erid:
Вице-чемпионка мира-2012 – о стартующем сезоне.
Алёна Леонова – самая опытная действующая российская фигуристка. Недавно Алёна отпраздновала памятную дату – она уже 25 лет занимается фигурным катанием.
Самым большим успехом Алёны была «серебряная» медаль на чемпионате мира-2012, когда она уступила только Каролине Костнер. Сейчас Леонова, по ее собственному признанию, выступает уже не ради результата, а ради любви своих фанатов. «Хочу радовать тех, кому нравится мое катание», – говорит Алёна.
В новом сезоне она выступает в совершенно новых для себя образах. В короткой программе она выбрала музыку Ронана Хардимана Warriors и Билла Уэлана Reel Around the Sun, в произвольной – знаменитую Seven Nation Army Хейли Рейнхарт.
Первый прокат уже состоялся – на Кубке Санкт-Петербурга. Дальше фигуристка планирует выступить на Мемориале Панина в Санкт-Петербурге, а затем поедет по этапам Кубка России.
Мы встретились с Леоновой перед началом нового сезона и узнали её мнение, что нас ждет на этапах Гран-при и других крупных стартах в женском одиночном катании.
• Алина Загитова проведет ровный и удачный сезон;
• лидером сборной станет Александра Трусова;
• Елизавета Туктамышева и Софья Самодурова сделали большой шаг вперед по хореографии;
• Анне Щербаковой может помешать стабильность в прыжках;
• Алене Косторной обязательно нужно прыгать тройной аксель, а Евгении Медведевой – поверить в себя и не загоняться.
Ниже – слова Леоновой.
«ТРУСОВА ТЕПЕРЬ КОГО УГОДНО ПЕРЕПРЫГАЕТ»
Этот сезон будет самым интересным и волнующим в истории женского одиночного катания. Пришли девочки с невероятными способностями в технике. Они задали новую планку технического контента, и следом за ними потянулись другие. Сейчас кого не спроси – учат четверные или тройной аксель. С разной степенью успеха, но ведь учат.
Это уже не временное явление, а тенденция. Все больше и больше девушек будут исполнять элементы ультра-си. Назад наш спорт точно не пойдет, дальше только вперед. Американка Алиса Лью делает два тройных акселя и четверной лутц – ещё пять лет назад никто не мог даже представить такую программу у девушек, да ещё у юниорок. У Александры Трусовой в Японии было четыре четверных – это вообще уже что-то космическое. Трусова теперь точно кого угодно перепрыгает. Три четверных то за гранью возможностей, а четыре вообще не укладывается в сознании.
Вопрос только в стабильности. По новой системе судейства падения сильно влияют на итоговые баллы, так что четверные – это серьёзный риск. Особенно когда их четыре. Падает как оценка за технику, так и за компоненты. Думаю, по ходу сезона тренеры Трусовой будут пробовать разные варианты программ – с одним, двумя, тремя четверными. Выберут оптимальное число, чтобы исключить риски. Она вернула сальхов, поэтому теперь будет проще составлять разные варианты контента. А к концу сезона, может, мы увидим четверной флип или риттбергер?
«КОСТОРНОЙ НУЖЕН ТРОЙНОЙ АКСЕЛЬ, БЕЗ НЕГО БУДЕТ ТЯЖЕЛО»
Анна Щербакова по катанию и интерпретации смотрится лучше, чем Трусова. Техника лутца у неё тоже прекрасная. Одна проблема – очень много падений. Аню часто беспокоили травмы, думаю, проблемы со стабильностью могут быть связаны со здоровьем. Но для успеха ей надо обязательно кататься чисто.
При этом техника – это только половина успеха. Нельзя сказать, что у других фигуристок нет шансов бороться с Трусовой и Щербаковой. Юниоркам предстоит еще много работать над собой, набираться опыта. Особенно в плане качества катания, хореографии, исполнения вращений и дорожки шагов.
По катанию мне очень нравится Алёна Косторная: у неё идеальное скольжение, отличные программы, запоминающаяся хореография. И техника шикарная – лучший в мире двойной аксель, высокие, пролетные тройные. Не хватает только прыжка ультра-си. Без тройного акселя бороться с Трусовой и Щербаковой ей будет тяжело. Фигуристок постарше тоже не факт, что обойдет. Всё-таки нужно нарабатывать рейтинг, имя в глазах судей. Косторной уже 16, но это сезон для неё дебютный.
