erid:
Интервью перед назначением в «Рубин».
Новый спортивный директор «Рубина» Олег Яровинский стал героем программы Нобеля Арустамяна «Инсайдеры». Интервью с Яровинским было записано 8 декабря, ещё до его официального назначения в «Рубин».
Поэтому в интервью менеджер больше говорил о работе в тренерском штабе Леонида Слуцкого (нового главного тренера казанцев), на должности спортивного директора в ЦСКА, а также выделил лучших российских менеджеров.
Яровинский не хотел уходить из ЦСКА, работа в штабе Слуцкого в Европе – авантюра
«Я проработал с людьми в ЦСКА бок о бок много лет. Это клуб, который живёт и без меня, ребята спокойно восполнили пробел. Не думал уходить из ЦСКА, работал полгода с Гончаренко, но тут позвонил Слуцкий и пригласил в «Халл» помощником. Это была авантюра, и я должен был в этом поучаствовать. Я не смог отказаться побыть тренером. Когда нас из «Халла» уволили, Слуцкий сказал, что готов взять меня в другой клуб помощником. Неважно: российский или европейский. Поскольку в «Халле» я поработал немного, мне хотелось закончить обучение, я получил категорию А. Мне хотелось продолжить».
Начинающий тренер «не считал себя лишним» в штабе Слуцкого
«Тем, что я знаю и понимаю, делюсь с коллегами. Не считаю, что не имею права это говорить. Совместная работа со Слуцким, особенно когда пришли братья Березуцкие, доказала, что моё мнение конкурентоспособно. Мы многие вещи обсуждали на равных.
Другое дело, что и у Слуцкого, и у Березуцких я внимал огромному количеству слов. Этих нюансов миллион и они с ходу не всё могут вспомнить. Когда ты проживаешь с ними каждый день, обсуждаешь каждую тренировку, возникает момент, когда ты получаешь важную информацию, и она помогает тебе развиваться».
Тренеры ушли за Слуцким из «Витесса», потому что так принято. Сам Яровинский хотел остаться
«Мы ушли, потому что ушёл тренер. Штаб должен последовать за своим главнокомандующим. Почему ушёл Слуцкий? Он принял это решение… Во многом оно было эмоциональным. Я его отговаривал от этого. У него было другое ощущение о того, что происходит вокруг. Но мне очень хотелось доработать минимум до зимней паузы. Когда тебя втаптывают в грязь и лупасят ногами, встать и отбиться – это самое сладкое ощущение.
Слуцкий понял, что ему нужно уйти. Проиграв пять матчей подряд, ты обязан уйти. Хотя президент клуба отговаривал его».
Слуцкий должен гордиться первым сезоном в «Витессе»
«У всех русских изначально много минусов для работы в Европе. В Голландии любят голландцев и я поддерживаю такой подход: местный человек понятнее, он свой. Даже в России отношение к иностранным тренерам специфичное. Но прошлым сезоном в «Витессе» Слуцкий может гордиться. Этот сезон получился неоднозначным. Но полтора года он может занести себе в актив.
Голландцы хотели от Слуцкого голландского футбола. Но Леонид Викторович – тренер, который выстраивает системный футбол. А хаос и система – не сочетаются, но не в Голландии. Там есть тренеры, которые умеют это сочетать и у них это заложено в менталитете.
Тренер без работы – это психопат, лев в клетке. Он может смотреть 50 матчей в день, ему только хуже. Слуцкому надо принять предложения из России. Европа от него никуда не денется. Думаю, что до лета предложения из Европы – это очень тяжело. Зимой на тренеров обращают внимание клубы, которые испытывают проблемы. Никто не зовёт в успешные команды».
В России Яровинский хочет работать только спортивным директором, а не тренером
«Я вернусь к своей основной работе. Даже в «Халле» и в «Витессе» меня настигало прошлое. Пытался максимально сосредоточиться на тренерстве, но невозможно отбросить прошлый опыт, связи и контакты. В Европе я мог заниматься тренерской деятельностью, хотя даже в «Витессе» у меня была возможность перейти на должность спортивного директора. Я отказался.
В России мне бессмысленно переходить на тренерскую работу. К этому относятся как к баловству: «Чувак решил поработать тренером». Этот этап завершен и я перейду к своей непосредственной деятельности, которой занимался предыдущие годы».
Какие зарплаты у менеджеров в российском футболе:
«Зарплаты в России больше, чем в Европе. Я получал в «Витессе» меньше, чем десятки тысяч евро. Деньги меня интересовали меньше всего, как и братьев. Я в Голландии впервые столкнулся с тем, что такое экономия и как надо рассчитывать бюджет. Давно отвык от этого. Сейчас я понимаю, что без многих вещей можно обойтись.
