erid:
Клуб потерял почти всех спонсоров.
У «Амура» - большие проблемы. Команда застряла в подвале турнирной таблицы Восточной конференции КХЛ, а игроки с начала сезона не видели полноценной зарплаты. Надежд на улучшение ситуации нет: руководство Хабаровского края озабочено последствиями наводнения и проблемами социальной сферы, а спонсоры не горят желанием выделять деньги тонущему в долгах клубу без особых преференций.
ИГРОКАМ ЧАСТИЧНО ПЛАТЯТ ЗАРПЛАТУ
Информация о финансовых проблемах «Амура» появилась в конце сентября. КХЛ подтвердила «БИЗНЕС Online», что клуб имеет задолженность перед хоккеистами.
Первый вице-президент «Амура» Александр Филиппенко поспешил успокоить общественность. По его словам, правительство края предоставило финансовые гарантии на участие команды в чемпионате КХЛ на весь сезон, – и они выполняются. В пресс-службе «Амура» нам сообщили, что СМИ сильно сгущают краски. По словам пресс-атташе Алексея Чечелева, клуб функционирует в штатном режиме, команда готовится к матчам.
Однако по нашей информации, хоккеисты уже третий месяц не получают зарплату в полном объёме. С игроками рассчитываются по следующей схеме: если игрок на одностороннем контракте – платят 150 тыс, на двустороннем – 50 тыс.
Если игрок КХЛ не получает зарплату больше двух месяцев, он вправе подать заявление в дисциплинарный комитет на одностороннее расторжение контракта. И тут символические выплаты не спасут «Амур». Регламент КХЛ чётко понимает под невыплатой платёж в размере менее 50% от заработной платы.
Если дисциплинарный комитет одобряет заявление, контракт между игроком и клубом разрывается в одностороннем порядке по решению лиги. Никакой компенсации за ушедшего игрока бывший клуб не получает. Так летом 2017 года из «Сочи» в «Авангард» перешёл Андре Петерссон. Из-за несвоевременной выплаты клубом индивидуальных бонусов КХЛ присвоила Петерссону статус «неограниченно свободный агент». При переходе нападающего в «Авангард» «Сочи» не получил денежную компенсацию.
В пресс-службе КХЛ нам сообщили, что заявлений в дисциплинарный комитет о расторжении контрактов пока не поступало. Но если игроки побегут из «Амура», клубу придётся доигрывать чемпионат с молодёжью из «Амурских Тигров». Если «Амур» вообще доиграет сезон.
Журналист Алексей Шевченко сообщает, что у команды настолько бедственное положение, что она вынуждена летать регулярными рейсами, а после матча с «Авангардом» 10 октября хоккеисты «Амура» обратились к игрокам омской команды с просьбой поделиться лентой и шнурками.
КТО СПОНСИРУЕТ «АМУР»
«Спонсоры уходят, сезон можем не доиграть», – такие слова услышали хоккеисты, когда им объяснили причины задержки по зарплате. В ближайшее время ситуация в клубе должна усугубиться из-за того, что он не получит часть финансирования, на которое рассчитывал. В КХЛ нашему изданию подтвердили, что «Амур» имеет проблемы с подписанием и продлением планировавшихся спонсорских контрактов.
Большую часть средств «Амур» получает от правительства Хабаровского края в виде целевого финансирования. Однако проблема в том, что денег не хватает. У «Амура» всегда была тяжёлая финансовая судьба. У команды постоянно пропадали спонсоры. Но сначала Виктор Ишаев, а затем Вячеслав Шпорт, занимавшие должности губернатора края, неустанно находили новых. Серьёзные трудности начались в 2009 году, а в сезоне 2012/13 дела пошли очень плохо. Тогда Дальневосточная генерирующая компания прекратила спонсирование клуба, и правительству края пришлось включаться в финансирование напрямую.
Болельщики писали письма Владимиру Путину с просьбой спасти команду. А КХЛ предоставила «Амуру» беспроцентный займ, чтобы клуб мог выправить финансовое положение. «Амур» до сих пор расплачивается с долгами, в которые тогда пришлось влезть. Например, Дальневосточная генерирующая компания, которая какое-то время спонсировала клуб, через арбитраж отсудила у «Амура» более 140 млн рублей.
В 2015 году Шпорту удалось привлечь к финансированию компанию «Сухой», хотя разговоры ходили о целой Объединённой авиационной корпорации. Естественно, большой помощи от терпящей каждый год огромные убытки компании клуб не получил.
Еще несколько дней назад в качестве спонсоров на сайте «Амура» были указаны Газпромбанк, компании «Сухой» и «Транснефть». Сейчас только Газпромбанк. А на игровой форме почётное место на плечах после герба Хабаровского края отдано фирме Solite, торгующей аккумуляторами из Кореи.
«Транснефть» внезапно появилась на горизонте этим летом – когда «Амур» переехал на новый сайт. Логотип компании разместили на месте для генерального партнёра. Больше нигде упоминаний о том, что государственная компания спонсирует клуб, найти не удалось. В пресс-службе «Транснефти» не знали, что они спонсируют «Амур», и эту информацию опровергли.
Как нам рассказал источник, знакомый с ситуацией, «Транснефть» приходила в «Амур» под определённые преференции, которые обещал министр финансов Хабаровского края Александр Кацуба. Правительство региона является основным гарантом участия клуба в чемпионате КХЛ, а также привлечения финансирования со стороны спонсоров. Губернатора Сергея Фургала долго уговаривали на этот шаг, и он дал добро. Однако позже передумал. Возможно, проблема в том, что Фургал и законодатели от ЛДПР взяли курс на социальную справедливость, повышая налоги для высокорентабельного бизнеса и ослабляя их для незащищённых слоёв.
