комментарии 67 в закладки

Интервью с Тетюхиным о Кубке мира: звёзды не поехали из-за травм, молодёжи не хватило характера

erid:

Он пропустил поражения через себя.

Легендарный в прошлом российский волейболист Сергей Тетюхин завершил свой первый сезон в качестве генерального менеджера национальной сборной России. Команда выиграла Лигу наций, завоевала путёвку на Олимпиаду-2020, но смазала концовку сезона, проиграв в четвертьфинале Евро Словении и заняв 6-е место на Кубке мира. 

В интервью «БИЗНЕС Online» Тетюхин подвёл итоги турнира в Японии, объяснил кадровые решения и обозначил основные проблемы.

Сергей Тетюхин и Артём Вольвич (слева) / фото (здесь и далее): fivb.com


«НА КУБОК МИРА ДОЛЖНЫ БЫЛИ ЕХАТЬ МУСЭРСКИЙ, МИХАЙЛОВ И КУРКАЕВ»

– Сергей Юрьевич, какая задача стояла перед сборной России на Кубке мира?

– Мы понимали, что будет непросто бороться за медали с США, Польшей и Бразилией, которые были представлены сильнейшими составами. Тем не менее, мы хотели побороться за призы, это была задача-максимум. Но основная цель состояла в том, чтобы просмотреть волейболистов и дать игровую практику тем, кто был  меньше задействован по ходу сезона. Понять, на кого рассчитывать в будущем. К сожалению, турнирную задачу не выполнили. С Австралией вообще произошел казус, Япония и Аргентина – команды, которые нам тоже было по силам обыгрывать.

– В составе команды были опытные ребята, олимпийские шансы которых кажутся минимальными – Павел Круглов, Денис Земчёнок, Дмитрий Щербинин. В чём был смысл их приглашения?

– Мы должны были разбавить молодежь опытными игроками, тем более результат всё-таки имел значение. В общем-то и Паша, и Дима, и Денис принесли определённую пользу. К тому же особой альтернативы среди диагональных у нас не было. Молодых и перспективных парней, уже готовых к такому турниру, мы не увидели. А тот же Земчёнок неплохо провёл Лигу наций. Понятно, что сыграло свою роль отсутствие полноценной подготовки – кто-то из игроков был на Евро, кто-то играл за клубы на предварительном этапе Кубка России.

– Туомас Саммелвуо после Евро говорил, что Мусэрский в Японии может сыграть на позиции диагонального, но в итоге Дмитрий вообще не поехал на турнир...

– Мы планировали, что в Японию поедут Мусэрский, Ильяс Куркаев и Максим Михайлов. Но все выпали по состоянию здоровья. К сожалению, Ильяс получил тяжелую травму по ходу чемпионата Европы и недавно был прооперирован. Желаю ему скорейшего выздоровления! У Макса еще с прошлого чемпионата России были определенные проблемы. Мы не успели его полностью восстановить и посчитали, что ему лучше вернуться в клуб и пройти полноценные восстановительные процедуры, чтобы не усугубить повреждение. По Диме такая же ситуация. Все знают, что он летом перенёс операцию. Он до сих пор не набрал оптимальную форму. Не было смысла везти его на турнир в разобранном состоянии.

– Кто в сборной России принимает решения по составу?

– Туомас, я и Александр Ярёменко (генеральный секретарь Всероссийской федерации волейболаред.). Мы вместе обсуждаем каждую кандидатуру и совместно принимаем решения.

Туомас Саммелвуо


«ВЕДЁМ ПОИСК ИДЕАЛЬНОГО СВЯЗУЮЩЕГО»

– Сборная Польши после Евро повезла на Кубок мира всех лидеров. Вы рассматривали такую стратегию?

– У нас изначально была идея освободить от Кубка мира тех, кто до этого провёл три полноценных турнира. Мы хотели отпустить основу, а в Японии посмотреть другой состав. Что касается поляков, то у них немного другая ситуация – их лидеры мало играли в Лиге наций, там задействовали молодежь.

– Для многих привычных лидеров сборной России минувший сезон оказался разгрузочным: у Вольвича 8 матчей, у Мусэрского и Бутько – по 7, у Михайлова вообще только 5 игр.

– По Мусэрскому и Михайлову я уже объяснил ситуацию. Что касается Артёма Вольвича, то позиция первого темпа у нас более-менее закрыта, не было необходимости везти его в Японию. Саша Бутько провёл два турнира, тренерский штаб увидел его в деле. Кроме того, нам надо было вживую посмотреть Серёгу Гранкина, потому что на клубном уровне мы его немного потеряли из виду.

