комментарии 7 в закладки

Туктамышева провалила первую половину сезона. Здесь – максимально подробный разбор ошибок

erid:

Мишин не реализует потенциал фигуристки.

Елизавета Туктамышева на двух этапах Гран-при (в США и Китае) заняла третьи места. Для попадание в финал серии должно сойтись сразу несколько факторов, не зависящих от самой фигуристки. Один из них – японка Рика Кихира должна занять на домашнем этапе четвертое место, а в Москве победить Мэрайа Белл.

В такое развитие событий не верит и сама Туктамышева. Она даже заявилась на челленджер в Хорватии, который будет проходить в тех же числах, что и финал Гран-при.

Фото: Владимир Песня, © РИА Новости


До начала сезона расклады были совсем другими. Туктамышева набрала шикарную форму и подготовила программы с тремя тройными акселями. Большинство экспертов ставили на Елизавету и говорили о её отличных перспективах. Сейчас же у Туктамышевой мало шансов удачно выступить и на чемпионате России. Она серьёзно уступает не только молодым девушкам Этери Тутберидзе, но и лидерам прошлых лет Алине Загитовой и Евгении Медведевой.

«БИЗНЕС Online», пообщавшись с рядом экспертов, нашёл основные причины, по которым Туктамышева не выступила удачно в первой половине сезона.

МИШИН ОТРИЦАЕТ НЕДОСТАТКИ В ХОРЕОГРАФИИ

Важнейшая проблема Туктамышевой – хореография. Оценки за компоненты у Елизаветы самые низкие среди топ-фигуристок. В среднем она получает по второй оценке на два-три балла меньше, чем даже Александра Трусова. При том, что Трусова – дебютант взрослых соревнований и у неё есть очевидные проблемы с катанием, скольжением и презентацией.

Для тренера Туктамышевой Алексея Мишина техника всегда была важнее работы над образом. Он неоднократно говорил, что основной результат в фигурном катании дают прыжки, поэтому упор нужно делать на них. По такой схеме Алексей Николаевич работал и с Евгением Плющенко.

После победы на чемпионате Европы в Москве Плющенко открыто заявил, что у него слабые связки между прыжками. И он не собирается над ними работать, ведь для победы достаточно четверных. Когда Евгений проиграл Олимпиаду в Ванкувере американцу Эвану Лайсачеку без четверных, но с правильными связками, катанием и хореографией, Плющенко и Мишин вместо работы над ошибками стали обвинять судей в необъективности.

Татьяна Прокофьева с Алексеем Мишиным и Туктамышевой / фото: Татьяна Фладе, пресс-служба ИСУ


Сейчас история повторяется. «Елизавета каталась эмоционально, компонентно всё было отлично, – сказал Мишин после этапа Гран-при в Китае. – Сила русских девочек имеет и отрицательную сторону. Общая атмосфера такая, чтобы не допустить русских женщин в финал».

Вторят главному тренеру и его помощники. «Оценки Туктамышевой должны быть другими. Это какой-то стереотип. Лиза незаслуженно получила такие баллы», – считает Татьяна Мишина. «Туктамышева отвечает всем стандартам современной хореографии», – говорила хореограф группы Татьяна Прокофьева.

СВЯЗКИ – САМЫЙ ЛЁГКИЙ СПОСОБ ПОВЫСИТЬ ОЦЕНКУ

Меньше всего баллов Туктамышева, как и Плющенко, получает за связки между элементами. Этот компонент можно оценить, даже если ты не эксперт. Просто посмотрите на прокат Елизаветы на любом турнире, желательно в замедленной скорости. Обратите внимания на ноги: Туктамышева катит на прыжок с одного края катка до другого, делая по пять-шесть беговых шага.

Стандарт современной хореографии – максимум три разгонных шага, затем смена направления, перетяжка или вращение. Когда канадский хореограф Ше-Линн Бурн работала с  Медведевой над ее произвольной, своей главной задачей она считала сделать прокат насыщенным элементами от начала до конца. «Ты должна каждую секунду быть в работе», – говорила Ше-Линн Евгении.


Туктамышеву таким связкам даже не учили. С детских лет её прокаты готовили по принципу «Долгий заход – прыжок – долгий выезд – повтор». Когда этим летом Елизавета сама поехала ставить программу к Бурн, она отмечала, что чувствовала себя ребёнком. Ше-Линн приходилось учить Туктамышеву базовым для других фигуристок хореографическим элементам.

