erid:
Пара пропускает финал Гран-при, но её прогресс очевиден.
Российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов в это межсезонье кардинально поменяли свою жизнь: переехали в США к Марине Зуевой, сменили стилистику своих программ и решили перезапустить карьеру.
Тем не менее, фигуристы впервые за три года пропустят финал Гран-при. Тарасова и Морозов стали третьими на этапе в Канаде и вторыми в России – им не хватило одного балла, чтобы попасть в Турин, где пройдет финал.
При этом ни Зуева, ни Владимир с Евгенией трагедии в неудачном старте сезона не видят. Как рассказал «БИЗНЕС Online» после этапа Гран-при в Москве тренер, у Тарасовой и Морозова долгосрочные планы на сотрудничество – с Олимпиадой как конечной целью.
Перестройка – сложный и длительный процесс. Падение результатов неизбежный этап этого процесса.
СМЕНА ТРЕНЕРА ТАРАСОВОЙ И МОРОЗОВЫМ – НЕОБХОДИМОСТЬ
Впервые о смене тренера Тарасова и Морозов задумались после неудачи на Олимпиаде в Пхёнчхане. Они претендовали на победу, но завалили произвольную программу и остались четвертыми. Необходимость искать тренера возникла даже не по их инициативе: Нина Мозер, с которой пара работала всю карьеру, решила уйти от тренерской практики и перешла на административную работу.
Новым тренером для Владимира и Евгении стал Максим Траньков, который всего два года назад выступал на чемпионате мира и для которого тренерская работа не была приоритетной, Максим напрямую говорил в интервью, что в финансовом плане ему гораздо интереснее шоу и телевизионные проекты.
Все основные старты сезона – финал Гран-при, чемпионат Европы и мира – пара проиграла. Чтобы окончательно не скатиться вниз, Владимир и Евгения стали искать нового тренера. Остановились на Зуевой. Вариант перспективный, но неожиданный. Зуева – отличный специалист, подготовивший десяток олимпийских чемпионов, но последние 20 лет она сконцентрирована на работе с танцевальными дуэтами. Последняя успешная спортивная пара Зуевой Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков выступала ещё во времена СССР.
Еще одна сложность – смена места жительства. Зуева работает во Флориде. Переезд Тарасовой и Морозова в США – редкий и интересный ход для российских фигуристов. Кроме Владимира и Евгении, за рубежом тренируются только юниорская пара в танцах на льду Диана Дэвис с Глебом Смолкиным и одиночница Евгения Медведева.
Карьеру Тарасовой и Морозова в СМИ часто сравнивают с карьерой Медведевой. У них всех схожие цели: перезапустить карьеру и показать новую версию себя. Тренер Медведевой Брайан Орсер неоднократно отмечал, что выбранный его ученицей путь сложный и долгий. Первые успехи стоит ждать минимум через полтора года. Это время нужно на адаптацию к новым условиям.
«Тарасовой и Морозову проще, чем Медведевой, потому что с ними в команде остались прежние тренеры Максим Траньков и Нина Мозер, – говорила Зуева в интервью «БИЗНЕС Online» в начале октября. – У них не поменялась группа, она расширилась, усилилась. Конечно, привыкать нужно. Раньше большую часть времени они работали с одним тренером, теперь с ними вместе целая команда. Но это перемены к лучшему».
У Тарасовой и Морозова в США суперкоманда – Зуева, Мозер, Траньков и американские чемпионы
Начало сезона для Евгении и Владимира словно холодный душ: провальный старт в США, где пара полностью развалилась в произвольной программе, неудачный этап Гран-при в Канаде, когда фигуристы пропустили один из обязательных элементов, и наконец шероховатое выступление в Москве – Тарасова и Морозов умудрились получить минусовые оценки даже на вращениях.
В итоге ни одной победы за три месяца. На последнем этапе в Японии судьба путевки в финал зависела уже не от Евгении и Владимира, а от канадской пары Кристен Мур-Тауэрс и Майкл Маринаро. Они заняли второе место и вышли в финал. А Тарасова и Морозов пропустят его впервые с 2016 года. Удручающий результат для номинально первой пары страны.