– И как вам игра Гранкина на турнире?

– Мне понравилась. У Сергея колоссальный опыт, он ещё может помочь сборной. Он остаётся кандидатом на Олимпиаду. Как и Игорь Кобзарь, Александр Бутько, Дмитрий Ковалёв. В этом сезоне поиграли все – идут поиски идеального связующего. Надеюсь, в следующем году мы уже будем понимать, кто основной.

– О том, что Бутько и Гранкину нужна замена говорят примерно с Олимпиады в Лондоне, но они до сих пор в сборной...

– Связующие – штучный товар, уникальные люди. Они не растут так быстро, как нам бы хотелось. Это тенденция во всем мировом волейболе. У нас есть хорошие связующие, но идеального пока нет. У всех свои особенности, плюсы и минусы. Поэтому важно было всех посмотреть в деле.

– У Гранкина репутация авторитетного игрока, который, по мнению некоторых тренеров, способен негативно влиять на атмосферу в коллективе.

– Никаких вопросов по дисциплине и поведению к Сергею на Кубке мира не было. Честно говоря, я много лет играл с ним в сборной, потом сезон в Белгороде и не замечал каких-то моментов, о которых вы говорите – в командах всегда была здоровая атмосфера. Я к Сереге отношусь с огромным уважением. Он адекватный и порядочный парень, с характером.

Сергей Гранкин


– Какие изменения вы заметили в Саммелвуо за эти месяцы?

– Сейчас трудно сказать. Но я думаю эти изменения обязательно будут, потому что он получил огромный опыт. Он впервые работал на таком серьёзном уровне. Все-таки сравнивать клубный волейбол и игры сборных нельзя – это небо и земля. Думаю, он сделал для себя выводы, что нужно поменять и подкорректировать в тренировочной работе, в подготовке к играм, к ведению самих матчей. Тренеры учатся на ошибках – по-другому быть не может. Уверен, что обидные поражения пойдут Туомасу во благо.

– Есть мнение, что после перехода Саммелвуо из «Кузбасса» в петербургский «Зенит» микроклимат в сборной России несколько нарушился...

– Не буду лукавить – все мы следили за этой ситуацией. Я не вправе осуждать Туомаса за его решение или поддерживать его. Придерживаюсь нейтральной позиции. Это его жизнь, его карьера и его выбор. Я много общаюсь с игроками и при мне этот вопрос никогда не поднимался. Наверняка парни обсуждали это между собой, но я не заметил, что это повлияло на атмосферу в сборной.

«У МОЛОДЫХ ПАРНЕЙ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ДОСТАТЬ ИЗ СЕБЯ ХАРАКТЕР»

– Почему Россия проиграла Австралии?

– Сто процентов имела место недооценка. Те игроки, которые у нас вышли на площадку, не обладают таким уровнем мастерства и опыта, чтобы не настроиться должным образом на соперника и всё равно выиграть. Больше, чем уверен, что проиграли из-за недооценки. Технические ошибки – уже следствие этого.

– А Аргентине и Японии?

Все более-менее научились играть. Если даёшь шанс, соперники его используют. Сразу шальные мячи залетают, а мы начинаем нервничать, перестраиваться, пытаться переломить ситуацию, а это не всегда получается.

– Мы проигрывали партии со счетом 16:25 и даже 11:25. Почему?

– Это психология. Мы на эту тему много разговаривали с ребятами. В сложные моменты у молодых игроков пока не получается выстоять, переступить через себя, найти силы, когда их уже нет. Залезть в себя и достать характер, который где-то там внутри удобно спрятался. Пока этого не хватает. Показателен матч с США. У нас были шансы взять первый сет, но не удалось. А потом столкнулись с более серьёзным напором соперника – американцы играли в своё удовольствие, да и уровень игроков у них, понятно, был повыше. В такой ситуации мы разбежались по сторонам. Не хочется, чтобы такие моменты повторялись.

Фёдор Воронков


– Как сами игроки отреагировали на эти поражения?

– Им обидно. Все понимают, что произошло. Но понимание начинает приходить поздновато, после финального свистка – в этом проблема. Думаю, команда освоила урок, что к любому сопернику нужно относиться и с уважением, и с некоторой степенью осторожности. Поражение от Австралии вообще застряло, как кусок в горле. Думаю, еще долго будем его вспоминать. Такого никогда не было и, надеюсь, больше никогда не будет.

