erid:
Дмитрий Чельцов готов привести в Россию звёзд лиги 1.
26-летний Дмитрий Чельцов – начинающий агент, который ведёт работу по французскому рынку. Он сын известного в нулевых годах агента Максима Чельцова. Отец работал с Дмитрием Смирновым, Александром Рязанцевым, Кириллом Набабкиным и привозил латиноамериканцев в «Сатурн» (Жедера, Бастию и других).
На счету младшего Чельцова пока один крупный европейский трансфер – переход Йоана Молло в «Крылья Советов» (а потом в «Зенит»). Но если посмотреть, каких игроков он тащил в РПЛ этим летом, становится понятно, что у него большие планы. Дмитрий, например, предлагал «Зениту» Александра Ляказетта из «Арсенала».
Из текста вы узнаете:
● Ляказетт до сих пор готов приехать в Россию.
● Из-за чего сорвался трансфер Молло в «Краснодар» и почему «Зенит» недоплатил за него «Крыльям Советов».
● «Спартак» отказался от опорника, который лучше Алекса Крала за 12 млн евро.
● Почему российские клубы опасаются подписывать Бен Арфа даже свободным агентом.
● «Динамо» отказалось от Андре Силва не из-за денег.
ЗАКОНЧИЛ КАРЬЕРУ В 22 ГОДА ПО СОВЕТУ ОТЦА И СТАЛ АГЕНТОМ
В 18 лет воспитанник московского «Локомотива» Дмитрий Чельцов попал на стажировку во французский «Лион». На одном из матчей его заметил крупный французский агент Давид Виндителли (Эрик Абидаль, Ляказетт, Курт Зума – его клиенты). Он договорился с «Сент-Этьеном», чтобы Чельцова взяли в команду. Закрепиться не удалось, но во Франции Дмитрий пересекался со многими известными футболистами: играл с Набилем Фекиром, выходил в двусторонках против Гомиса, Лисандро Лопеса, Мишеля Бастоса, тренировался с братьями Обамеянгами.
«У меня остались прекрасные отношения с этими ребятами, – рассказывает Дмитрий. – Пьер играл за основу, а средний из трех братьев Вилли – за дубль. Я с ними сейчас постоянно на связи, советуюсь по футболистам из Франции. Ещё Виндителли познакомил с Эриком Абидалем в своём лионском ресторане. Ощущения – чума: вчера видел его по телевизору в «Барселоне», а сегодня он напротив сидит, луковый суп ест».
Всё было замечательно, но во Франции футболист часто грустил по дому.
«При первой возможности уезжал в Россию. Друзья, семья, всё там, – вспоминает Чельцов. – Но когда вернулся, потом безумно жалел об этом. Дурак, надо было оставаться! В игровом плане возвращение закончилось для меня печально. А мог ведь попасть на просмотр во вторую лигу».
По возвращении в Россию пошла череда травм. Дмитрий покатался по ФНЛ и понял – это шаг назад. Отец был не против, чтобы сын занимался футболом, но предложил подумать о жизни вне поля.
«Макс (Чельцов часто называет отца по имени - ред.) помог принять главное профессиональное решение в жизни – закончить с футболом в 22 года. Без него я бы, наверное, не смог», – признаётся Чельцов.
В таком возрасте мало кто начинает работать агентом. Но Дмитрия это не остановило.
«В сентябре мне исполнилось 26 лет и я хочу привезти в Россию крутых игроков. Мы с отцом – единственные агенты в РПЛ, кто специализируется на французском рынке и имеет настолько широкую базу контактов в этой стране. Не получилось стать хорошим футболистом – буду хорошим агентом, а затем, может быть, функционером или спортивным директором».
ПЕРВЫЙ ТРАНСФЕР – МОЛЛО В «КРЫЛЬЯХ»
С РПЛ агент начал работать в 2015 году. Его первый клиент – Николай Калинский из «Локомотива», который сейчас играет в «Томи». Также Чельцов помогал вратарю «Спартака» Антону Митрюшкину при переходе в швейцарский «Сьон», привозил в «Ростов» Жана Майера и Матия Бобена. Оба сейчас играют в Италии: один в серии А, другой классом ниже. Из других россиян Чельцов занимается Тарасом Бурлаком из «Крыльев Советов» и Максимом Барсовым из «Сочи».
Пока только один трансфер Чельцова из Европы в РПЛ по-настоящему выстрелил – это переход Йоана Молло из «Сент-Этьена» в 2015-м. Француз поиграл в «Крыльях Советов» (45 матчей, 5 голов, 11 ассистов), чуть не попал в «Краснодар» и окислился в «Зените» (7 матчей, 1 гол).
