erid:
Тренер юношеской сборной России – о наболевшем.
Последние десять лет РФС обкатывает новую систему подготовки игроков, разбитую на три возрастные группы (6 - 9 лет, 10 - 14, 15 - 17). Через неё среди прочих прошла сборная России, которая выиграла юношеский чемпионат Европы-2013. Если среди победителей Евро-2006 никто не заиграл на высоком уровне, то в команде 2013-го есть Александр Головин из «Монако», Рифат Жемалетдинов из «Локомотива», Антон Митрюшкин из швецарского «Сьона».
Один из разработчиков программ – Николай Кочешков, тренер юношеской сборной России. Кочешков вместе с тренером вратарей сборной Алексеем Орловым на прошлой неделе выступил в Поволжской академии спорта. В академии Николай читал лекции для тренеров со всего региона и презентовал программу подготовки детей в возрасте 6-9 лет
Кочешков считает, что именно в этом возрасте детские тренеры пропускают важнейшие этапы подготовки, из-за чего в итоге в России вырастает так мало качественных игроков.
Также в интервью «БИЗНЕС Online» Кочешков рассказал, что:
- Тренеры пропускают важнейшие этапы из-за нацеленности на результат.
- На 14 немецких футболистов приходится один российский
- Мбаппе вырос топ-игроком именно из-за качественного обучения: он не пропускал ни одного этапа подготовки.
- Наши футболисты, заработав миллион, думают как его потратить. Иностранные – как заработать ещё пять.
«МЫ ОТСТАЁМ МИНИМУМ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ»
– Николай, почему в России мало таких индивидуально сильных футболистов, как, например, Головин?
– Ответ краткий – методика. В детском возрасте, к сожалению, наши тренеры очень сильно ориентированы на командный результат. Потому главный критерий – результат команды на соревнованиях. В силу этого детские тренеры форсируют подготовку, пропускают очень важные этапы подготовки, которые связаны с индивидуальным развитием, и начинают с раннего возраста готовить команду к соревнованиям.
Попадая в сферу юношеского футбола, у игроков проявляются большие пробелы в футбольном образовании. И в техническом, и в тактическим. Они не могут реализовать себя на высоком уровне, пробиться во взрослый футбол и конкурировать там с более профессионально подготовленными футболистами.
– Что это за этапы, которые пропускают тренеры?
– Это этапы подготовки в возрасте 7 - 8 лет, когда тренер должен научить игрока индивидуально обыгрывать и отбирать мяч один в один. В силу того, что тренер торопится в детском возрасте и дети много соревнуются, он просто пропускает этот этап. Дети просто не умеют действовать креативно на футбольном поле. Умело обыгрывать, качественно вести единоборства и хорошо отбирать мячи.
– Что можно сделать, чтобы исправить это?
– РФС работает сейчас по двум направлениям. Первое – методическое. Разрабатываются программы, которые учат тренера работать по-новому. В них во главе угла индивидуальное развитие футболиста, а не результат.
Второе направление, уже законодательное – изменение нормативов оплаты труда тренеров, которые в данный момент привязаны именно к результату. Чем больше тренер выиграет соревнований, чем выше мест займёт, тем выше у него зарплата. Это связано с министерством спорта. В тесном контакте с ним сейчас ведётся работа по изменению нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих работу детских тренеров.
Также РФС меняет систему соревнований в стране. Первый шаг – создание юношеской футбольной лиги. Там за неделю играют по одной игре, а не как раньше на первенстве России – шесть игр за десять дней. Ребята получали очень сильную, неадекватную их уровню физического развития нагрузку.
– Мы знаем немецкую, голландскую системы. Россия пытается перенять что-то у них?
– Да, мы сотрудничаем и обмениваемся опытом. Но, как показывает практика, слепое копирование зарубежных систем для нас не подходит. В силу разных причин – менталитет, инфраструктура, особенности климата, огромные размеры страны. Всё это накладывает очень большой отпечаток на методическую составляющую футбольную.
Поэтому РФС решил пойти другим путём. С 2014 года идёт работа по трём программам подготовки футболистов – «6 - 9 лет», «10 - 14 лет» и «15 - 17 лет». Они инновационные для нашей страны. В них именно наш, с учетом российских особенностей, подход к тренировкам. Там даны тренерам конкретные рекомендации по тому, как нужно организовывать тренировочный процесс, на чём нужно фокусировать внимание и в какой последовательности нужно правильно обучать и тренировать.