В ПАРНОМ КАТАНИИ РЕЗКО ВОЗРОСЛА КОНКУРЕНЦИЯ
«Конечно, у нас есть турнирные задачи. И мы их не выполнили», – сказала Зуева после выступления пары в произвольной программе на Гран-при России. Фигуристы сорвали несколько элементов и заняли второе место, практически лишившись шансов попасть в финал.
Пропуск финала Тарасовой и Морозовым выглядит серьезной проблемой, если оценивать выступление Владимира и Евгении в сравнении с другими российскими парами. В этом сезоне отличные результаты показывают молодые пары: вчерашние юниоры выигрывают этапы один за другим и постоянно прогрессируют.
Темпы роста и количество ярких молодых пар угрожающее: Тарасова и Морозов, если не придут в себя, могут лишиться места в сборной. Раньше на внутреннем уровне они соревновались сами с собой, но сейчас ситуация кардинально изменилась.
Лидеры сезона – Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. У Бойковой и Козловского неожиданные две победы и прямая путевка в финал. В прошлом году питерские спортсмены безнадежно уступали взрослым парам, выступали нестабильно и не получали высоких баллов от судей. Но свой второй сезон на взрослом уровне они начали серией из четырех побед подряд. У них все компоненты успеха: сложная техническая часть программы, отличная хореография, яркие программы и стабильность.
«Молодые российские пары выступают отлично и это дает нам стимул развиваться, – сказала Тарасова о Бойкове и Козловском. Тарасова и Морозов дважды уступили этой паре в текущем сезоне. Мало кто ожидал, что вчерашние подростки Александра и Дмитрий навяжут серьезную борьбу первой паре страны, но ученики Тамары Москвиной с каждым стартом выступают все увереннее.
В финал кроме Бойковой и Козловского попали Анастасия Мишина и Александр Галлямов, при этом они проводят первый взрослый сезон. В юниорском спорте Анастасия и Александр выиграли почти все. С двух побед они начали карьеру на взрослом уровне. Мишина и Галлямов исполняет параллельный тройной лутц: в парном катании этот прыжок приравнивается к ультра-си и исполняется считанными спортсменами.
Еще одни финалисты – Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин – на прошлогоднем чемпионате России они были четвертыми, а сейчас решили проблему со стабильностью и обыгрывают призеров чемпионата мира. Павлюченко и Ходыкин в плане техники тоже круче более опытных партнеров по сборной: они владеют параллельным тройным флипом и четверной подкруткой.
Тарасовой и Морозову в такой ситуации нужно искать свои козыри. Важнейшее преимущество – опыт. Евгения и Владимир выступают вместе уже восемь сезонов и у них отличное взаимодействие друг с другом. «Стоит Жене о чем-то только подумать – я уже знаю, что она хочет», – рассказывает Морозов.
Возросла конкуренция и на мировом уровне. В этом сезоне высокие результаты показывают пары из Канады и США, стабильно хороши китайские пары. Поэтому даже уровень прошлого года уже не позволяет Евгении и Владимиру бороться за призовые места на крупных соревнованиях. Необходим качественный скачок вперед.
ПАРА ПОМЕНЯЛА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЛАН И ПРОХОДИТ АДАПТАЦИЮ
Перед началом серии Гран-при Зуева заявила, что первый сезон для пары будет сложным и ознакомительным. Подтвердила Марина Олеговна эту мысль и после этапа в Москве. «Прямо сейчас ждать результатов не стоит. Ребята привыкают к новым условиям, новому катанию. И на это нужно время», – объясняет она причины неудач.
Марина Зуева: «Когда катаются Тарасова и Морозов, у других тренеров замирает дыхание»
При этом Зуева признает, что в первой половине сезона её фигуристы не смогли выступить так, как от них требуется. «Как спортсмены они должны решать поставленные на сезон цели. На Гран-при выступление неудачное, – сказала Зуева, когда пара ещё сохраняла теоретические шансы на выход в финал. – Я понимала, что такое могло произойти. Их ошибки – это и мои ошибки. Мы вместе преодолеваем этот путь. Но сейчас им необходимо идти дальше, пусть через локальные неудачи, но стать по итогу сильнее».
