erid:
Скрытые смыслы главного объявления года.
Алина Загитова неудачно съездила в Турин на финал Гран-при: провалила произвольную программу, заняла последнее место и получила травму. Изначально её приняли за небольшое растяжение, но, как оказалось, всё гораздо серьёзнее. Загитова пропустила несколько дней тренировок, а затем посоветовалась с тренерами и решила сняться с чемпионата России.
Алина выступила в программе «Время» на Первом канале и объявила о паузе в карьере. Формулировка «пауза» выбрана не просто так: у Загитовой есть определённые обязательства и, судя по всему, надежды на возвращение, пусть и не очень объективные.
ДАВЛЕНИЕ СПОНСОРОВ
В медийном плане Загитова и её команда разрулили сложную ситуацию идеально: снимаясь с показательных в Турине, Алина на арене извинилась перед зрителями, а о пропуске чемпионата России она объявила лично в интервью в прямом эфире главной новостной программы страны.
Как правило такие решения объявляют через пресс-релиз на сайте федерации фигурного катания. Но Загитовой было необходимо доказать, что она не завершает карьеру, а только приостанавливает.
«Олимпийская чемпионка, фигуристка Алина Загитова приостанавливает свое участие в соревнованиях», – объявил в эфире Первого журналист Кирилл Клеймёнов.
«Я никуда не ухожу, но не участвую в чемпионате России, – поправила Загитова. – Без отбора не претендую ни на чемпионат Европы, ни на мир. В этом сезоне меня на соревнованиях больше не увидят».
Формулировки здесь – ключевой момент. Загитова намеренно говорит о приостановлении, но не о завершении карьеры. Президент федерации Александр Горшков уже подтвердил, что она официально сохранит место в сборной России, продолжит получать зарплату, на неё будет выделяться финансирование в прежнем объёме.
Возможно, Алина действительно вернётся в большой спорт через год, но объявить о завершении карьеры пока не позволяют спонсорские соглашения. Как стало известно нашему изданию, контракты Загитовой с Shiseido и Puma прописаны так, что спонсоры могут отказаться от обязательств в случае завершения карьеры спортсменом. Для компаний важно, чтобы представляющий её атлет был на виду, о нём говорили, писали, показывали на телевидении. Выступления в коммерческих шоу не дают такого информационного эффекта, как официальные соревнования.
По такой же причине до сих пор о завершении карьеры не заявляют чемпионка мира из Италии Каролина Костнер, олимпийские чемпионки Сочи Елена Ильиных и Аделина Сотникова. Слова Алины, что она «не знает когда и как вернётся на лёд», очень похожи на любое интервью этих трёх фигуристок.
ЗАГИТОВА ПЛАНИРУЕТ СМЕНИТЬ ОБСТАНОВКУ И НАЧАТЬ ВСЁ СНАЧАЛА?
Возможной причиной, побудившей Алину приостановить карьеру, может быть желание сменить тренера. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией, Алина в последнее время часто ссорилась с Тутберидзе и другими специалистами катка «Хрустальный».
У Этери были претензии к Загитовой в плане отдачи и нацеленности на работу. После финала Гран-при она вышла к Алине с ультиматумом: либо она продолжает работать так, как тренировалась перед Олимпиадой, либо уходит из спорта. По крайней мере из её группы, так как Тутберидзе возиться с ней больше не собирается. У неё есть целая россыпь более перспективных фигуристок.
В интервью Первому Алине задали прямой вопрос об отношениях с тренерами. Она ответила без колебаний. «Я остаюсь вместе с тренерами, с которыми мы прошли такой долгий путь, прошли целую Олимпиаду, – говорит Загитова. – Были сложности, а также радостные моменты, их было достаточно много. И поэтому никуда уходить я от них не собираюсь, и мы продолжаем вместе работать».
Алина утверждает, что тренерский штаб для неё – это семья. Но точно так же говорила и Евгения Медведева. А уже через месяц договаривалась с Брайаном Орсером о переходе в его группу.
Куда важнее здесь слова Этери. «Это решение, к сожалению, не пришло случайно, – говорит Тутберидзе о приостановлении карьеры своей ученицы. – Оно не является неожиданным, она просила об этом полтора года и эти полтора года были сложными».