Поэтому нужен тройной аксель. Я знаю, что она весь прошлый сезон его делала на тренировках, причём стабильно. Легко, как двойной! На соревнованиях только так и не решилась прыгнуть. Как по мне, тройной аксель – сложный прыжок, в чем-то даже сложнее, чем четверные. Тот же гений четверных Нэтан Чен сезона два-три назад регулярно падал с тройного акселя, хотя спокойно делал по четыре-пять четверных за программу.
«В ПРОГРАММЕ ОТ ШЕ-ЛИНН БУРН НОВАЯ ЛИЗА»
Из взрослых спортсменок мощную конкуренцию Трусовой и Щербаковой может составить Елизавета Туктамышева. Два тройных акселя в произвольной, один в короткой – это сильная техническая заявка. К тому же аксели хорошие, стабильные. Она опытная, в отличной форме, мотивированная. Если ещё и четверной подготовит, будет вообще круто.
Мне очень понравилась её короткая программа от Ше-Линн Бурн. Это новая Лиза, с новыми движениями, стилем. Такую Лизу я раньше не видела, была приятно удивлена. По сравнению с прошлым сезоном в плане хореографии Туктамышева совершила большой шаг вперед.
Думаю, решение вернуться к изначальной музыке было правильным, ведь движения должны идти вместе с музыкой, а не параллельно ей. А Бурн всегда ставит программу, продумывая все детали.
Что касается разговоров о вторичности программ, повторении идей прошлых лет – я с этим не согласна. Просто есть стиль фигуриста, его манера катания. И её не поменять по щелчку пальца. Да и зачем? Если Лизе комфортно выступать так, как она выступает сейчас, значит, она все делает правильно.
У Софьи Самодуровой заметна разница в программах: с одной стороны, классная, озорная короткая под Bamboleo – это образ Сони прошлого года, с другой, интересная, глубокая постановка под «Мулен Руж». Это значит, что Соня может показывать два совершенно разных образа в один сезон. Ей непросто, видно, что Самодурова переживает проблемы, связанные с ростом.
Но у неё очень сильный характер. Верю, что она найдет в себе силы преодолеть все трудности.
«ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НУЖНА СМЕЛОСТЬ В МУЗЫКЕ И ХОРЕОГРАФИИ»
Должна показать себя и Алина Загитова. Пусть у неё нет элементов ультра-си, зато есть стабильный каскад тройной лутц+тройной риттбергер – а это серьезный элемент. За ней имя, титулы, рейтинг. И по качеству катания, интерпретации образа Алина на данный момент обыгрывает более молодых девушек.
Мне очень понравилась короткая программа Алины. Чувственная, душевная. Это новый образ для Загитовой, и он ей подходит. Произвольная под Клеопатру тоже удачный эксперимент. На мой взгляд, Алина уже ничем не рискует и может кататься в свое удовольствие. В таком случае, почему бы не попробовать себя в новой роли?
Фигурному катанию очень нужна смелость в музыке и хореографии. Когда из года в год одно и то же – это наскучивает. В мире столько музыки, миллионы вариантов. Когда разрешили выбирать мелодии со словами, то вообще раздолье открылось! Но нет, упорно идут и ставят программы под «Кармен», «Шахерезаду» и «Лебединое озеро». Хотя уже все, кто мог откатали по нескольку раз под эту музыку, все что могли показать – показали. Нужно привносить что-то новое в спорт, а что можно привнести нового программой под «Кармен»?
Хотя, признаюсь, я и сама катала под «Кармен». На тот момент мы с тренером посчитали это удачным шагом. Будто каждой фигуристке нужно хотя бы раз откатать под «Кармен». Кстати, в сочинский олимпийский сезон каталась под «Кармен» вместе со мной еще и Аделина Сотникова. У нее была короткая, у меня – произвольная. Я знала, что у Аделины будет такая же музыка, но это меня не остановило.
Поэтому, когда говорят, что катать под одну и ту же композицию в один сезон – это нарушение этики, я не понимаю почему. В чём проблема? Разговоры о том, что это подковерные игры, попытка надавить на конкурента – полная глупость. Складывается ощущение, что сейчас на фоне интернет-войны фанатов фигурного катания любое непонятное действие расценивают как провокацию. Раздувают из мухи слона.
