erid:
Пока казанцы идут на дно, ТАИФ строит в Нижнекамске свой проект без долгов и обязательств.
«Рубин» в этом сезоне играет так плохо, что впервые может уйти на зимний перерыв в зоне вылета из премьер-лиги. В самом клубе, по нашей информации, убеждены, что выправят ситуацию, и готовятся всех удивить в следующем сезоне. Но, судя по ряду признаков, и у ТАИФа, и у республики есть запасной план.
ХУДШИЙ СЕЗОН «РУБИНА»: ПРОБЛЕМА НЕ В ШАРОНОВЕ, А В СОСТАВЕ
«Рубин» проводит свой худший сезон в РПЛ. 17 очков после 16-ти туров команда набирала в последний раз в 2013 году. Тогда Курбана Бердыева уволили, хотя тогда клуб был выше в таблице, чем сейчас. За три тура до зимней паузы «Рубин» находится на 13-м месте – в двух очках от зоны вылета. При этом впереди у команды последний домашний матч в году с «Зенитом» и два тяжелых выезда в Грозный и Сочи.
За нынешние результаты болельщики отправляют в отставку тренерский штаб 43-летнего Романа Шаронова. «Динамо», «Тамбов» и «Ахмат» – конкуренты «Рубина» за сохранение прописки в РПЛ – уже сменили тренеров. Искушение убрать Шаронова и встряхнуть команду в «Рубине» тоже наверняка есть. Его процент побед в «Рубине» низший среди всех предшественников – 23,53%. Даже у временного тренера Валерия Чалого этот показатель был выше. Рината Билялетдинова, напомним, выставили из клуба после семи туров. Молодой тренер здорово начал, но с сентября его команда побеждает крайне редко, а провалов достаточно: 0:5 от «Зенита», пятиматчевая серия поражений, четыре безголевые игры и всего лишь 8 забитых мячей за первый круг – худшая результативность в лиге.
Но главная проблема «Рубина» не в тренере, а в ресурсах. Именно по этой причине летом клуб в основном брал новичков в аренду: в матче с «Динамо» на поле вышло 6 игроков других команд – это больше, чем у любого клуба РПЛ в заявке на весь сезон, не говоря уже о стартовом составе.
Генеральный директор клуба Рустем Сайманов пытался компенсировать проблемы уровнем состава. Из «Оренбурга» пришли нападающий Алексей Сутормин и защитник Силвие Бегич – два лучших игрока своего клуба в прошлом сезоне. Но первого в итоге удивительным образом забрал «Зенит», а второй травмировался и до сих пор не вернулся к тренировкам. В итоге основным нападающим вместо Сутормина стал Видар Кьяртанссон – средний форвард и точно не спаситель. «Рубин» – 10-й клуб в его карьере к 29 годам, что говорит об его уровне. А лучшие игроки команды –18-летние грузины Зурико Давиташвили и Хвича Кварацхелия, что подчеркивает проблемы с ресурсами.
Несколько собеседников «БИЗНЕС Online», связанных с футболом в Татарстане, считают, что единственный шанс «Рубина» перезагрузиться и спастись – усилить состав и подписать качественных новичков, в идеале в каждую из линий. По нашей информации, такие планы в руководстве клуба строят ещё с осени и после 0:5 в Санкт-Петербурге и 0:3 в Химках в «Рубине» начали прорабатывать именно такой вариант.
Но за счет внутренних активов усилиться нереально – клубу просто некого выгодно продать, компенсировав потери. Не выстраивается очередь и на входе. Летом уговорить игроков перейти в «Рубин» было проще, чем сейчас, когда команда борется за выживание. Возможно, как-то «Рубину» поможет проблемная ситуация в «Ростове», где из-за финансовых сложностей из клуба может уйти весь руководящий состав, главный тренер Валерий Карпин и такие лидеры команды, как Роман Ерёменко, Алексей Ионов, Элдор Шомуродов и Ивелин Попов. Близкие отношения руководителей «Рубина» и «Ростова» ни для кого не тайна. Но делать на это ставку, конечно же, нельзя.
Главная беда – безденежье. По нашей информации, ТАИФ выполняет взятые на себя спонсорские обязательства и даёт клубу обещанные 2 млрд рублей в год, ни больше ни меньше. Однако эти не такие уж большие по меркам РПЛ деньги уходят на старые долги. Серьёзно нарастить бюджет, даже если бы у ТАИФа было такое желание, мешает и финансовый fair play. Клуб не может тратить больше, чем он заработал, иначе снова будет наказан УЕФА. Как легитимно обойти это препятствие, в клубе так и не придумали.
