комментарии 0 в закладки

Зачем Дю Солей своё ледовое шоу – и почему от сотрудничества с ними отказался ИСУ

erid:

Crystal – шанс выйти на новые рынки, которым никто не пользуется.

В Казани в эти выходные в «Татнефть Арене» прошло первое ледовое шоу знаменитого цирка Дю Солей – Crystal. Труппа  уже второй год ездит с этой программой по всему миру. Казань – третий город в России из пяти, где запланированы гастроли.

Шоу Crystal – дебютная попытка Дю Солей ворваться в устоявшийся рынок ледовых шоу. Идея организаторов – объединить цирковое искусство и фигурное катание в одно единое представление.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сходил на казанскую премьеру и узнал подробности нового проекта.

Фото (здесь и далее) предоставлено пресс-службой цирка Дю Солей


ДЮ СОЛЕЙ ОБРАЩАЛСЯ В СОЮЗ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

В прошлом году Crystal показали только в трёх странах: Канаде, США и Мексике. В этом году шоу приехало в Европу, чтобы выступить в пяти городах России. Помимо Казани, это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск. На Урал труппа отправится после выступлений в Татарстане, а вот в Питере и столице первое ледовое шоу от Ламара уже видели. И отзывы были настороженными.

«Полтора часа скуки. За что отдал деньги? – недоумевал в своём телеграме известный спортивный журналист Василий Конов. – После того как посмотришь на нормальное фигурное катание невозможно смотреть на шоу Дю Солей».

В этом главная причина недовольных отзывов россиян. На шоу Дю Солей не стоит идти, ожидая от него классической ледовой постановки, как у Татьяны Навки или Ильи Авербуха. Это совершенно новое явление в мире ледовых шоу, которое дарит отличный от привычного России опыта.

Организаторы намеренно отошли от привычных форматов и пошли на эксперименты. «Мы слышали о негативных отзывах, – говорит пресс-атташе шоу Дю Солей Жани Маллет. – Мы ожидали скепсис в России: всё-таки это страна с большими традициями в этом виде спорта. Но наша цель была сделать классическое выступление Дю Солей – просто на льду. Мы не хотели полностью перестраивать свой формат, иначе бы потеряли своё лицо».

При этом роль фигурного катания в нём никак не преуменьшается. Наоборот, у шоу Crystal есть уникальный шанс привлечь в спорт новую для него аудиторию. У Дю Солей с Crystal уже были гастроли в Мексике, предстоят в Сингапуре, Малайзии и Австралии. В этих странах заинтересовать зрителя классическим ледовым шоу практически невозможно, а на шоу Дю Солей публика пойдёт хотя бы из-за бренда.

Дю Солей хочет помочь фигурному катанию выйти на новые рынки. Как стало известно нам, компания предлагала сотрудничество международному союзу конькобежцев (ИСУ). Но переговоры шли долго и натужно, поскольку спортивные функционеры не смогли по достоинству оценить потенциал нового проекта.

«Когда мы впервые заговорили о ледовом шоу, многие смеялись, относились со скепсисом, – продолжает Маллет. – Хотя мы же канадцы, и для нас лёд и фигурное катание – привычные вещи».


В ПОСТАНОВКЕ ПОМОГАЛ ЧЕТЫРЁХКРАТНЫЙ ЧЕМПИОН МИРА

Сегодня Дю Солей – единоличный лидер в мире цирковых представлений и инклюзивных шоу. У них лучшая выручка, посещаемость, количество стран и городов, где проходят гастроли. В компании сразу несколько трупп, суммарное количество артистов – несколько тысяч человек. Параллельно Дю Солей проводят по 20 различных шоу по всему миру, и каждое шоу – уникально. О мощи проекта говорит хотя бы тот факт, что его основатель Дэниел Ламар стал одним из первых космических туристов в истории.

Появление такого игрока на рынке ледовых шоу – важный сигнал для всей индустрии. «Будет интересно понаблюдать за развитием этого проекта, – говорил в беседе с «БИЗНЕС Online» о шоу Crystal известный агент Ари Закарян. – У Дю Солей много ресурсов и большой опыт, они могут привнести новые идеи».

Боссы Дю Солей вынашивали планы своего ледового шоу больше пяти лет. Ранее компанию продали китайцам, и новое руководство взяло курс на эксперименты. Среди таких можно выделить шоу-концерты, событийные шоу, шоу-посвящения (например, трибьют Майклу Джексону).

Шоу Crystal – это не набор разрозненных выступлений, а единое шоу с сюжетом. Центральный персонаж – девочка Crystal. В реальной жизни у неё одни разочарования: нет контакта ни с родителями, ни с друзьями. Она решает погрузиться в мир своего воображения, где попадает в невероятное приключение, и зритель проживает историю Crystal вместе с ней. Финал шоу – сложный выбор: оставаться в воображаемом мире или же вернуться в настоящий и попытаться его изменить.

С идеей по реализации ледового шоу Дю Солей обратились к легендарному для Канады фигуристу Курту Браунингу. Он – четырёхкратный чемпион мира, первый в истории исполнитель четверного прыжка и топовый хореограф. Браунинг расписал как общую концепцию шоу, так и конкретные номера, а также прорабатывал первые прогоны со специалистами цирка.