В России спортивный директор зарабатывает примерно 40 тысяч евро в месяц – это адекватная зарплата. Коррупция – зло, значит, зарплата должна отражать условия рынка. Генеральный директор большого клуба зарабатывает 1 миллион евро в год – почему он должен зарабатывать меньше футболистов? Это адекватно отражает рынок: если у тебя ведущие футболисты получают 3 - 4 миллиона евро, то генеральный или президент тоже должны получать солидные деньги».
Потолок зарплат в ЦСКА и бонусные выплаты
«В ЦСКА много-много лет существует своя система и потолок зарплат. Самая большая зарплата, которая была при мне – 3 млн евро в год. Больше не давали. Никогда подъемных ЦСКА игрокам не давал, запредельных агентских тоже не было. Обычно это 10 процентов от суммы трансфера, но у нас не было дорогих трансферов, поэтому это скромные выплаты».
Трансфер, которым гордится Яровинский
«Роман Ерёменко – это был тяжелейший трансфер. Мы ночами сидели с Романом Бабаевым (генеральный директор ЦСКА – ред.) и Ильей Кедриным (заместитель генерального директора – ред.) и Евгений Леннорович Гинер заходил к нам регулярно. Было сложное сочетание всех факторов, юридические сложности. И Марко Трабукки (агент Еременко – ред.) ты даёшь мизинец, так у тебя не будет руки по локоть. Он прикольный переговорщик, но трансфер был сложный.
На финальном этапе мы испытывали конкуренцию с другими клубами. Я догадывался, что Ерёменко встречался с Черчесовым по переходу в «Динамо», потому что в нашем пинг-понге с Трабукки мяч очень долго завис над сеткой. Многое решила встреча со Слуцким: «Если вы не приедете в течение получаса, то всё пропало. Бросайте все дела и рвите в офис».
ЦСКА должен был отпустить Чалова в Англию
«Горжусь, что мы с ребятами сумели довести Федю до того уровня. Тренеры сыграли в этом главную роль. Чалов и Кучаев – в них мы постоянно верили, они возникли в системе ЦСКА. Рад, что они дошли до такого уровня.
Если бы я был директором ЦСКА в момент, когда «Кристал Пэлас» присылал предложение по Чалову, то попытался бы убедить Гинера его продать. Когда русского футболиста зовут в АПЛ и предлагают хорошие деньги, надо игрока собрать, упаковать и отдать. Не знаю, почему Гинер отказался, ведь обычно он не упускает хорошие предложения. Наверное, он руководствовался какой-то долгосрочной перспективой. Не надо думать, что они тупее нас. Уверен, что причина была серьёзная».
Яровинский не вёл переговоров с «Динамо» о работе в клубе
«Мы периодически общались с Дмитрием Гафиным (советник генерального директора «Динамо» – ред.), но не по работе. Мы приятели. Ни разу не говорили относительно моей работы в «Динамо».
Есть клубы, в которые бы я не пошёл. Например, в «Спартак» бы никогда в жизни не пошёл. «Зенит» не считаю антагонистом и в целом во все другие клубы был бы готов пойти».
Лучшие менеджеры РПЛ по версии Яровинского
«Рад, что в «Ростове» Алексей Рыскин (спортивный директор – ред.)с Арташесом Арутюнянцем (президент клуба – ред.) делают потрясающую работу.
Рустем Сайманов, который был спортивным директором «Рубина» – это ориентир для меня, очень многому у него учился, потому что в те годы, когда мы были все зелёными юнцами, Рустем уже разруливал серьёзные вопросы.
Всегда хорошо общался с Дмитрием Поповым (экс-спортивный директор «Спартака» – ред.). В клубе он делал очень хорошую работу и его понимание футбола мне близко.
Антон Евменов (глава скаутской службы «Зенита» – ред.), с которым мы знакомы давно. Отношения у нас испортились на каком-то этапе, но мы общаемся. Мы не друзья, а просто хорошие знакомые. Уровень этого специалиста оценивают очень высоко.
Евгений Леннорович Гинер сканирует человека. Ты зашел с идеей, а вышел и уже должен ему. Гинер – царь всех переговоров, нюансов. Ведение беседы – это особое искусство».
Почему в футболе важна самоирония
«Всё в ЦСКА всегда судили по делам, а не опыту. Там нужно было заработать авторитет. Но я не ставил себе такую задачу и был собой. В любой российской команде, кроме спортивных качеств, если у тебя нет самоиронии, то ты – труп. С этого всё начинается. Если ты надуваешь щеки, изображаешь из себя босса, то тебе конец. Ты обязан смеяться над собой, иначе тебя затопчут».
Читайте также:
Слуцкий и «Рубин»: зарплата тренера, условия контракта и задачи на 2020 год
«Задача – сохранить клуб в РПЛ и выстроить команду на будущее». Первое интервью Слуцкого в «Рубине»
Штаб Слуцкого в «Рубине»: Кузьмин и Козко останутся, Березуцких не будет, Яровинский – спортдиректор