По мнению Зуевой, основная причина неудачных результатов на старте сезона – смена тренировочного плана. В этом году программы Тарасовой и Морозова абсолютно другого свойства и качества, в них очень много новых заходов, переходов и сложных взаимодействий. И чтобы исполнять эти программы без ошибок нужно время.
Пример – новый заход на вращения. «Мы выбрали очень сложные и необычные вращения. Их оценят как судьи, так и зрители, но исполнение должно быть идеальным и синхронным. Такие вращения требуют не меньшей концентрации, чем выбросы или прыжки», – сказала Зуева. Именно сложные заходы на вращения привели к ошибке на них в короткой программе на Гран-при России. Спортсмены впервые в карьере пробуют прыжковые заходы на элемент, а по ходу вращения несколько раз меняют положение тела, переходят с одного конька на другой. Это очень ценится судьями, но в разы повышает риск ошибиться.
Работа над вращениями, поиск новых заходов, выездов и других мелких хореографических элементов входит в общую концепцию Зуевой по изменению образа пары. Тренер хочет полностью реализовать потенциал спортсменов и заново представить их публике. Для этого она выбрала две яркие и непохожие друг на друга программы. Постановщиками выступили экс-ученики Зуевой.
Короткую программу под современную аранжировку «Болеро» Мориса Равеля им поставил призер чемпионата Европы в танцах на льду итальянец Массимо Скали, произвольную под музыку Антонио Тоцци олимпийский чемпион Чарли Уайт.
Раньше у пары был образ техничных фигуристов, забивающих на хореографию, что сказывалось на низких оценках за компоненты. Сейчас Тарасова и Морозов набирают высокую вторую оценку даже когда срывают элементы.
Прогресс пары в хореографии и постановке образа признают большинство специалистов. «Пара очень преобразилась, – выразил мнениев беседе с «БИЗНЕС Online» призер чемпионата мира Александр Смирнов. – Я очень обрадовался, когда узнал, что они переехали к Зуевой. За ними теперь интересно стало смотреть. Появились программы, целостные, продуманные, а не перебежки от прыжка к прыжку».
После Пхёнчхана в парном катании сделали упор на работу с хореографией и чистоту исполнения элементов. Четверные выбросы и подкрутки в целях заботы о здоровье спортсменов сделали невыгодными для исполнения. Лучше шансы теперь у пар с запоминающимися образами. Тарасова и Морозов до этого сезона похвастаться такими не могли.
«Требования после Олимпиады изменились, – объясняет Зуева. – Сейчас от пары требуется композиция, диалог между мужчиной и женщиной. Нужны образы, театральная работа».
Тарасова и Морозов отмечают, что им непросто менять привычный план работы и менять стиль катания в уже зрелом возрасте. Но им нравится результат тренировок с Зуевой. «Я надеюсь, это видно и зрителям, и судьям, что в нашем катании изменилось все, – сказала Тарасова. – Мы тренируемся в группе, где больше танцевальных дуэтов, и стараемся сейчас уделять большое внимание скольжению, заходам и связкам. Думаю, переход к Марине Олеговне поможет нам взглянуть на себя по-новому».
Зуева видит большой прогресс в хореографии пары. Но процесс не завершен. «Мне очень нравится, как они исполняют «Болеро», нравятся их костюмы. Просто нужно ещё работать – пара будет отличная», – отметила специалист. В этом году пара решила не рисковать и выбрала привычный для себя лирический образ. Но в следующих сезонах тренер планирует ставить программы в других стилистиках.
ПРОБЛЕМ С ПСИХОЛОГИЕЙ У ПАРЫ НЕТ
Однотипные ошибки на простых элементах наводят на мысли, что у пары проблемы с настроем. На психологические причины неудачных выступлений намекал и другой тренер пары - Траньков.
«Когда люди полностью меняют свой быт, свою систему тренировок, ждать от них быстрых успехов было бы глупо, – приводит слова Транькова ТАСС. – Женя и Володя пока срывают элементы и проигрывают, но я не считаю это большой проблемой – многие спортсмены относятся к Гран-при больше как к тренировке.