Как итог – Медведева лидер сезона в оценке как за связки, так и в целом за компоненты. Туктамышева проигрывает компоненты даже девушкам, выступающим на юниорском уровне.

В ответ на критику у группы Мишина всегда один ответ – тройной аксель. Долгое время Елизавета единственная в мире кто его исполняла. Но сейчас этот прыжок на постоянной основе прыгают Алена Косторная,  Кихира и кореянка Юн Ю. И у них связки между прыжками в разы сложнее и насыщеннее.

Связки – самый простой вариант повысить оценку за компоненты. Для этого нужно лишь перестроить программу. Другие моменты – такие, как катание и скольжение – в зрелом возрасте переделать уже невозможно.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ТУКТАМЫШЕВА НЕ РАБОТАЕТ НАД ОБРАЗАМИ

Нет понимания в команде Мишина и по важности работы над образом. А ведь образ и общее впечатление – это сразу три позиции в оценке судей: артистизм, построение программы, передача музыки и образа на льду.

Просто сравните подход к делу. Трусова, выбрав для своей произвольной музыку из «Игры престолов», пересмотрела все сезоны сериала. Анна Щербакова в короткой катает под саундтрек из «Парфюмера» и для этого перечитала книгу. Медведева хотела выбрать образ из «Мемуаров гейши» ещё два года назад, но решилась только сейчас. Потому что раньше чувствовало себя неготовой раскрыть образ.

Подход Туктамышевой. «Я не знаю, о чём моя программа. Я просто девушка, которая вышла на лёд в мужском костюме», – сказала она после соревнований в Финляндии.


Чтобы получать высокие оценки, фигуристки идут на всяческие изощрения с костюмами: осыпают их драгоценными камнями (Загитова), делают платья-трансформеры (Щербакова, Трусова), подбирают платья, как у героини из фильма (Косторная).

Туктамышева решила забить на костюм и на турнире в Италии откатала в тренировочных брюках и в обычной рубашке, которую ей одолжил ее молодой человек Андрей Лазукин. Да, Елизавета объяснила такое решение тем, что костюм к этому турниру ещё не был готов, но такую ситуацию крайне сложно представить в любой другой группе. Костюмы готовят заранее и часто шьют запасной на случай форс-мажора. Готовый костюм к произвольной оказался своеобразной попыткой показать стиль Америки 60-х, но в сравнении с платьями конкуренток он смотрится проигрышно.

Нет в программах Туктамышевой и конкретной идеи, которую она должна донести до зрителя. Её задача – выйти и показать тройной аксель, дополнив его обязательными для фигуристки вращениями и дорожкой шагов, а не представить на льду образ, рассказать историю.

Мишин не видит в отсутствии артистизма у Туктамышевой проблемы. «Это просто разные стили исполнения, – считает он. – Туктамышева во время катания не пожирает зрителей глазами, не обращается с призывом к публике: «Похлопайте мне».

Пожирать зрителей и судей глазами действительно не нужно. Но использовать актерскую игру, чтобы представить полноценный образ во время проката необходимо. К слову, аргумент, что Мишин даёт волю творчеству в показательном Туктамышевой, не состоятелен. Нашумевший номер Елизаветы под песню Бритни Спирс Toxic придумал её менеджер, а тренер долго упирался.

Фото: Маргарита Воронковская, Flickr


ТУКТАМЫШЕВА НЕ МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОГРАММАМИ

Апогеем равнодушия Мишина к современной хореографии и ярким образам на льду стали его решения по постановке, которую Елизавета разработала совместно с Бурн.

Туктамышева в прошлом сезоне была лидером в России по технике, и для побед ей не хватало только высокой оценки за артистизм. Поэтому она решила поехать в Канаду к Бурн, чтобы вместе с самым популярным хореографом этого года представить новый стиль. Ше-Линн выбрала для Елизаветы динамичную композицию Drumming Song от британской группы Florence + The Machine.

Бурн ввиду своей востребованности берёт большие деньги за свою работу. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из фигуристов, средняя цена одной программы – примерно 10 тыс долларов. Для Туктамышевой это серьёзная сумма, но деньги чуть не ушли в помойку.

Стиль канадского хореографа не понравился Мишину, и он запретил Елизавете выступать под Drumming Song. На первых турнирах Туктамышева каталась под Oblivion Астора Пьяццоллы, который каждый сезон выбирает с десяток человек. Мишин утверждал, что поменялась только музыка, движения остались те же.