Есть мнение, что Алина чётко решила уйти из спорта ещё летом. Она согласилась на сделку с Тутберидзе: если она будет конкурентноспособна на фоне тройки юниоров, то продолжит выступать. Если нет – уйдёт. Поэтому хореограф Даниил Глейхенгауз и выбрал столь необычную музыку к короткой программе. В переводе с испанского название песни Ясмин Леви Me Voy, под которую выступала Загитова, – «Я ухожу». Это было зашифрованное послание.
Аналогичные сделки Загитова и Тутберидзе заключали и ранее. По нашей информации, после чемпионата России-2019 в Саранске, где Загитова заняла пятое место, фигуристка пропала из виду и не выходила на связь с тренерами несколько дней. Когда Алина всё-таки объявилась, приняла условие тренерского штаба: выигрывай чемпионат Европы – и завершай карьеру (раз не хочешь выкладываться). В Минске Загитова, однако, стала второй, уступив Софье Самодуровой, и сезон растянулся уже до чемпионата мира. Там, как известно, Алина выиграла золотую медаль.
Все эти истории говорят не столько о конфликтах между фигуристкой и тренером, а сколько об отсутствии у спортсменки мотивации работать так, как, по мнению Тутберидзе, надо работать для побед. Чтобы «завести» Загитову, вывести её на нужный ритм, Этери приходилось выступать с такими резкими предложениями, прямо намекать на возможное завершение карьеры.
Неслучайно сразу после неудачи Загитовой в Турине сестра Тутберидзе Марина Хоффман в инстаграме ответила на критику Этери. «Девочки, которые уже чего-то достигли, если хотят продолжать, должны тренироваться и режимить на равных, а может, ещё больше, чтобы быть конкурентоспособными. Спорт не стоит на месте, и никто не будет ждать». Затем она добавила, что её сестра каждой даёт равные шансы и уже дело спортсменки как этими шансами воспользоваться.
Возможно, Алина уже не готова к борьбе на равных в группе Тутберидзе. По данным нашего издания, Алина вела переговоры с другим тренером ещё до финала Гран-при. Интерес к совместной работе есть с обеих сторон, но итоговое решение Загитова примет только весной.
ЗАГИТОВОЙ БУДЕТ СЛОЖНО ВЕРНУТЬСЯ: КОНКУРЕНЦИЯ ТОЛЬКО РАСТЁТ
До Алины фигуристы, объявлявшие в схожих обстоятельствах о приостановлении карьеры, так её и не возобновляли. Обещания Загитовой вернуться и слова о продолжении тренировок – не аргумент. Олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова, к примеру, до сих пор уверяет, что хочет продолжить выступления. Но на официальных соревнованиях Аделины не было с зимы 2016 года.
«Возможность вернуться есть, шансы тоже, – считает олимпийский чемпион Роман Костомаров. – Как она решит, так и будет». По мнению Костомарова, она должна сама с тренерами разобраться чего хочет. «У меня сейчас всё есть в жизни, – говорит Загитова, – а всегда должно чего-то не хватать. И поэтому я хочу, чтобы у меня вернулось обратно это состояние – желание выходить на старт».
Сможет ли Алина вернуть интерес к спорту? Своим мнением с нашим изданием поделилась тренер ЦСКА Катарина Гербольдт.
«Могу сказать по себе: я из-за травмы приостанавливала карьеру. И возвращаться всегда очень сложно, – рассказывает Катарина. – Ты не прогрессируешь, а скорее регрессируешь. К тому же спортсмен, когда он в спорте не знает другой жизни: тренировки, тренировки, тренировки. Нет свободного времени, чтобы о чём-то вообще подумать. А когда свободное время появляется и узнаешь, как живут обычные люди, вернуться в спортивный режим тренировок нон-стоп очень тяжело. И не каждый спортсмен на это способен».
Гербольдт считает, что самое главное для возвращения в спорт – мотивация. И решение будет зависеть только от желания Загитовой: «Нет ничего невозможного. Мы видели пример Жени Плющенко, как он неоднократно возвращался и выигрывал Олимпийские игры. Надо решить, чего ты хочешь и на что ты ради этого готов».
Ещё раз послушаем теперь слова Алины. «Я всё выиграла уже. Всё, что можно было, я выиграла и всё всем доказала. После Олимпийских игр выиграла ещё чемпионат мира. И этим всё сказано», – продолжает она в беседе с корреспондентом Первого.