«Нужно брать футболистов, которые подходят нашему не очень техничному и силовому чемпионату, – объясняет агент. – Здорово сработал Зураб Циклаури (на тот момент спортивный директор «Крыльев Советов» - ред.). Поймал момент, когда Молло потерял место в основе «Сент-Этьена», и купил игрока. В РПЛ Йоанн чувствовал себя в своей тарелке и добрался до «Зенита».
Летом 2016 года Чельцову-старшему позвонил генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг и рассказал, что клуб заинтересован в Молло. Было несколько встреч, Максим ездил в Милан. Вроде обо всем договорились: игроку купили билеты в Россию, администратор снял мерки с Молло, поинтересовались какой номер он хочет. Йоан связался со знакомым игроком «Краснодара» Шарлем Каборе и уже выбирал себе квартиру в Краснодаре. Осталось только поставить подписи.
«Сидим с отцом на веранде с видом на побережье, открыли шампанское, – Дмитрий делает паузу. – Звонит Хашиг. Папа довольный отвечает: «Да, Владимир!» Хашиг ему: «Добрый день, мы Молло брать не будем. Спасибо», – и кладёт трубку. Французский агент сидит рядом и не врубается – всё ли хорошо? Папа ставит бокал, тихо говорит: «Его не берут», и уходит. Это был жёсткий облом».
ЛУЧЕСКУ НЕ СДЕРЖАЛ СЛОВО
Чельцовы уговорили Молло остаться в Самаре еще на полгода. Осенью он забил пять голов и отдал три голевые передачи, в том числе в матче со «Спартаком» (4:0, гол+пас). После этого появился интерес главного тренера «Зенита» Мирчи Луческу.
«Луческу не сдержал слово, – утверждает Чельцов. – Он обещал парню игровое время, убеждал, что всерьёз на него рассчитывает. И первым же действием не заявляет его в Лигу Европы. Эрнани, Цаллагова и Лунёва включили в заявку, а Молло нет. Странно, ему дали большую зарплату, контракт на три с половиной года и тут такое. Йоан парень мнительный, он сильно переживал».
По нашей информации, питерский клуб отдал за Молло всего 500 тыс евро (на портале transfermarkt указано 3 млн). Одновременно с этим они купили другого игрока «Крыльев» – защитника Ибрагима Цаллагова. Самарцы должны были отдать «Сент-Этьену» процент от перепродажи Молло в другой клуб. Поэтому «Зенит» заплатил за Цаллагова больше, чем он того стоил, а за Молло меньше. Таким образом, «Крылья» сэкономили.
Когда «Зенит» возглавил Роберто Манчини, ситуация с Молло не улучшилась.
«Стало еще хуже, – продолжает агент. – «Зенит» набрал аргентинцев и Молло указали на дверь. На сборе в Австрии ему так и сказали: «Можешь искать себе новую команду». Когда появилось предложение от «Фулхэма», он мигом принял решение. Сказал: «Не хочу играть с детьми (Молло тренировался с юношами - ред.)», – и уехал. До сих пор каждое трансферное окно он звонит, умоляет, чтобы его взяли обратно в Россию. Недавно созванивались, он сейчас в греческом «Панатинаикосе». Сказал: «До зимы здесь поиграю, и дальше в Россию рвану. Пора возвращаться».
Молло обожает Москву. Француз не пьет, но красивых девушек любит. Хотя многие посчитали его геем после того, как он выложил видео в инстаграм с отцом из постели. В одном из моментов, отец целует сына.
«У Молло потрясающая семья, отец в сыне души не чает, – поясняет агент футболиста. – Его братья и сестры всегда обнимаются и целуются чуть ли не в губы с родителями. Для них это нормально. Его отцу под 80 лет, они спокойно могут валяться в постели и смотреть телевизор. После того, как я увидел эту сториз, то позвонил Йоану и объяснил, что люди в России могут воспринять это негативно. Но он всё равно искренне не понимал почему. Что касается ориентации, то мы с Молло нормально потусили вместе. В клуб он всегда шел как на парад, кайфовал, что люди на него смотрят. В Самаре у него была постоянная девушка. Всем бы такими геями быть, как он».
ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В АГЕНТСКОМ БИЗНЕСЕ
Когда Дмитрий стал расширять свой бизнес, он столкнулся с проблемой – многие иностранцы не хотят ехать в Россию. Только за большие деньги. Это связано с невысокой оценкой российского чемпионата в Европе.