Браунинг с несколькими помощниками ставил шоу в Монреале (там штаб-квартира Дю Солей) больше двух месяцев. Параллельно он обучал артистов цирка и тренеров. Сейчас с труппой тренеров по фигурному катанию нет, их функцию выполняют штатные хореографы и тренеры цирка, которых обучил Браунинг.


НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ФИГУРИСТАМ ВЫШЕ РЫНКА

Самым сложным было научить кататься на коньках акробатов и трюкачей. Первоначально боссы цирка думали отказаться от ледового шоу в пользу роликовых коньков, но в итоге поняли, что трюки на льду будут даже безопаснее, чем на паркете.

Для своих артистов Дю Солей разработали уникальные противоскользящие ботинки и усиленные костюмы, смягчающие удар при возможном падении с высоты на лёд. «Конечно, бывает страшно, – призналась акробатка Эмили Маккартни. – Но у нас достаточно систем страховки, поэтому переживать за нас особо не стоит». 

На первых этапах подготовки к шоу труппа состояла только из акробатов. Фигуристов стали подписывать ближе к первым представлениям. Находили завершивших карьеру спортсменов и предлагали им контракты. На кого-то выходили через их тренеров, кому-то звонили по телефону, а иногда и просто через социальные сети.

«Мне написали в фейсбуке, – рассказала «БИЗНЕС Online» фигуристка Любовь Илюшечкина, чемпионка мира среди юниоров, призер чемпионата четырёх континентов. – Предложили работу, на тот момент я не могла найти себе партнёра и поэтому согласилась».

Илюшечкина каталась в шоу Crystal с дебютного представления в октябре прошлого года по февраль этого. У неё был самый внушительный послужной список среди всех участников шоу. Организаторы изначально решили, что не собираются подписывать звёзд фигурного катания, хотя бюджет позволил бы им пригласить даже Юдзуру Ханю с Евгений Медведевой.

Но целевая аудитория шоу Crystal – люди далёкие от спорта, поэтому для них не будет принципиальной разницы кто выступает на льду. Главное – профессионализм. Нет в шоу Crystal и невероятных зарплат – это сравнимые с другими крупными ледовыми шоу деньги. К тому же, у продолжающих карьеру фигуристов нет шансов вписаться в плотный и напряженный график гастролей на несколько месяцев.


ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ШОУ – ЛЕДОВАЯ АКРОБАТИКА И ЭКСТРЕМАЛЫ RED BULL

Сейчас в труппе Crystal 43 исполнителя – 20 акробатов, 19 фигуристов, три музыканта и один клоун. Традиционно для шоу Дю Солей труппа максимально мультикультурная и мультиязычная. 

«Это микст людей со всего мира, – говорила о коллегах Илюшечкина. – Но проблем с общением не было, все говорят по-английски. В моей группе были вообще двое русских и один украинец, так что мы спокойно понимали друг друга. Было много таких вот групп людей, объединявшихся по странам и языкам. Но контактные абсолютно все. Я нигде ни до, ни после не встречала таких открытых людей».

Илюшечкиной в Казани не было, она решила не продлевать контракт и вернулась в спорт. Из русских был Дмитрий Семихин. Карьеру Семихин завершил ещё 20 лет назад. «Я занимал места в первой десятке на первенстве СССР, – вспомнил Дмитрий. – Наверное, у меня были бы шансы проявить себя в спорте, но надо было ждать. А я не мог, время было непростое, нужны были деньги. Поэтому я выбрал выступления в шоу».

Семихин пошёл в балет на льду Ice Capades. Тот самый, где выступала Этери Тутберидзе. Он гастролировал с балетом по Америке и Европе, затем попробовал себя в ледовой акробатике. В Америке ею занимаются уже больше 40 лет и даже проводят по ней неофициальные чемпионаты мира. В России же акробатику начали развивать в середине нулевых, когда активно начала развиваться продюсерская компания Авербуха. Он стремился разнообразить свои шоу и добавить к классическим выступлениям фигуристов что-то более эффектное. Так ледовые акробаты появились и в России.

Ключевое отличие шоу Crystal от других проектов – здесь ледовые акробаты не придаток к обычным номерам фигуристам, а основа выступления. Резкие сальто, трюки в воздухе, перевороты и бэк-флипы – уровень адреналина на шоу Дю Солей на привычно высоком уровне.


В этом году организаторы решили пойти на ещё больший риск и пригласили несколько экстремалов Red Bull Crashed Ice – соревнований по скоростному спуску на льду. Для них сделали несколько специальных ледовых рамп, на которых артисты исполняют трюки из сноуборда. Была попытка сделать и номер с хоккейным фристайлом, но на этапе реализации её забраковал Браунинг – номер выбивался из общей концепции шоу.

Для дю Солей выход на лёд – не разовая акция. Шоу Crystal в компании видят как флагманское и точно будут его показывать ещё несколько лет. Параллельно готовят несколько новых ледовых шоу. В Канаде уже показали премьеру шоу «Аксель». Там, по заверениям организаторов, исправили ошибки шоу Crystal.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
1
-