erid:
Курбан ведёт похожий проект и в Туркменистане.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», президент РТ Рустам Минниханов согласовал строительство четырех крытых футбольных манежей на базе будущей республиканской академии. Два будут построены в Казани, по одному – в Набережных Челнах и Нижнекамске. Курировать академию Минниханов в июне приглашал Курбана Бердыева – экс-главного тренера «Рубина».
Впрочем, сейчас последний занимается похожим проектом в Туркменистане.
АКАДЕМИЯ БЕРДЫЕВА БЕЗ БЕРДЫЕВА?
Само появление проекта футбольной академии связано с уходом главного тренера Курбана Бердыева из «Рубина». История получалась странной, если не сказать скандальной. По нашим данным, специалист был готов доработать контракт до лета 2020 года, но в клубе и его главном спонсоре ТАИФе решили иначе. Причем, пожалуй, впервые судьбоносное решение было принято без согласования с руководством республики. Как говорят, за тренера заступился и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, но безуспешно.
В июне казанский клуб возглавил Роман Шаронов, а безработный Бердыев оказался тет-а-тет на приеме у Рустама Минниханова – впервые за многие годы. Президент РТ, когда-то и сам увольнявший Бердыева, на этот раз поблагодарил его за «многолетнюю плодотворную работу на благо футбола республики» и предложил возглавить новый татарстанский проект – футбольную академию. Тогда это выглядело экспромтом, попыткой сохранить связь тренера с РТ. Однако, как сообщил один из наших источников, идея не была полностью спонтанной: Минниханов загорелся ею во время визита в Швейцарию в марте прошлого года, посмотрев местные крытые манежи.
Бердыев поначалу активно взялся за работу – он уже очень давно говорит, как важно развивать детский футбол. С его подачи собственная академия в свое время появилась у «Рубина», и он лично приглашал туда испанских методистов, чтобы те натаскивали местных тренеров. Также Курбан планировал сделать на базе Поволжской академии спорта центр лицензирования тренеров.
В июле Бердыев съездил в Нижнекамск, встретился с мэром города Айдаром Метшиным и советником президента «Нефтехимика» Наилем Гизатуллиным, осмотрел территорию, где планируется строительство манежа. Но в новой роли, где нужно встречаться с чиновниками, обсуждать сметы, согласовывать самые разные моменты, ему стало некомфортно. Да, на своих базах он контролировал все от и до, но все-таки быть прорабом – это не для него. По нашим данным, в августе во время неформального разговора с Миннихановым тренер сообщил, что готов участвовать в жизни академии, но только после этапа строительства.
В октябре Бердыев, посетивший хоккейный матч между «Ак Барсом» и Барысом», отказался ответить на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об академии.
НАЗАД, В ТУРКМЕНИСТАН
Ситуация усложняется тем, что Бердыев представляет интерес для клубов РПЛ – в разное время с ним связывались представители «Сочи» и «Динамо». Возможно, он бы уже и работал где-то, но для Бердыева принципиально начинать работу не посреди сезона, а со сборов – либо зимних, либо летних.
Если тренер все-таки найдет себе работу, вряд ли у него будет время на академию в Татарстане. Разве что он передаст эту деятельность кому-то из доверенных лиц – на эту роль, к примеру, подходит Иван Данильянц, который входил в тренерский штаб Бердыева и руководил академией «Рубина». Но ранее Данильянц был замечен с Бердыевым с рабочими визитами в Туркменистан.
Поездки на родину Бердыев начал ещё весной этого года, когда возглавлял «Рубин». До этого он не был в Туркменистане больше двух лет. Специалист проводил открытые тренировки, встречался с футбольной общественностью, читал лекции, общался с тренерами местных клубов. Инициатором сотрудничества стала местная федерация футбола.
Недавно Бердыеву предложили участвовать в проекте, связанным с детско-юношеским футболом в Туркменистане. Схема аналогичная: несколько манежей объединены в академию, и им нужен авторитетный куратор. От Татарстана отличается только тем, что все объекты уже построены. На родине Бердыев сможет заниматься только футболом – как он этого и хочет.
ЧЕТЫРЕ МАНЕЖА ОПЛАТИТ СИНХ
Сейчас в Татарстане есть только один манеж – на Центральном стадионе. Помимо футбола, там занимаются лёгкой атлетикой и регби. Для республики с населением в 3,9 млн людей это, конечно, ничтожно мало. Нехватка крытых полей особо остро чувствуется зимой. Проблему могли бы решить искусственные поля с подогревом, но в Татарстане такое тоже в единственном экземпляре – на базе «Рубина».
Развернуто на эту тему высказывался Ильсур Метшин во время президентства в «Рубине» в 2015-м году и ставил в пример систему хоккея: «Татнефть» максимально обеспечила республику хоккейными дворцами, и как следствие в «Ак Барсе» и «Нефтехимике» появилось много своих воспитанников.