«Некоторые воспринимают Россию не как футбольную страну, а как Китай или Эмираты, – рассказывает Дмитрий. – Кто-то по семейным причинам не хочет переезжать. Но, как правило, с игроками арабского происхождения и чернокожими ребятами всё проще. Они больше хотят зарабатывать. Хотя с Вахби Хазри из «Сент-Этьена» не получилось, он остался во Франции.
Делору я посылал фотографии и видео из Москвы, со стадионов, описывал какие потрясающие места тут есть. Я бы всё показал Анди, помог обустроиться. Важно объяснить, что в России спокойно и безопасно. 90 процентов хотят именно в Москву. Не в обиду Питеру и Краснодару, по ним договориться сложнее».
Чельцов утверждает, что не берет больше традиционных 10% от зарплаты за весь срок контракта, предусмотренных правилами ФИФА и не требует от клуба агентской комиссии.
«Если футболист щедрый, то может отдать что-то с подъемных, – признаётся он, не приводя примеров. – Они в Лиге 1 меньше чем в России, если речь не идёт о звёздах из «ПСЖ». Для футболистов из Франции очень важны хорошие подъёмные. Контракт контрактом, но человек меняет страну и рассчитывает на щедрое вознаграждение.
Как правило это 2 - 3 млн евро, особенно если речь идёт о «Спартаке» или «Зените». То есть, за 10 - 15 млн на круг можно получить отличного игрока из чемпионата Франции. С высокими перспективами отбить вложения через пару лет, перепродав его обратно в Европу или в Китай. Но в России почему-то выше котируются футболисты из Польши и Чехии».
ЭТИ ИГРОКИ МОГЛИ ПОПАСТЬ В РПЛ ЛЕТОМ 2019 ГОДА
Ниже список из восьми футболистов, которых Чельцов предлагал клубам премьер-лиги в минувшее трансферное окно. И дополнительно ещё трех, чьи фамилии фигурировали в трансферных сводках ранее.
Александр Ляказетт («Арсенал» – «Зенит»)
Абдулайе Туре («Нант» – «Спартак»)
Диего Карлос («Нант» – «Зенит»)
Гаэтан Лаборде («Монпелье» – «Динамо», «Спартак», «Зенит»)
Жордан Ферри («Монпелье» – «Динамо», «Спартак», «Локомотив»)
Анди Делор («Монпелье» – «Динамо», «Спартак»)
Вахби Хазри («Сент-Этьен» – «Краснодар»)
Андре Силва («Милан» – «Динамо»)
Плюс Бен-Арфа, Ньянг и Сиссоко
АЛЕКСАНДР ЛЯКАЗЕТТ, «АРСЕНАЛ» – «ЗЕНИТ»
Ляказетт - топовый футболист мирового уровня, ему только 28 лет и он готов ехать в Россию. Его представители дали Чельцову бумагу на «Зенит». Больших надежд на переход он не питал, но предложить такого большого игрока (19 голов и 13 ассистов в 49 матчах за прошлый сезон) в российский клуб ему было интересно.
«Спортивный директор «Зенита» Хавьер Рибалта ответил: «Ты смеешься? У него выкуп 68 миллионов», – пересказывает Дмитрий. – Согласен это много, но можно торговаться. Скорее всего, миллионов на 50 - 55 договорились бы. Зарплата у него 15 млн грязными. Минус налоги, получается 7 - 8 млн.
Через несколько дней после отказа, «Зенит» купил Малкома за 50 млн с зарплатой 7 - 8 миллионов евро в год. Плюс/минус как могло быть у Ляказетта. Не знаю, кто сильнее: один крайний полузащитник, другой нападающий. Малком моложе, но Ляказетт – легенда «Лиона» и игрок основы «Арсенала», а не запасной в «Барселоне», который сидел под Месси».
АБДУЛАЙЕ ТУРЕ, «НАНТ» – «СПАРТАК»
Туре входит в топ-5 опорников французского чемпионата. Он очень ценный актив для «Нанта»: владелец Вальдемар Кита – один из немногих, кто содержит команду на свои деньги. Его сын Франк работает в клубе генеральным директором. Это семейное дело, им важно воспитывать и продавать футболистов для окупаемости.
