erid:
Шулепов cтал жертвой политкорректности.
Международный союз конькобежцев попал в резонансный политический скандал. Организацию обвинили в потворстве антисемитизму и попытке переписать итоги Второй мировой войны. В центре этого скандала оказался россиянин Антон Шулепов.
Вы вряд ли о нём слышали до этого сезона. 23-летний фигурист только дебютировал в прошлом году в серии Гран-при, а самым значимым достижением в карьере Шулепова была победа в финале Кубка России.
Но в этом году Антон стал номинантом премии ИСУ Skating Awards. Это новая премия, которую организовал союз, чтобы наградить самых успешных фигуристов сезона. Шулепов стал претендентом в номинации «Лучший костюм» за свой образ для произвольной, стилизованный одновременно и под униформу охранника Освенцима, и под робу заключенного концлагеря.
Идея костюма – рассказать историю немецкого промышленника Отто Шиндлера, спасшего жизни более чем 1200 заключенных евреев. История Шиндлера стала идеей для фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», под саундтрек из которой и выступает Шулепов в этом сезоне.
«Мне очень нравится этот фильм, давно хотел откатать под музыку из него, – объясняет выбор образа Шулепов. – Девочку в красном пальто я играть не могу, поэтому выбрали историю Отто Шиндлера, тем более в фильме её исполняет мой любимый актёр – Лиам Нисон».
Как рассказывает Шулепов, он хотел своим костюмом показать весь трагизм и сложность персонажа Шиндлера. «Шиндлер состоял в партии нацистов, но он спасал людей, – говорит Антон. – В начале фильма он был в классическом костюме дипломата, а после войны спасшиеся евреи сами вручили ему робу. С одной стороны бездушный коммерсант, а с другой – герой, который спасал людей. В конце фильма он даже плачет, что мог спасти больше людей, если бы не думал о машинах и других безделушках».
Шиндлер открыл на территории польского гетто несколько фабрик, на которых трудились заключенные-евреи. Согласно фильму, первоначально Отто смотрел на войну только как на возможность заработать, а к холокосту – массовым расстрелам евреев во время Второй мировой – был абсолютно равнодушен. Более того, Шиндлер состоял в НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) и сотрудничал с СС.
Всё изменила случайная прогулка по парку на лошади. Взгляд Отто зацепила безымянная девочка в красном пальто. Она убегала от выстрелов немецких солдат, которые беспринципно убивали всех на своём пути. Только в этот момент Шиндлер осознал весь трагизм происходящего вокруг и стал смотреть на заключенных евреев как на живых людей, а не обезличенную рабскую силу.
Историю этой девочки в фигурном катании лучше всего показала Юлия Липницкая. После её выступления с программой под «Список Шиндлера» на Олимпиаде в Сочи письмо с благодарностью Юлии прислал сам режиссёр фильма Спилберг.
Программа Шулепова также не осталась благодаря ИСУ незамеченной, но только вместо слов восхищения после объявления номинаций твиттер организации завалили гневными комментариями, а союз евреев США стал грозить судом. Досталось и самому Антону – ему устроили травлю в социальных сетях.
«Костюм Шулепова эксплуатирует настоящую трагедию, в которой я потеряла родственников, – один из отзывов в сети. – Холокост – это не фильм и не предмет косплея. Я призываю убрать этот костюм из списка номинантов».
Shulepov's costume exploits and cheapens a real human tragedy, one that I lost family members in. The Holocaust is not a movie, and not something you cosplay. I would urge you to remove the costume from the list of nominations.
— clara (@daejangie) December 1, 2019
Главной претензией критиков Шулепова была сама идея двустороннего костюма. По мнению американского еврейского сообщества, недопустимо сравнение нациста и заключенного, а также использование двух этих образов одновременно.
«Мне посыпались гневные комментарии про звезду Давида, – удивляется Антон. – Кто-то воспринял мой костюм как пропаганду нацизма. Называли по-всякому... Только если вы действительно смотрели фильм, то поняли, что основная его идея – это перевоплощение человека. Если честно, мне даже смешно, я не понимаю как люди могли подумать что-то плохое».
The ISU regrets that by error the wrong costume (Free Skating instead of Short Program costume) of Mr. Shulepov has been presented for voting.
This error has been corrected and the ISU sincerely apologizes for this mistake and the bad sentiments it has caused.
— ISU Figure Skating (@ISU_Figure) December 2, 2019
В ИСУ не ожидали такой реакции общественности и поспешили извиниться. «Международный союз конькобежцев сожалеет, что по ошибке включил не тот костюм Шулепова в номинацию. Эта ошибка была исправлена. ИСУ приносит искренние извинения за неё и за те плохие чувства, которые она вызвала», – заявили в организации.