Так если главная причина потери желания тренироваться и выступать – отсутствие новых стимулов, то что изменится для Загитовой через год, два, пять лет? Алина одна из двух фигуристок в истории, кто смог выиграть абсолютно все существующие награды в фигурном катании. Из турниров, где она ещё не побеждала остаётся разве что командный чемпионат мира, но вряд ли он станет хорошим мотиватором.
Перед началом сезона Загитова уверяла прессу, что теперь она выступает не ради результатов, а ради удовольствия. Но, как оказалось, это были не слова Алины, а слова Тутберидзе, которые она пыталась вложить в Загитову.
Серия Гран-при показала, что даже идеально чистый прокат не может больше гарантировать победу Загитовой. Ей нужно либо становиться на порядок сильнее, либо уходить. Алина выбрала второй путь. И её нельзя осуждать – это и правда только её выбор. Она могла завершать карьеру сразу после Олимпиады в Пхёнчхане, но осталась ещё на год и выиграла ЧМ. Так что сравнения с Юлией Липницкой для Загитовой не актуальны. Она внесла огромный вклад в развитие спорта и навсегда вписала в историю своё имя.
У Алины уже есть дальнейший план действий: выступления в шоу, спонсорские мероприятия, подготовка к экзаменам. Загитова в 11 классе и ей предстоит сдавать ЕГЭ. Она выбрала в качестве предмета для сдачи биологию и собирается поступать учиться на тренера. Наконец-то она сможет пожить нормальной жизнью. Как рассказывала сама Алина, перед Олимпиадой она даже не пила воду, только смачивала рот. Теперь ей можно есть всё, что угодно.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ КАРЬЕРЫ – ШАНС ВЫУЧИТЬ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Тем не менее, если отталкиваться только от слов в интервью Первому каналу, Загитова намерена выступать. Она сказала, что сейчас ей представился шанс выучить новые элементы.
По мнению вице-чемпионки мира Алёны Леоновой, передышка Загитовой пойдёт только на пользу. Она раньше начнёт подготовку к следующему сезону и будет в спокойном режиме работать над усложнением программ. «Списывать Алину ещё рано, – считает Леонова. – Зная её характер и в какой группе она находится, я уверена, что продолжение карьеры точно будет. Мы Алину ещё увидим, и она будет сильнее и целеустремленнее. Готовой бороться за самые высокие места».
У Загитовой практически максимальная сложность программ без включения ультра-си. И для того, чтобы конкурировать на равных с молодыми соперницами ей необходимо выучить тройной аксель, либо четверные прыжки.
Вариант с тройным акселем, с одной стороны, маловероятен, потому что у Алины нет необходимого запаса на двойном прыжке. Даже последнюю травму Алина получила после неудачного приземления именно акселя. С другой стороны, ещё хуже этот элемент получался у Александры Трусовой. Но Тутберидзе и тренер её группы, отвечающий за прыжковую технику Сергей Дудаков смогли подобрать для Трусовой удобный заход на тройной аксель и фигуристка освоила этот прыжок.
Приоритетнее работа над четверным. Загитова уже изучала квады на лонже весной этого года. Так как у Алины лучшая высота из тройных прыжков на флипе, то и четверные она будет начинать изучать с него. Четверной флип – редкий прыжок даже для мужчин, но в группе Тутберидзе им владеют сразу две девушки – Трусова и Анна Щербакова. У Загитовой точно есть предпосылки к ещё одному обороту на флипе, но тренировка нового элемента во время резкого роста организма – травмоопасный процесс.
Возможно, поэтому Алина с тренерским штабом и решили приостановить карьеру, чтобы сфокусироваться на четверных. В этом сезоне Загитова безнадежно уступала по техническому контенту своим одногрупницам. «Четверные надо учить в более молодом возрасте, – говорит о квадах Загитова. – Надо было мне их учить перед Олимпиадой, но тогда был риск того, что получу травму и было достаточно моего арсенала прыжков. А потом я начала взрослеть, у меня раскоординация. И главным было уже удержать то, что я сейчас имею».
Алина подтверждает, что в её ситуации сложно работать над элементами ультра-си, но невозможного в этом ничего нет. Её наверняка вдохновит пример Елизаветы Туктамышевой, выучившей четверной в 23 года. А на днях спортсменка показала и вовсе каскад четверного прыжка с тройным вместе.
Даже если Загитова вернётся в спорт – это будет совсем другая Алина. С другими перспективами и новым настроем.