«Оттуда на флажке трансферной кампании мы предлагали «Спартаку» «опорно-собаку» (центральный полузащитник оборонительного плана с хорошими навыками отбора - ред.) Абдулайе Туре, – продолжает Чельцов. – Я скидывал генеральному Цорну всю информацию. Он не отреагировал. Парень входит в топ-5 лучших опорников Франции, ему 25 лет. За 10 млн евро Кита готов был его отдать.
Туре умеет на поле абсолютно всё: от дальнего удара, недавно воткнул суперголешник, до отбора – он напрочь выжигает центр поля. Зарплата у него чуть больше миллиона евро. Самый высокооплачиваемый у них был Эмилиано Сала, который разбился в том году над Ла-Маншем. В среднем «Нант» платит 50 - 70 тысяч евро в месяц.
На мой взгляд, странно покупать футболиста 1998 года рождения из чешской лиги, когда у тебя есть свои Аяз Гулиев, Наиль Умяров и Роман Зобнин. Чему они научатся у молодого Алекса Крала из сборной Чехии, которая проигрывает Косово? Хотя есть готовый 25-летний футболист совсем другого уровня. Его не надо ничему учить, он придёт и сам всех научит».
ДИЕГО КАРЛОС, «НАНТ» – «ЗЕНИТ»
Карлос – 26-летний центральный защитник. «Зенит» интересовался им ещё прошлым летом, но тогда работали через других людей.
«Этим летом игрок был за переезд в Россию, – утверждает Дмитрий. – Я предложил его Рибалте, но он сказал, что им уже не интересен этот игрок. В Питер его можно было привезти за 18 млн евро. В итоге человек перешел за 15 млн в «Севилью» и через пару лет, скорее всего, мы увидим его в топ-клубе».
ГАЭТАН ЛАБОРДЕ, «МОНПЕЛЬЕ» – «ЗЕНИТ», «СПАРТАК» И «ДИНАМО»
Лаборде форвард, ему 25 лет. Он забил 13 голов и отдал 5 результативных передач в 42 матчах прошлого сезона. Его предлагали многим клубам за 15 млн евро. Зарплата – 2 - 2,5 млн евро в год.
«Рибалта снова вежливо отказал, – усмехается молодой агент. – Сказал, что нападающий им не нужен. Говорил ещё, что максимальная покупка для «Зенита» – это 20 млн евро, не больше. Если говорить о «Спартаке», то очевидно, что одного Понсе им недостаточно. Шюррле не нападающий, а Ларссона вообще не видно на поле. Но Цорн тоже не заинтересовался.
Роману Орещуку Лаборде также не подошел. Я, кстати, поиграл с Клинтоном Н'Жие в «Лионе». Он считался одним из самых одаренных в академии, но после возвращения из «Тоттенхэма» в «Марсель» что-то пошло не так, он перестал забивать. Клинтон бежит как гепард, но что делать с мячом дальше, он не всегда понимает. Во Франции он никому был не нужен и фанаты обрадовались, когда он уехал в «Динамо».
ЖОРДАН ФЕРРИ, «МОНПЕЛЬЕ» – «ДИНАМО», «СПАРТАК» И «ЛОКОМОТИВ»
Ферри – центральный полузащитник 1992 года рождения. Типичная восьмёрка, бокс-ту-бокс, от своей до чужой штрафной. Ферри сыграл более двухсот матчей за «Лион» и недавно перешел в «Монпелье». В прошлом сезоне за «Ним» он провёл 30 матчей, забил 2 гола, сделал 1 ассист и получил 5 желтых карточек.
«Предлагали его во все московские клубы, никто не заинтересовался, – удивляется агент. – Его выкупная цена всего 3 - 4 млн евро. Ферри выдвигал единственное требование, он хотел только в Москву. Предлагали ему Краснодар – ни в какую».
АНДИ ДЕЛОР, «МОНПЕЛЬЕ» – «ДИНАМО»
Делор нападающий, 27 лет. Он забил 14 голов и отдал 7 голевых передач в прошлом сезоне. 30 августа именно Делор, а не Сильвестр Игбун из «Уфы» мог перейти в «Динамо». Москвичи предложили за него 15 млн евро. За три - четыре дня до закрытия трансферного окна пришел финальный ответ от «Монпелье».
«Президент пояснил, что во Франции всё продается, но Делор - лидер команды и они рассчитывают на него, чтобы попасть в еврокубки, – с досадой говорит Чельцов. – Делор отлично подходит именно российскому чемпионату. Здесь силовой футбол, всё очень плотно.
Тот сезон он был у «Монпелье» в аренде, его выкупили за 5 млн. Продавать его сейчас за 15 – значит, потерять ведущего форварда на флажке трансферного окна. Жаль, что не получилось договориться. Делор наверняка стал бы лучшим нападающим в России на несколько лет точно.