К сожалению, практика показывает, что для реализации любой программы требуется длительный период. От шести до десяти лет. Сейчас, к 2019 году, мы закончили трилогию, вот этот цикл трёх программ. Сейчас ведётся работа по внедрению программ. Результаты будут. Но не так скоро.
– Как вы разрабатываете программы?
– В РФС есть группа инструкторов, методистов. Как правило это действующие тренеры, как я, с регулярной практикой на высоком уровне в сборных или клубах. И есть смежные с нами специалисты. Это физиологи, научные работники, которые нам помогают соединить футбольную составляющую с физиологической. Этим общим коллективом мы разрабатываем программы, исследуем и проводим практическую апробацию в спортивных школах.
Например, программа «10 - 14 лет» год проходила апробацию в 30 футбольных школах по всей стране – от Красноярска до Калининграда. Школы оставили свои отзывы. После мы её доработали с учетом всех замечаний. Добавили некоторые упражнения, заменили некоторые блоки. Таким образом, поступаем со всеми другими программами. Наши программы – это не теоретические разработки. Это практически вещи, взятые из реального футбола.
– В чём отличие программ друг от друга?
– Возрастом и последовательностью обучения. Проще говоря, методический принцип – от простого к сложному – проходит через все три программы. По мере взросления усложняются требования, предъявляемые к футболистам и тренерам. И усложняется тренировочный процесс. Процесс аналогичный обучению в школе. Программа «6 - 9 лет» – это начальная школа. Программа «10 - 14 лет» – средняя школа. «15 - 17 лет» – старшие классы перед выпуском. Выпуск, поступление в вуз – это переход во взрослый футбол и профессиональную среду.
– Есть ли в нынешней системе что-то от советской системы?
– Конечно, есть. Мы основывались учебнике по футболу, который был разработан ещё в советское время. Но есть и инновационные вещи. Причина очень проста – футбол как игра с советских времён очень изменился. Он эволюционирует. Становится быстрее. По многим критериям и компонентам очень сильно отличается.
Исходя из этой эволюции и подготовка футболистов тоже должна изменяться и эволюционировать. Наша программа взяла всё лучшее из советского и дополнена современными методиками и требованиями, которые предъявляет игра к футболистам. Надеемся, что в процессе адаптации и реализации программы они тоже не будут стоять на месте.
– Мы сильно отстали?
– Если оценивать уровень европейских топ-стран, то как минимум на десять лет. Самый простой пример – это не востребованность наших юных в европейских клубах. На уровне среднего европейского звена мы ещё пока держимся и конкурируем. Но, к сожалению, та методическая отсталость с каждым годом не позволяет эту дистанцию сокращать. Даже наоборот.
«РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛИСТ, ЗАРАБОТАВ ПЕРВЫЙ МИЛЛОН, НАЧИНАЕТ ЕГО ПРОЖИВАТЬ»
– Насколько всё упирается в количество полей?
– Это сильно влияющий фактор. Из количества получается качество. В Германии футболом регулярно занимается порядка 7 млн официально зарегистрированных футболистов. У нас в стране по официальным данным – 450 тыс. На каждых 14 немецких футболистов один российский. Конечно, при таком количественном соотношении у них даже без методических особенностей будет шире выбор, более высокая конкуренция.
На наш взгляд, РФС сейчас надо решить две важных задачи. Первое – методически вооружить тренеров современными знаниями даже в тех условиях, в которых они работают. Второе – работать над увеличением количества занимающихся. Конечно, это связано и с инфраструктурными возможностями, и с законодательством, которое, может быть, позволит улучшить тренерскую базу в плане материальной оплаты. И нам просто нужны поля, залы, манежи, чтобы все желающие заниматься могли себя реализовывать.
– Как вы относитесь к платным школам? Они могут приносить пользу и результат?
– К сожалению, в частных школах, в большинстве случаев, работают и называют себя тренерами люди, у которых нет даже футбольного тренерского образования. Чаще всего это бывшие футболисты. Может быть, игравшие даже не на самом высоком уровне. Организовывают платные истории и работают с детьми без законного разрешения.