По словам Транькова именно смена обстановки – причина ошибок на выбросах и прыжках. Зуева считает иначе. По ее мнению, ребята наоборот ментально стали гораздо сильнее и больше не валят элементы из-за лишнего волнения.
Тарасова и Морозов тренируются в прибрежном городе Нейлпс во Флориде. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» Морозов, по просьбе Зуевой Евгения и Владимир практически каждый день ходят на пляж. В инстаграме фигуристов много фотографий у моря и со стороны сложилось впечатление, что спортсмены не на тренировках, а на отдыхе. Но Зуева говорит, что ребята сохраняют концентрацию.
«Я же на катке, слежу за ними, – шутя отвечает она. У ребят полностью рабочая атмосфера. Различия только в том, что после работы их встречает морской бриз и яркое солнце. Я считаю, что природа должна помогать здоровью. Идея открытия тренировочного центра во Флориде пришла мне, когда я анализировала работу тренеров других видов спорта».
Из проблем, которые отметила Зуева – потеря скорости катания. Тренер требует от Тарасовой и Морозова широкого, но быстрого катания. Пока что такие прокаты им удаются только на тренировках.
«Нехватка скорости ломает программу. Когда такая конкуренция – надо кататься ярче, – пожурила своих спортсменов Зуева. – Но во Флориде у них всё получается и если сравнивать с прошлыми стартами, то скорость прибавилась. Видна работа».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ С ЗУЕВОЙ – ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Забавный момент произошел на пресс-конференции по итогам этапа в Москве. Тарасовой и Морозову в очередной раз напомнили про слова Орсера о том, что после смены тренера адаптация в новых условиях проходит минимум полтора года, и спросили, как долго они готовы ждать успеха. «Мы готовы не ждать, это некорректное слово, а работать. Два года еще есть до Олимпийских игр», – сказал Морозов.
В это время Зуева взяла у журналиста микрофон и сказала из зала: «Вова, у нас есть шесть лет». Тренер намекала на то, что Евгения и Владимир могут выступить не только на Олимпиаде в Пекине, но и в Италии в 2026 году. «Ждать шесть лет? Не, я столько, боюсь, не дождусь. Я к этому времени поседею», – пошутил Морозов.
Когда шутки прекратились Зуева добавила, что уже в следующем сезоне пара будет конкурентоспособна и сможет бороться за победу на чемпионате мира. Но главная цель – Олимпийские игры.
По мнению Зуевой, в первый год не стоит ждать результатов, но можно увидеть прогресс: «Уже сейчас есть смысл ждать новое в катании. Ждать улучшения, работу над собой. Ребята решились на очень серьезный шаг и многое изменили в своей карьере. Это повышает ответственность как у них, так и у меня».
От конкретных прогнозов по времени, когда и как пройдет адаптация Зуева отклоняется: «Есть план подготовки, но как он будет осуществляться, я смогу сказать только после этого сезона. Нет магического слова или жеста, который скажешь фигуристу, и он перестает ошибаться. Есть магия времени, терпения и работоспособности».
«Всё-таки пропуск финала – не трагедия, – заметила специалист. – Я не думаю, что результаты этого сезона решающие. Будем готовиться к чемпионату России – теперь больше времени на подготовку. На другие турниры до Красноярска ехать не планируем».
В этом плане Зуева права. Раньше Евгения и Владимир удачно выступали на этапах Гран-при, побеждали на челленджерах и других турнирах третьего сорта. Но на самых главных стартах им постоянно не хватало сил и мастерства занять первое место. Теперь у них другая тактика: сконцентрировать силы на подготовку к чемпионату мира и Олимпиаде.
С точки зрения спортивных результатов Тарасова и Морозов провалились. Пропуск финала Гран-при – это серьезные репутационные потери и сигнал для судей, что их можно вычеркивать из мирового топа.
Но если смотреть на перспективу, то локальные победы Тарасовой и Морозову не нужны. У них есть все титулы, кроме победы на ЧМ и ОИ. Изначально было понятно, что поездка к Зуевой – это большой риск. У ребят было два варианта: рискнуть и попытаться стать лучшим в мире или продолжать стагнацию и стоять на месте. Они выбрали более сложный, но интересный путь.