На сайте федерации и в официальных документах поспешно удалили все сведения о костюме Шулепова, заменив его на образ Антона из короткой программы. В короткой Шулепов выступает под песню Call Out My Name в исполнении The Weekend. В организации назвали заминку технической ошибкой, заявив, что изначально жюри не планировало номинировать костюм из произвольной.
Попытка спортивного союза выкрутиться оказалась максимально нелепой – в короткой у Антона полное отсутствие оригинальности образа. Первую половину программы он выступает в однотонном сером свитере и только во второй половине раскрывает его, чтобы показать под ним розовую футболку.
Учитывая, что в этом же сезоне выдающиеся трюки с меняющим цвет платьем показывали Анна Щербакова и Александра Трусова вряд ли жюри премии действительно могло назвать выдающимся костюм с раскрывающейся водолазкой.
В это не верит даже сам Шулепов. «Если честно, для меня это до сих пор очень странная и непонятная история, – говорит он. – Зачем вообще нужно было выставлять мой костюм, чтобы потом извиняться перед евреями? Но мне на эти премии всё равно. Номинировали другой костюм, история затихла и слава Богу».
Антон говорит, что над короткой программой работал гораздо меньше времени, делая упор на образ из произвольной. «Очень сильно запала в душу музыка, не мог от неё оторваться, – объясняет Шулепов. – У меня не было никаких злых намерений. Если бы мы действительно хотели сделать что-то плохое, разве я катался бы со звездой Давида? Я пытался передать характер Шиндлера, а не строил из себя нациста».
История с костюмом Шулепова – очередной пример чрезмерной политкорректности современного общества. Сегодня невозможно снять фильм или написать книгу на острую социальную тему, не задев при этом чьих-то чувств. В Европе и Америке постоянно случаются скандалы, связанные с оскорблением чувств феминисток, представителей ЛГБТ-сообщества, темнокожих и других социальных групп.
Даже в фигурном катании уже случались похожие случаи. Перед Олимпиадой в Ванкувере российские танцоры на льду Оксана Домнина и Максим Шабалин подготовили программу под национальную австралийскую музыку и выступали в традиционных костюмах местных жителей. Но австралийское сообщество аборигенов не оценило выступления Домниной и Шабалина и добивалось запрета от международного олимпийского комитета этого номера. Более того, представитель земельного совета аборигенов Сол Беллер написал официальную ноту протеста в российское посольство. В результате фигуристам пришлось отказаться от ярких костюмов, заменив их на безликие тренировочные наряды.
Шулепов также больше не собирается выступать в образах тематики Второй мировой – опасается юридических разбирательств. «Это же Америка, у них всегда так. Судятся по всякой мелочи, хотят, чтобы их заметили, – возмущается Антон. – Я всего лишь пытаюсь передать образ на льду и ни в коем случае не оправдываю нацизм. Наоборот, я против этого и мне обидно, когда меня называют нацистом».
Случай с Антоном показателен и в контексте текущей американской политики по отношению к Израилю. Вашингтон всеми силами пытается укрепить отношения с евреями как на политическом уровне, так и на культурном. Американцы поддерживают агрессивную внешнюю политику Израиля, поддерживают борьбу с Ираном за превосходство в регионе, а месяц назад президент США Дональд Трамп подписал указ о недопустимости отрицания жертв холокоста. Этот закон позволяет накладывать санкции на СМИ и образовательные учреждения, которые придерживаются отличной официальной версии событий Второй мировой.
В этом контексте Шиндлер становится спорным персонажем. Ещё при жизни Отто обвиняли в пособничестве нацистам вплоть до самого конца войны и сомневались в гуманизме его действий. Всплеск споров по поводу Шиндлера вызвали последовательно вышедшие фильм Спилберга и книга «Правда об Оскаре Шиндлере» чешского автора Йитки Грунтовой.
Список Шиндлера – это имена евреев, готовых к работе на фабрике Отто. Работа на фабрике гарантировала евреям жизнь. Только есть мнение, что даже спасал людей Шиндлер только из-за финансовой выгоды. «Список Шиндлера был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег – нет места в списке», – пишет Грунтова, ссылаясь на записки жены Шиндлера Эмилии.
Разногласия по поводу оценки действий промышленника привели к тому, что его лишили звания «Праведник мира» и награды израильского мемориала памяти жертв холокоста в Яд ва-Шеме. Отказались от признания заслуг Отто также в Чехии и Польше.
Шулепов от категоричной оценки роли Шиндлера в еврейской истории отказался, ссылаясь на недостаточную осведомлённость. «Все люди разные, в каждой нации есть хорошие люди и плохие. И у нас, у немцев. У всех, – говорит он. – В начале фильма Шиндлер вёл эпатажно, но в конце я в нём вижу человека, который заслуживает большого уважения».
Своей программой Шулепов наоборот хотел почтить память жертв Холокоста и представить историю о становлении морального духа. Жаль, что ИСУ не хватило смелости пойти против политической конъюнктуры и признать оригинальность идеи Антона.