. «Международный союз конькобежцев сожалеет, что по ошибке включил не тот костюм Шулепова в номинацию. Эта ошибка была исправлена. ИСУ приносит искренние извинения за неё и за те плохие чувства, которые она вызвала», – заявили в организации.

На сайте федерации и в официальных документах поспешно удалили все сведения о костюме Шулепова, заменив его на образ Антона из короткой программы. В короткой Шулепов выступает под песню Call Out My Name в исполнении The Weekend. В организации назвали заминку технической ошибкой, заявив, что изначально жюри не планировало номинировать костюм из произвольной.


Попытка спортивного союза выкрутиться оказалась максимально нелепой – в короткой у Антона полное отсутствие оригинальности образа. Первую половину программы он выступает в однотонном сером свитере и только во второй половине раскрывает его, чтобы показать под ним розовую футболку.

Учитывая, что в этом же сезоне выдающиеся трюки с меняющим цвет платьем показывали Анна Щербакова и Александра Трусова вряд ли жюри премии действительно могло назвать выдающимся костюм с раскрывающейся водолазкой.

Анна Щербакова / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


В это не верит даже сам Шулепов. «Если честно, для меня это до сих пор очень странная и непонятная история, – говорит он. – Зачем вообще нужно было выставлять мой костюм, чтобы потом извиняться перед евреями? Но мне на эти премии всё равно. Номинировали другой костюм, история затихла и слава Богу».

Антон говорит, что над короткой программой работал гораздо меньше времени, делая упор на образ из произвольной. «Очень сильно запала в душу музыка, не мог от неё оторваться, – объясняет Шулепов. – У меня не было никаких злых намерений. Если бы мы действительно хотели сделать что-то плохое, разве я катался бы со звездой Давида? Я пытался передать характер Шиндлера, а не строил из себя нациста».

Оскар Шиндлер / фото: Putnik, Wikimedia Commons


История с костюмом Шулепова – очередной пример чрезмерной политкорректности современного общества. Сегодня невозможно снять фильм или написать книгу на острую социальную тему, не задев при этом чьих-то чувств. В Европе и Америке постоянно случаются скандалы, связанные с оскорблением чувств феминисток, представителей ЛГБТ-сообщества, темнокожих и других социальных групп.

Даже в фигурном катании уже случались похожие случаи. Перед Олимпиадой в Ванкувере российские танцоры на льду Оксана Домнина и Максим Шабалин подготовили программу под национальную австралийскую музыку и выступали в традиционных костюмах местных жителей. Но австралийское сообщество аборигенов не оценило выступления Домниной и Шабалина и добивалось запрета от международного олимпийского комитета этого номера. Более того, представитель земельного совета аборигенов Сол Беллер написал официальную ноту протеста в российское посольство. В результате фигуристам пришлось отказаться от ярких костюмов, заменив их на безликие тренировочные наряды.


Шулепов также больше не собирается выступать в образах тематики Второй мировой – опасается юридических разбирательств. «Это же Америка, у них всегда так. Судятся по всякой мелочи, хотят, чтобы их заметили, – возмущается Антон. – Я всего лишь пытаюсь передать образ на льду и ни в коем случае не оправдываю нацизм. Наоборот, я против этого и мне обидно, когда меня называют нацистом».

Случай с Антоном показателен и в контексте текущей американской политики по отношению к Израилю. Вашингтон всеми силами пытается укрепить отношения с евреями как на политическом уровне, так и на культурном. Американцы поддерживают агрессивную внешнюю политику Израиля, поддерживают борьбу с Ираном за превосходство в регионе, а месяц назад президент США Дональд Трамп подписал указ о недопустимости отрицания жертв холокоста. Этот закон позволяет накладывать санкции на СМИ и образовательные учреждения, которые придерживаются отличной официальной версии событий Второй мировой.

Фабрика Отто Шиндлера в Чехии / фото: Miaow Miaow, Wikimedia Commons


В этом контексте Шиндлер становится спорным персонажем. Ещё при жизни Отто обвиняли в пособничестве нацистам вплоть до самого конца войны и сомневались в гуманизме его действий. Всплеск споров по поводу Шиндлера вызвали последовательно вышедшие фильм Спилберга и книга «Правда об Оскаре Шиндлере» чешского автора Йитки Грунтовой.

Список Шиндлера – это имена евреев, готовых к работе на фабрике Отто. Работа на фабрике гарантировала евреям жизнь. Только есть мнение, что даже спасал людей Шиндлер только из-за финансовой выгоды. «Список Шиндлера был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег – нет места в списке», – пишет Грунтова, ссылаясь на записки жены Шиндлера Эмилии.

Разногласия по поводу оценки действий промышленника привели к тому, что его лишили звания «Праведник мира» и награды израильского мемориала памяти жертв холокоста в Яд ва-Шеме. Отказались от признания заслуг Отто также в Чехии и Польше.

Фото: Татьяна Фладе, пресс-служба International Skating Union


Шулепов от категоричной оценки роли Шиндлера в еврейской истории отказался, ссылаясь на недостаточную осведомлённость. «Все люди разные, в каждой нации есть хорошие люди и плохие. И у нас, у немцев. У всех, – говорит он. – В начале фильма Шиндлер вёл эпатажно, но в конце я в нём вижу человека, который заслуживает большого уважения».

Своей программой Шулепов наоборот хотел почтить память жертв Холокоста и представить историю о становлении морального духа. Жаль, что ИСУ не хватило смелости пойти против политической конъюнктуры и признать оригинальность идеи Антона.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
0
-