Для спонсоров финансирование спортивных клубов в России всегда убыточно. Привлечь серьёзную компанию из энергетического сектора можно только преференциями, например, установив для неё выгодные тарифы. У «Транснефти» это стоимость прокачки по трубопроводам, которые проходят в Хабаровском крае. У компании есть дочка «Транснефтьэнерго», которая поставляет электроэнергию юридическим лицам. К тому же у «Транснефти» сейчас серьёзные проблемы из-за весеннего скандала с загрязнением нефти в газопроводе «Дружба», за которое компания выплачивает компенсации.
Что касается Газпромбанка, то он или его структуры также спонсируют в КХЛ «Автомобилист» и «Металлург». Раньше Газпромбанк был и на форме «Авангарда», но теперь генеральным партнёром омичей значится «Газпромнефть». Есть еще «Газпромэкспорт», который помогает СКА, «Витязю» и рижскому «Динамо». «Газпром» тесно связан с руководством КХЛ и в трудную минуту всегда поддерживает этот, по сути, политический проект. В прошлом сезоне компания бросила спасательный круг «Словану», чтобы тот смог закончить сезон.
ПРОБЛЕМЫ «АМУРА» УСУГУБИЛО НАВОДНЕНИЕ
Несмотря на все проблемы с финансированием, бюджет «Амура» нельзя назвать скромным. В прошлом сезоне команда потратила больше 1,4 млрд рублей. При этом общая сумма контрактов хоккеистов составила почти 775 млн рублей.
Правительство края каждый год выделяет клубу всё больше средств, в прошлом сезоне помощь из бюджета составила 982 млн. При этом долги клуба постоянно растут. По итогам 2017 года задолженность составляла 300 млн, за 2018 она увеличилась до 724 млн.
Как рассказал наш источник, финансирование из бюджета осуществляется в два транша. Один перевод происходит в июле, второй – в январе. Сколько было выделено на финансирование из бюджета в этом году – неизвестно. В правительстве края не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». По одной из версий, летний транш мог оказаться неполным или вовсе не прийти из-за паводка, который как раз начался в июле. В 2013 году задержки зарплаты в команде также связывали с наводнением.
Ущерб от паводка в Хабаровском крае, по предварительным подсчётам, составил около 2 млрд рублей. А режим чрезвычайной ситуации в крае будет действовать до конца года. Логично предположить, что правительство направило все возможные средства на борьбу с наводнением. Из-за режима ЧС резервный фонд был увеличен почти в четыре раза. Источники сообщают, что в ряде госструктур также есть задержки по зарплате, которые начались как раз после паводка.
При этом у Хабаровского края и так огромный внешний долг. Из-за слабой экономики правительство края вынуждено прибегать к новым заимствованиям, постоянно увеличивая долговое бремя. Местный минфин набирает новые кредиты для того, чтобы погасить старые. На сегодняшний день внешний долг края – 52 млрд рублей. Весной губернатор Фургал пообещал снизить долг к 2025 году до 28 млрд рублей. Сделать это планируется в том числе за счёт сокращения неэффективных расходов.
Хабаровский край – уникальный регион, которым руководит человек не от партии власти. По сути, Фургал – оппозиционный губернатор. Менее чем за год на должности он укрепил свои позиции среди населения, в результате большинство мест в заксобрании заняли депутаты от партии ЛДПР. Сейчас губернатору в сложившихся условиях необходима поддержка, в первую очередь, от широких слоёв населения. Поэтому больше 60% бюджета край тратит на социальные нужды. Профессиональный хоккейный клуб в их число входит с большой натяжкой.
ВЫЖИВЕТ ЛИ «АМУР»?
Конечно, Фургалу невыгодно бросать клуб на произвол судьбы, политических очков это ему не добавит. Но и направлять необоснованно большие суммы, чтобы каждый год получать одно и то же, он вряд ли будет. Единственный выход – найти хорошего спонсора, который мог бы разделить с бюджетом региона бремя представлять его в КХЛ. К тому же это сделает клуб сильнее. Сейчас состав «Амура» далёк от идеала при не самом маленьком бюджете. За клуб играют слабые легионеры и в основном возрастные игроки. Неудивительно, ведь по закону бюджетные деньги не могут использоваться для оплаты трансферов, а только на зарплату игроков.
В 2018 году депутат Госдумы Вячеслав Фетисов заявил, что не позволит исключить «Адмирал» и «Амур» из КХЛ. До этого ему удавалось лоббировать интересы клубов. Кроме того, президент «Амура» Александр Могильный также имеет влияние в хоккейном мире благодаря неформальным связям с высшими руководителями страны. Вместе с Фетисовым они играют в команде Путина в Ночной хоккейной лиге.
В КХЛ нам заявили, что все участники работают в направлении стабилизации ситуации и заинтересованы в том, чтобы клуб продолжил выступать в КХЛ: «вариант со снятием «Амура» с чемпионата не рассматривается».
У КХЛ есть стабилизационный фонд, который совет директоров лиги может направлять на поддержку клубов, испытывающих финансовые затруднения по ходу сезона. В 2017 году он составлял почти полмиллиарда рублей.
Пока заявлений о помощи от КХЛ нет. Но даже если бы весь стабилизационный фонд направили на поддержку «Амура», его бы не хватило. Долги клуба за прошлый сезон составили больше 700 млн рублей.
Российские клубы на Дальнем Востоке имеют большое политическое и стратегическое значение для КХЛ, но так же думали и о «Словане», который покинул лигу после прошлого сезона, не сумев найти спонсора.