«Нам обязательно необходимы футбольные крытые манежи. Нужно всё сделать по примеру того, что сделала «Татнефть» совместно с республикой в хоккее. Здесь выстроена пирамида, во что были вложены деньги, в том числе через республиканские программы». Мэр Казани задумывал 20 - 25 крытых манежей в республике – Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Лениногорске, Бугульме и других городах. «Если этого не делать, то поезд будет уходить всё дальше и дальше, огни этого поезда мы будем видеть только по телевизору», – был уверен он.
О 20 - 25 манежах речь, впрочем, не идёт – их будет лишь четыре. Как сообщили нашей газете в министерстве спорта РТ, в Набережных Челнах манеж появится на улице 40 лет Победы, в Нижнекамске – по улице Тукая. Остальные два расположатся в Казани, где пока идут поиски подходящих мест.
Финансировать проект, по нашей информации, будет «Связьинвестнефтехим» (на 100% принадлежит правительству Татарстана) во главе с бывшим президентом «Рубина» Валерием Сорокиным. Стоимость одного манежа колеблется в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей. В минспорта РТ точную стоимость не уточнили: «Сейчас готовится проектно-сметная документация, определяются участки застройки. После этого будут определены стоимость строительства и источники финансирования».
Что из себя будут представлять манежи? Общая площадь каждого здания, по предварительному плану, составит 6240 кв. метров. Поле рассчитано на 90 х 45 метров – стандартный размер для тренировок детей. Также предусмотрены четыре раздевалки – каждая на 25 человек – и ряд помещений для хранения инвентаря, медицинского блока и так далее.
«У нас манежи, по идее, должны быть в каждом районе республики, – поделился мнением преподаватель Поволжской академии спорта Дмитрий Денисенко. – А сейчас в Татарстане лишь один манеж стационарного типа. Это просто капля в море! Так что новый проект – уже большое дело. Но нужно понимать, что четыре манежа – лишь первый шаг, на этом нельзя останавливаться».
ЧТО ИЗМЕНИТ АКАДЕМИЯ?
В программном интервью два года назад тогда ещё президент «Рубина» Радик Шаймиев говорил, что академия для него в приоритете. Были ожидания, что ТАИФ после прихода к власти в «Рубине» будет развивать футбол в республике с таким же размахом, как «Татнефть» – хоккей. Но в академии «Рубина» по-прежнему около 300 учеников, а её инфраструктура никак не изменилась.
Для примера, в «Краснодаре» академия каждый год выпускает по 1200 детей. Всего в 30-ти филиалах занимается 12 тыс юных футболистов – это данные только по прошлому году. А в Краснодарском крае в манежах дети от 5-ти до 11-ти лет могут бесплатно заниматься с лицензированными тренерами. В развитие системы детского футбола и инфраструктуру академии владелец «Краснодара» Сергей Галицкий вложил 60 млн долларов.
Результат: своих воспитанников в «Краснодаре» с каждым годом всё больше. Сейчас уже четыре игрока (Иван Игнатьев, Магомед Шапи-Сулейманов, Матвей Сафонов и Даниил Уткин) регулярно выходят в составе первой команды. Молодежная команда и «Краснодар-2», выступающий в первенстве ФНЛ, практически целиком состоят из своих воспитанников. «Краснодар-3» в ПФЛ на 100% представлен игроками академии.
Да, в «Рубине» тоже начали появляться свои воспитанники – Данил Степанов, Артур Сагитов и Раиль Абдуллин. Но закрепиться в «Рубине» смог лишь Степанов, а остальные не всегда играют даже за свои клубы в первенстве ФНЛ.
Футбольная пирамида с «Нефтехимиком» и «КАМАЗом» тоже не особо работает, хоть и разговоров о ней всегда было и остаётся много. Игроки из «Рубина», порой, попадают в татарстанские клубы, но системы до сих пор нет. Хотя в Набережных Челнах и Нижнекамске начинали многие известные футболисты (Владислав Игнатьев, Алексей Козлов), которые выступают в клубах РПЛ и были упущены «Рубином». В целом игроков из Татарстана на высоком уровне в российском футболе очень мало.
Сможет ли новая футбольная академия изменить эту ситуацию и как она впишется в разрозненную клубную систему Татарстана, пока не очень понятно. Если она будет существовать в независимом от «Рубина» статусе, противоречий не избежать. А может, власти республики уже готовятся к тому, чтобы вновь взять «Рубин» в свои руки, когда ТАИФ окончательно «наиграется» и доведёт дело до вылета команды из премьер-лиги? В этом случае и вчерашнее переименование «Казань Арены» в «Ак Барс Банк Арену», и строительство манежей могут оказаться звеньями одной цепи.
Читайте также:
«Казань Арена» продала название «Ак Барс Банку». Ранее на нейминг претендовал ТАИФ
Бердыев объявился на хоккее: сделал вбрасывание, попросил поддержать «Рубин» и много улыбался
Почему Бердыев ушёл из «Рубина»: как шли переговоры и в чем разногласия
Фото на превью: Михаил Бормин, БИЗНЕС Online