Тем не менее, руководство клуба полно оптимизма. К следующему сезону все завалы будут полностью расчищены. «Рубин» усилится и гарантированно войдёт в зону еврокубков. Так это видится менеджменту. А что если нет?
ТАИФ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ НА «НЕФТЕХИМИК». КЛУБ ВЕДУТ В РПЛ
Со стороны может показаться, что ТАИФ наигрался в футбол и тянет лямку по инерции. Из руководства компании матчи посещает только один из основателей группы Рустем Сультеев. Дольше всех держался отец-основатель Минтимер Шаймиев, но и его после отставки Бердыева на трибунах не видно.
У компании есть еще один футбольный проект – «Нефтехимик». И его шансы стать из альтернативного основным повышаются с каждой неудачей «Рубина». Главный фактор за такой сценарий – сильный лоббист. Президент клуба Тимур Шигабутдинов, обладающий серьезным неформальным влиянием в ТАИФе, буквально живёт командой. Директор «Нефтехимика» Айрат Исмагилов и советник Шигабутдинова Наиль Гизатуллин по несколько раз в неделю встречаются с ним, согласовывают все спортивные и хозяйственные вопросы, обсуждают трансферы.
Вовлеченность президента приносит результат: «Нефтехимик» ещё никогда не был так близок к повышению в классе. Команда занимается 5-е место после 23 туров – в 5 очках от четвертого места, которое даёт возможность сыграть в стыковых матчах с клубами РПЛ. Летом игрокам нижнекамской команды объявили задачу сохранить прописку в ФНЛ в этом сезоне, а в следующем – выйти в РПЛ. Под большие задачи увеличат и бюджет, который пока составляет 200 млн рублей на сезон. Также у ТАИФа уже есть планы построить в Нижнекамске футбольный центр с новым стадионом на 10 тыс зрителей. Сроки неизвестны, но без больших амбиций такие проекты даже не обсуждаются.
Символично, что при определенном стечении обстоятельств «Рубин» и «Нефтехимик» могут разыграть место в премьер-лиге друг с другом в стыковых матчах – уже в нынешнем сезоне.
Помимо амбиций Шигабутдинова-младшего, есть и другие аргументы. «Нефтехимик» – это история, которую ТАИФ будет писать с чистого листа. Никаких долгов, никаких моральных обязательств, никакого груза ответственности перед кем-либо. Да, «Рубин» – это раскрученный бренд, но в этом есть и минус для главного спонсора. Все победы казанского клуба – это победы республики. Победы же «Нефтехимика» – это в первую очередь лавры ТАИФа.
ЧТО БУДЕТ С «РУБИНОМ»?
Если «Нефтехимик» сменит «Рубин» в РПЛ, ТАИФ, скорее всего, перестанет кормить неродное дитя. В этом случае казанский клуб с многолетней историей может занять место андердога или вовсе прекратить существование.
Единственное спасение – власти республики, которые по имиджевым соображениям могут вернуть «Рубин» под свое попечение. Самый очевидный вариант – возврат к старой схеме с СИНХом, который уже курировал клуб в период правления Валерия Сорокина. «Рубин» при нём в последний раз выходил в еврокубки и смог наладить финансовое положение.
Пока власти республики на вопросы о кризисе в «Рубине» отвечают холодно. «Руководство республики больше сосредоточено на вопросах, связанных с обеспечением и повышением качества жизни граждан. Вопросы, связанные с «Рубином», не является для нас приоритетными», – ответила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова.
Есть и другие предпосылки к смене власти в клубе. Контролируемый СИНХом «Ак Барс Банк» ни с того ни с сего выкупил название «Казань Арены» (обычно так делают главные спонсоры для закачки денег в свои клубы в рамках fair play). По линии того же СИНХа республика готовится потратить миллиарды на строительство футбольной академии с четырьмя манежами в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске.
Парадоксально, что именно сейчас, когда с футболом в Татарстане плохо как никогда, растут новые амбициозные проекты. Футбол нужен республике и будет жить при всех случаях – с «Рубином» в главном дивизионе или без. И всё же лучший вариант для властей Татарстана – обойтись без новых потрясений и встретить 100-летие ТАССР с командой, которой можно будет гордиться.