В итоге «Динамо» купило Максимилиана Филиппа. В прошлом сезоне он забил за «Боруссию» по голу в чемпионате и Кубке (в 23 матчах) по большей части выходя на замену. Нет сомнений, что удар у Филиппа хороший, бить он умеет. Но за 20 млн можно взять футболиста в два раза сильнее».
ВАХБИ ХАЗРИ, «СЕНТ-ЭТЬЕН» – «КРАСНОДАР»
Перед тем, как переключится на Реми Кабеллу, владелец «Краснодара» Сергей Галицкий рассчитывал приобрести другого атакующего полузащитника «Сент-Этьена». Его статистика впечатляет: 14 голов и 8 ассистов в 35 матчах.
«Хочу отметить работу «Краснодара» в это трансферное окно, – Дмитрий не скупится на комплименты. – Тонни Вильена и Реми Кабелла – это очень сильные футболисты. Но изначально «Краснодар» хотел купить Хазри и поэтому обратился к нам. Они рассматривали этого игрока ещё год назад, во время чемпионата мира. Я приезжал к нему на базу сборной Туниса и уговорил на переезд в Краснодар. Но в результате клуб отказался от этой покупки, они нашли кого-то другого (вероятно, это был Кристиан Куэва из «Сан-Паоло» - ред.).
В этот раз, несмотря на очень хорошие условия, отказался уже Хазри, он просто не захотел ехать в Россию. Его звали в арабские страны на зарплату в 4 - 5 млн евро чистыми. Туда он тоже не поехал. Ему нравится в Европе, и он планируется там развиваться как футболист».
АНДРЕ СИЛВА, «МИЛАН» – «ДИНАМО»
Предыдущий сезон полузащитник «Милана» провел в аренде в «Севилье» (40 матчей, 11 голов, 3 ассиста), а этим летом отправился в очередную аренду в «Айнтрахт».
«Итальянцы готовы были отдать Андре за 15 - 18 миллионов евро, а игрок согласился ехать в Москву, – говорит Чельцов. – В «Динамо» сказали, что футболист хороший, но зависимый, ему нужно подносить снаряды. По их словам, они ищут нападающего, который может индивидуально обыграть, сам себе создать момент».
БЕН АРФА, НЬЯНГ И СИССОКО
Чельцов много раз предлагал Бен Арфа клубам из России. Но люди опасаются его неоднозначной репутации. Еще он общался с Мбайе Ньянгом и Ибрагими Сиссоко, которым интересовался «Спартак», по поводу возможного переезда в Россию.
«В юности у Бен-Арфа могли быть загоны, но это в прошлом, – оправдывает он игрока. – Футболиста такого таланта в России нет и не было. Разве что Халк или Витцель могут с ним сравниться. Даже Головин говорил в «КраСаве», что самый сильный футболист против которого он играл, это была не звезда из «ПСЖ», а Бен Арфа из «Ренна». Мы встречались с ним, он был двумя руками за, чтобы попробовать свои силы в России. Говорит, что повзрослел и его интересует только футбол в команде уровня Лиги чемпионов.
Еще разговаривал с Ньянгом из «Милана» несколько лет назад. Он был готов ехать в Москву, но до предложения от столичных клубов дело не дошло. В мае общался с агентом Ибраимой Сиссоко из «Страсбура», еще до того, как появились слухи о «Спартаке». Он сказал, что пока игрок не заинтересован в России. На него есть спрос в Англии, приоритет для него показать себя в Лиге Европы, чтобы уехать в АПЛ. Думаю, то же самое он сказал и Цорну».
***
«Нежелание качественных легионеров ехать в Россию, наверное, самая острая проблема трансферного рынка, – подчеркивает агент. – Но всё же она не распространяется на всех игроков. Важнее нежелание спортивных топ-менеджеров искать подходящих для РПЛ футболистов в сильных европейских чемпионатах. Не в Польше или Чехии, а в таких как французская лига 1.
Несмотря на это, я с оптимизмом смотрю в будущее. Уверен, российские клубы очнутся, последуют примеру «Краснодара» и повнимательнее присмотрятся к французскому рынку. Тогда в России наверняка появятся крутые ребята оттуда. Это особенно актуально в контексте лимита, который вступит в силу со следующего сезона. На позицию легионера потребуются квалифицированные игроки европейского уровня», – подводит Чельцов итог разговора.