Для меня, как игрока, раньше любое поражение было катастрофой. Я не понимал фразы «проиграть по-разному». Теперь, когда смотрю со стороны, понимаю, что эта фраза имеет право на жизнь. Ты можешь проигрывать в мастерстве, но желание должно литься с краев, тем более когда играешь за сборную России. Будем работать над теми провалами, которые у нас были. Проблем у нас хватает, но, думаю их можно решить.

– Если ориентироваться на статистику, то сборная России на Кубке мира очень часто проигрывала соперникам приём.

– В этом плане первый звоночек прозвенел для нас в четвертьфинале Евро со Словенией. Если мне не изменяет память, мы 11 мячей чисто проиграли – это очень много. В Лиге наций мы обошлись без таких провалов. Безусловно, это момент для размышления тренера перед следующим сезоном. Возможно, нужно будет сменить акценты в тренировочном процессе, чтобы такое не повторялось. Что касается Кубка мира, то там был такой бешеный график, что у нас почти не было тренировок. Какие-то корректировки можно было внести только через игры.

«ПОРАЖЕНИЯ МОРАЛЬНО СЪЕДАЮТ»

– Кто вас больше всего порадовал в этом сезоне своим прогрессом?

– Смело могу выделить Ваню Яковлева. Он отыграл все четыре турнира – можно сказать, ветеран этого сезона. При этом я ни разу не слышал, чтобы он жаловался. У него отличная динамика прогресса. То, что мы обсуждали чуть раньше, его совершенно не касается: он всегда выходил и боролся с большим желанием. Я уверен, что он еще добавит. В целом многие ребята неплохо проявили себя по ходу сезону. Например, Федя Воронков на Кубке мира.

Сергей Тетюхин (слева) и Иван Яковлев


– Илью Власова отцепляли из состава по ходу Лиги наций, но вернули на Кубок мира...

– Илья – блокирующий с очень большим потенциалом. Предстоящий клубный сезон для него очень важен. С ним разговаривали и я, и Туомас. Объяснили, что ему нужно обязательно добавлять практически во всех элементах. При грамотной работе тренера в клубе – а основная работа проводится в нём – и при правильном профессиональном подходе он сможет добавить и раскрыться. Нам бы хотелось чтобы он был немножко другим почти по всем элементам, он это знает.

– Антон Карпухов по ходу Кубка мира в интервью признался, что «не совсем был готов к турниру». Может быть, стоило повезти кого-то другого?

– Сложный вопрос. Безусловно, мне бы хотелось, чтобы Антон выглядел на этих двух турнирах немного иначе. Но мы изначально рассчитывали на него. Если игрок знает, что он кандидат в сборную и его в любой момент могут вызвать, он, безусловно, должен быть в хорошей форме. Возможно, в данном случае произошёл сбой в индивидуальной подготовке.

– По нынешнему сезону сложно понять реальную силу сборной России, потому что по разным причинам было мало игр с топовыми соперниками. Что вы думаете о перспективах команды?

– У нас хороший потенциал – все ребята на всех позициях способны добавить. Надеюсь, этому будет способствовать и клубный сезон, тем более многие игроки «Факела» и «Кузбасса» впервые сыграют в Лиге чемпионов, получат хороший опыт. Причем у наших ребят такой возраст, когда можно и нужно профессионально расти, идти вперёд семимильными шагами. Безусловно, в минувшем сезоне мы не показывали того волейбола, который можем показать. Возможно, это даже хорошо – есть куда стремиться. Будем работать, добавлять, стараться показать ту игру, которую от нас ждут болельщики. Ту игру, которая нам самим будет доставлять удовольствие.

– Вы провели первый сезон в качестве генерального менеджера сборной России. Что оказалось самым приятным, а что – самым тяжелым?

– Приятно вновь жить волейбольной жизнью и быть частью сборной России. У меня была определенная пауза после завершения игровой карьеры, но теперь я снова в деле и получаю кайф от взаимодействия с игроками. Приятно было, когда мы достаточно молодым составом выиграли Лигу наций. Потом выиграли отбор на Олимпиаду. Было очень важно не откладывать квалификацию в Токио до января.

Самое тяжелое – сидеть на трибунах во время игр. Переживания совсем другие. Они сильно отличаются от тех, что были на площадке. Ты сидишь и ничего не можешь сделать – это очень сложно. А поражения вообще морально съедают. Может быть, надо воспринимать их как-то иначе. Я пока пропускаю поражения через себя. В этом плане тяжеловато. Надеюсь, в следующем сезоне будет меньше поводов для переживаний.

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
2
-