erid:
Японец хочет набраться опыта у разных тренеров.
Одним из главных сюжетов межсезонья стала смена тренера вице-чемпионом Олимпиады-2018 Шомы Уно. Японский фигурист ушёл от местных специалистов Мачико Ямады и Михоко Хигучи, с которыми работал всю карьеру, и начал искать иностранного тренера.
В июне Уно приехал на месячный сбор к лучшему российскому тренеру в одиночном катании последних лет Этери Тутберидзе. Но на постоянную работу так и не согласился. Мы получили беспрецедентную ситуацию – один из сильнейших фигуристов современности начинает сезон без тренера в принципе.
Первым официальным турниром Уно в новом сезоне стал Finlandia Trophy. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с Шомой после соревнований и выяснил, что он собирается в этом сезоне набираться опыта у разных специалистов и решать уже по итогу.
СМЕНИЛ ТРЕНЕРА, ЧТОБЫ ПРОГРЕССИРОВАТЬ
«Я думаю, этот сезон станет для меня серьезной проверкой», – начинает Уно. За банальными фразами спортсмена глубокий смысл. До него ни один топ-фигурист в последние годы не решался провести сезон без постоянного тренера.
Ямада и Хигучи приняли Уно в группу маленьким ребенком и привели его к серебряной медали Олимпийских игр. «Я благодарен Михоко и Мачико – они дали мне всё, что у меня есть в спорте. Но настало время идти дальше», – объяснил Шома.
Уно единственный в мире фигурист выполняет каскад тройной аксель+четверной тулуп. Также у него неплохие компоненты – по ним Шома был в тройке лучших в прошлом сезоне. Но ни по одному параметру Уно не может стать лидером. У него медали чемпионата мира, Олимпиады, чемпионата четырёх континентов, но ни одной победы. На международном уровне он проигрывает американцу Нэйтану Чену, на японском – соотечественнику Юдзуру Ханю.
Вокруг Уно сложилось реноме вечного второго номера. Для него единственный шанс прогрессировать – переехать за границу.
«Мы решили посмотреть, как тренируются фигуристы в других странах. Этот сезон посвятим поиску катка и тренера. Возможно, попробуем работать с разными специалистами поочередно», – рассказал Уно.
НЕ ГОТОВ ПРЫГАТЬ СЛОЖНЫЕ КАСКАДЫ ИЗ-ЗА ПЛОХОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
На Finlandia Trophy Уно победил, но допустил несколько серьезных ошибок. А главное – серьезно упростил программу, если сравнивать с прошлым сезоном.
«Я всё ещё не в лучшем своем состоянии. Мой прокат в Финляндии не был хорошим, но, наверное, это сейчас лучшее, на что я могу рассчитывать», – прокомментировал он.
В общей сложности японец выполняет всего два четверных прыжка.
«Межсезонье выдалось непростым, – признается Шома. – Летом было сложно готовить прыжковую технику. Надо признаться, я рассчитывал, что смена тренера пройдет проще. Но в итоге я не смог набрать форму к соревнованиям. Приходится сейчас работать над своим телом».
Если Шома будет прыгать по пять четверных и включать в программу каскады с четверными, количество ошибок только увеличится. А, значит, баллы будут ещё хуже, чем сейчас.
«От сложных каскадов и программ с тремя и больше четверными я не отказываюсь, – сказал Уно. – Сейчас невозможно побеждать с одним четверным, я это прекрасно понимаю. По ходу сезона я буду усложнять прыжковый контент. Я верну сложные комбинации в программу в тот момент, когда они начнут у меня хорошо получаться на тренировках. Пока что я допускаю много ошибок».
Весной этого года Шома удачно исполнил каскад тройной аксель+четверной тулуп. Это семь с половиной оборотов в воздухе за полторы секунды! На этом Уно не остановился: в интервью Olympic Channel он заявил, что хочет попробовать каскад из двух четверных тулупов, а также пятерной прыжок.
Пока что японцу приходится мыслить более приземисто. Но он обещает, что как только восстановит былые кондиции, не только вернет вариант программы прошлого года, но и будет работать над её усложнением.
РЕШЕНИЕ НЕ ОСТАВАТЬСЯ У ТУТБЕРИДЗЕ НЕ СВЯЗАНО С ГЛЕЙХЕНГАУЗОМ
Журналист Japan Times Джек Галлахер писал, что Уно отказался от тренировок у Тутберидзе из-за условия – все программы ее фигуристам ставит штатный хореограф «Самбо-70» Даниил Глейхенгауз. Исключений нет даже для иностранцев.
По мнению Галлахера, Уно заранее решил, что будет ставить программы у привычных для него канадских хореографов Ше-Линн Бурн и Давида Уилсона. Сам спортсмен не подтвердил эту версию.
ここにあります ... #宇野昌磨 が #エテリ・トゥトベリーゼ 氏のチームに入らないことを決めた主な理由は、メンバーは皆 #ダニイル・グレイヘンガウス 氏の振り付けを使わなければならないということのようです。
— Jack Gallagher (@sportsjapan) October 9, 2019
«Я понятия не имею, почему он [Галлахер] это написал, – рассказывает Уно. – Я этого не говорил, со мной он не общался. То, что я не хочу ставить программу у Глейхенгауза – неправда. Мы изначально обговаривали с Этери Георгиевной, что я приеду к ней на месяц. Решили попробовать. Потом я понял, что это не совсем мое».
Тренировки у Тутберидзе напомнили Уно детство. Он был наслышан жесткими требованиями Этери, но они его не удивили: «Когда я ехал в Россию, предполагал, что там будут сложные тренировки. Они действительно оказались такими, но не тяжелее, чем в моем детстве. Можно сказать, что работа в группе Этери Тутберидзе напомнила мне начало моей карьеры».
Ещё он добавил, что многие спортсмены из группы Тутберидзе пытались пообщаться с ним. Но это было невозможно без переводчика: Шома не знает ни английского, ни русского. При этом его всё равно упорно пытались обучить русским словам.
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ТРЕНЕРОМ К КОНЦУ ЭТОГО СЕЗОНА
После Тутберидзе Шома ездил на стажировку к швейцарскому тренеру Стефану Ламбльелю, но и у него не решился оставаться насовсем. «Работать со Стефаном мне было комфортно. Он умеет хорошо поддерживать. На Japan Open у меня не было настроения. Я был в себе, катался без улыбки. Ламбьель помог мне прийти в себя», – рассказывает Уно.
Ламбьель по мнению японца – отличный мотиватор. Они продолжают общаться друг с другом, но остаться в Швейцарии для постоянных тренировок Шома не решился. По той же причине, что не остался у Тутберидзе – из-за желания попробовать себя у тренеров из как можно большего количества стран: «В этом сезоне мы попробуем поехать к нескольким тренерам и в конце сезона решим на каком катке будем дальше тренироваться. Определимся с тренером к концу сезона»
В итоге на турнир в Финляндию Уно прилетел со своим менеджером, а в кис-энд-край сидел в ожидании оценок один.
«В такие моменты я чувствую, что тренер очень важен, – говорит Уно. – В следующем году я буду постоянно работать с каким-нибудь специалистом».
Осталось только определиться с каким.