Даже если это правда, такой подход бесперспективный. Самое важное в программе – соответствие движений музыкальным акцентам. Как в таком случае можно взять за основу хореографию под роковую Drumming Song и поставить её под классику Пьяццоллы?

Мишин так и не признал свою ошибку, но не выдержала Туктамышева. Она уговорила своего тренера вернуться к первоначальному варианту короткой программы, на что Мишин ответил: «Победили канадские барабаны».

Туктамышева вернула короткую программу от Ше-Линн Бурн. Но Мишин всё равно может передумать

Недоверие Мишина к иностранным специалистам – явление характерное. Точно так же Алексей Николаевич поступил с программами Лазукина и Софьи Самодуровой. Андрей ездил летом к французу Бенуа Ришо, Софья – к итальянцу Ивану Ригини. Обе программы заменили постановками от Прокофьевой - штатного хореографа группы. Выходит, Мишин разрешает своим спортсменам получать опыт у других хореографов, но не дает этот опыт использовать.

Спорной был и первоначальный выбор произвольной. Самая яркая её характеристика от самой Туктамышевой, когда она сказала, что не знает какой образ исполняет. Над программой Елизавета работала с Евгенией Грес – хореографом без опыта и статуса. Постановка Грес под Caravan от американской группы The Hot Sardines должна была создать атмосферу казино 60-х.

Алексей Мишин / фото: Маргарита Воронковская, Flickr


Изначально произвольную Туктамышева хотела ставить у Ильи Авербуха. Он тренировал с ней программу под музыку из клипа Shallow, которую исполняет Леди Гага и актер Брэдли Купер. Мишину образ не понравился, и наработки Авербуха оставили для показательного номера.

В Китае Туктамышева вернулась к прошлогодней произвольной. Решение фигуристка приняла после Гран-при США. «Эта программа принесёт мне больше баллов, больше эмоций и наслаждения», – обосновала выбор Елизавета. Шаг верный, но только прошлогодняя программа – это вынужденная мера. В условиях, когда Россия доминирует в фигурном катании, прошлогодняя программа – веский повод сдерживать оценки. Два года подряд выступать с одной программой может позволить себе только Юдзуру Ханю, и то не всегда.

Гораздо правильнее было бы изначально тщательнее подходить к выбору программы, а не устраивать чехарду по ходу сезона.

Фото: Маргарита Воронковская, Flickr


ТЕХНИКА ТУКТАМЫШЕВОЙ НЕ ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТА

Вы удивитесь, но и в плане техники у Туктамышевой серьёзные проблемы. С одной стороны, Мишин поставил Елизавете идеальную технику исполнения прыжков. Они высокие, пролётные, без недокрутов. Специалисты называют тройной лутц Туктамышевой эталонным, а тройной аксель ставят в пример многим мужчинам.

Но эталонная техника не дает ей никакого преимущества. Современные правила оценивают прыжки по другим параметрам: прежде всего баллы за исполнение (GOE) зависят от оригинальных захода и выезда, сложных связующих движений перед прыжком, хореографической подачи и органичности элемента в концепции программы.

По всем этим пунктам Туктамышева не соответствует судейским стандартам. У неё простые выезды с прыжков, элементы подаются без хореографических изысков, а заходит на прыжок Елизавета крайне долго.

Разберем отличия в технике на примере Кихиры. И Туктамышева, и Кихира исполняют тройной аксель. Только японка поворачивает тело ещё до того, как коньки оторвались от льда и как минимум полоборота крутит на земле. В профессиональной терминологии это называется prerotation. Самый точный переод – предварительное вращение. Такая техника позволяет часть прыжка скручивать ещё на льду и тем самым компенсировать разницу в скорости крутки.

По идее, прыжки с большим преротейшеном должны приравниваться к недокрученным, а значит с их базы должна сниматься значительная сумма. Но судейский комитет ИСУ относится к таким прыжкам лояльно. Во-первых, этим летом штрафы за недокруты сократили. Во-вторых, при недокруте прыжок с долгим заходом судьи оценивают практически так же, как чистый прыжок практически без подготовки.

Туктамышева – единственная фигуристка, которая прыгает чистый тройной аксель практически без преротейшена. У Кихиры же, наоборот, его хватает сполна. Но аксель Кихиры оценивают выше, чем Туктамышевой.