Я и под «Пиратов Карибского моря» каталась после Хавьера Фернандеса. Причем как мне, так и Хави «Пиратов» ставил один тренер – Николай Морозов. И никто не был против. Конечно, в таком случае не избежать сравнений фигуристов друг с другом, но если ты хорошо катаешься, то почему нет? Хави катал гениально, но и мои «Пираты» многим зашли, программа запомнилась.
«Я ВЕРЮ В ЧЕТВЕРНОЙ МЕДВЕДЕВОЙ, У НЕЁ ЕСТЬ ЗАПАС НА ТРОЙНОМ»
Надеюсь, что найдет себя и Евгения Медведева. Жене проще в плане выбора музыки, тем для своих программ. Потому что у нее больше как спортивного, так и жизненного опыта. Невозможно катать про любовь, если ни разу не любил по-настоящему. Это будет выглядеть наиграно, искусственно. В этом году у Медведевой два разных по настроению образа. Один привычный для нее – под Muse, второй новый – «Мемуары гейши». Обе программы смотрятся отлично. К артистизму Медведевой никогда не возникает вопросов.
Если брать результаты турнира в Шанхае, то в короткой мне Евгения очень понравилась. Я тогда ещё подумала, что Медведева и правда возвращается к той форме, в которой она была перед Олимпиадой в Пхёнчхане. Но произвольная, конечно, не задалась. Сначала я посмотрела протоколы и увидела 49 баллов за технику – это сразу насторожило. А когда включила запись, было ощущение, что на льду вообще не Женя.
Женя сказала, что это связано с болезнью. Думаю, на этапах Гран-при мы увидим уже другую Медведеву. Судя по тренировкам, Медведева хочет большего. Она тренирует четверной сальхов, а так как у нее есть запас на тройном, я верю в ее четверной. Делает каскады с риттбергером – это для женского одиночного сложный элемент. Я все-таки думаю, что прокат в Шанхае – это случайность. Медведева каталась очень боязно, не хотела рисковать, не могла раскрыться на льду. Она даже забыла о том, что уже прыгала два двойных тулупа и прыгнула третий, который ей вычли. На льду она была сама не своя – поэтому и такой результат.
Но есть у Медведевой и серьезные проблемы, над которыми нужна работа. Когда ставят неверное ребро на втором турнире подряд – это серьезный повод задуматься. Как ей самой, так и тренерам. У меня, к примеру, тоже есть проблема с ребром на лутце, но мы с тренером стараемся хотя бы спрятать ребро. Женя не прячет, но и не исправляет.
Ребро – это серьезная проблема. Неверное ребро снижает на 30% базовую стоимость прыжка, а также серьезно понижает GOE. Вместо возможных семи баллов получаешь балла три-четыре. Порой лучше прыгнуть уверенно двойной с верного ребра, чем тройной с понижением.
А если не получается прыгать с верного, лучше вообще не делать лутц. Я борюсь с этой проблемой, но здесь уже больше вопросы идут к первому тренеру и технике, которую поставили в детстве. Переучиваться очень сложно. При этом иногда бывает так, что на лутце ребро удалось исправить, а зато флип пойдет с неверного. Реже, конечно, но бывает и такое.
Настораживает и ситуация с акселем Жени. На контрольных прокатах в Москве я удивилась, Женя так легко делает каскады с риттбергером, а на дупеле ошибка за ошибкой. Возможно, проблема в психологии, потому что аксель для нее как камень преткновения. Может, надо просто о нем не думать? Медведевой нужно отпустить эту ситуацию, кататься проще. Не загоняться.
Да, она не сможет бороться по технике с Трусовой. Но если Женя регулярно будет показывать такие прокаты как на Олимпиаде или прошлом ЧМ, то у нее хорошие перспективы. И есть возможность усложнить программу – включив в нее новый каскад или четверной.
В любом случае, девочек у нас хороших много и это только плюс для сборной. Конкуренция рождает прогресс. Думаю, этот сезон для российского фигурного катания будет очень успешным, причем во всех дисциплинах. Но при этом очень непредсказуемым. Прямо сейчас сложно сказать, кто попадет в состав сборной на главные старты по итогам этапов Гран-при и чемпионата России.
На мой взгляд, лучшие шансы имеют Трусова, Загитова и Туктамышева. Это основная тройка претенденток. Но и другие девочки не сильно от них отстают. Поэтому будет интересно следить. Фигурное катание стало очень популярным, теперь следят даже за внутренними соревнованиями, соревнованиями юниоров. И это очень круто.