«Оценка прыжка зависит от того, докручен ли он. Это определяет техническая бригада. И от качества прыжка, включая въезд и выезд. Что определяют в свою очередь уже сами судьи. По этим критериям качество каждой конкретной попытки бывает разным», – объяснял в интервью «БИЗНЕС Online» вице-президент ИСУ Александр Лакерник.

По словам Лакерника, у Кихиры действительно другой подход к прыжку и с точки зрения техники прыжок Туктамышевой действительно лучше. Но по текущим правилам прыжок оценивают по разным параметрам, поэтому в совокупности оценка выше у японки.

У ТУКТАМЫШЕВОЙ НЕТ СЛОЖНЫХ КАСКАДОВ

Вторая проблема, которая вытекает из эталонной техники прыжка, – отсутствие сложных каскадов. Туктамышева – единственная российская фигуристка, которая отказалась в произвольной от каскадов из двух тройных прыжков. Нет у неё и самых дорогих каскадов с риттбергером.

Отказ от дорогих каскадов нивелирует преимущество по технике, которое даёт Туктамышевой тройной аксель. Второй тройной аксель при неправильной расстановке прыжков по каскадам делает оценку в базе даже ниже, чем она была ранее.

Из отсутствия каскадов вытекает ещё одна проблема – неприятие прыжков через ойлер. Ойлер – это риттбергер в один оборот, который используется как связующий элемент между двумя многооборотными прыжками.

Туктамышева вместо ойлера использует секвенцию. Она, по сути, останавливается после первого прыжка и заходит на второй. Такая комбинация даёт понижающий коэффициент в оценке. Самое смешное, что летом Туктамышева говорила, что откажется от каскадов через секвенцию. Но затем вернулась к ним, назвав это усложнением программы.

Елизавета Туктамышева / фото: Маргарита Воронковская, Flickr


Также на оценке сказывается бич этого сезона Елизаветы – неверное ребро на флипе. Флип и лутц очень похожи, разница в том, что лутц исполняют с внешнего ребра конька, а флип – с внутреннего. Распространенная ошибка фигуристов – прыгать лутц с внутреннего ребра, а у Туктамышевой, наоборот, ошибочный флип.

Мишин видит решением всех проблем своей спортсменки в изучении четверных прыжков. В отличие от Медведевой у Туктамышевой есть реальный шанс исполнить четверной. Только новый прыжок первое время будет крайне нестабильным, а в случае падения оценка будет ниже, чем без квада.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Елизавета официально объявила, что её цель – Олимпиада 2022. Карьера Туктамышевой напоминает американские горки, где олимпийские сезоны в точке падения. Фигуристка хочет сломать эту тенденцию и провести стабильно на высоком уровне хотя бы два сезона. Но если она не будет меняться, её максимум – медали на этапах Гран-при.

Уйти от Мишина она не может. Для Туктамышевой он не только тренер, но и второй отец. Мишин помог ей переехать из Глазова в Санкт-Петербург, устроил на работу её маму, поддерживал на всех этапах сложной карьеры. Поэтому переход к другому специалисту Туктамышева даже не рассматривает.

Но это и не нужно. Идеальным вариантом стало бы активное участие в работе группы Мишина молодых помощников. Уже сейчас в группе работает бывший ученик Мишина Артур Гачинский, ходили слухи о приглашении еще нескольких молодых тренеров. Мишину уже 78 лет и менять привычный стиль работы, подстраиваться под изменяющийся спорт он не может. Эта задача должна стоять перед его помощниками.

Тамара Москвина и Олег Волков / фото: Маргарита Воронковская, Flickr


В качестве примера – группа другого известного тренера из Санкт-Петербурга Тамары Москвиной. С Мишиным они одногодки. Москвина понимает, что в таком возрасте полноценная тренерская работа невозможна, поэтому она перешла на кураторскую роль, а со спортсменами на постоянной основе занимаются Артур Минчук и Олег Васильев. Результат их работы – пара Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Фигуристы с первого взрослого сезона в призах международных соревнований и продолжают прогрессировать.

***

Потенциально Туктамышева – лидер сборной. У нее самая стабильная техника ультра-си, большой опыт, титулы и именитый тренер. Но её тренер застрял в прошлом и не хочет двигаться вперёд. А вместе с ним стоит на месте и Туктамышева.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
-1
-