Если у доктора нет диплома и лицензии, он не может работать доктором. Тогда он, скорее всего, знахарь или какой-то народный целитель. А здесь это никого не останавливает.
Чтобы тренировать, нужно иметь тренерское образование. Закончить специализированное учебное заведение. Вуз физкультурный, например, или колледж. Или получить тренерскую футбольную лицензию у РФС, закончив специальные курсы. Если ни того, ни другого нет, то работа этого человека вызывает большие вопросы.
– В частных клубах тоже зацикливаются на результате?
– Как ни странно, всё равно такой момент присутствует. В первенстве Москвы ЦСКА обязательно должны победить «Спартак», а «Динамо» – «Локомотив». И ни в коем случае по-другому. Там вопросы престижа тоже иногда бывают на первом месте.
– Победители юношеского Евро-2013 Головин и Баринов сейчас играют на высоком уровне. После победы в 2006 году не заиграл никто. Это показатель прогресса?
–Также есть Жемалетдинов, Гулиев, Митрюшкин. Рамиль Шейдаев сейчас выступает за «Динамо», в нашей сборной был лучшим бомбардиром. То, о чём мы говорим, мы реально применяли на этой сборной в течении пяти лет работы. Встречаясь с ними периодически, пять-шесть раз в год. Это работает. Если это применять на клубном уровне, будет более ярко-выраженный эффект. Потому что ребята для своего возраста мало чем отличались от тех, кто есть сейчас. Но благодаря правильной методике они смогли вырасти в футболистов хорошего, высокого уровня.
– Чем отличаются зарубежные юные топ-футболисты от наших? Почему условный Мбаппе уже в 17 лет был так хорош?
– Качественным обучением. На определенных стадиях своего развития и образования они качественно прошли все этапы. У них не было упущено ничего в плане техники, индивидуальной, групповой командной тактик. Все четыре ступеньки они освоили качественно. Когда в 15 - 16 лет они повзрослели, то развили физические качества, которые позволили им стать такими атлетичными, быстрыми, взрывными. Ничего не упустив в ходе своего футбольного образования, они вышли к 17 - 18 годам на уровень европейских топ-клубов.
Мой коллега Владимир Скоков, с которым я работаю в сборной, еще и тренер в «Чертаново». Он был с командой 13 - 14 лет на турнире во Франции, в Монтегю. Туда приезжал Мбаппе. Ему было как раз лет 14. Он был нескладным, худощавым ребёнком, не атлетом. Физически не отличался от сверстников. Но тогда уже было видно, что у него есть нестандартное мышление. Что он креативен на поле и очень хорошо обучен технически. Не форсируя подготовку, он стал одним из ведущих игроков сборной Франции.
Также вспомню нашего тренера Дмитрия Хомуху. Он всегда говорит так. «Чем юный российский футболист отличается от зарубежного? Российский, заработав первый миллион, начинает его проживать. Думать, что дело сделано, и он вершин своих достиг. Зарубежный юный футболист, заработав первый миллион, начинает ещё больше трудиться, чтобы заработать ещё пять. Именно в этом заключается главное отличие. У наших как правило другие приоритеты начинают превалировать – ночные клубы, дискотеки, машины и так далее. Зарубежные продолжают трудиться и растут дальше. Нашим часто не хватает трудолюбия и дисциплины для перехода на топ-уровень».
«ЕСЛИ К ТАЛАНТУ НЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ДИСЦИПЛИНА, ОЧЕНЬ МАЛО ШАНСОВ ВЫРАСТИ ПРОФЕССИОНАЛОМ»
– С какого конкретно возраста детей можно начинать обучать базовой тактике?
– C 6 - 9 лет. Мы делим по этапам подготовки. Когда ребёнок понимает, что можно забивать гол в ворота, мы начинаем учить элементарным тактическим индивидуальным действиям в атаке. В самом раннем возрасте базовые основы тактики ребёнку можно прививать, ориентируясь на уровень его восприятия и подготовленности.
– Что это конкретно за тактика?
– Как выбрать позицию для удара по воротам. Когда он начинает понимать суть взаимодействий с партнером, мы обучаем уже начальным базовым групповым тактическим взаимодействиям. Например, открывание для взаимодействия с партнером при атакующих действий. Когда мы учим обороне, то учим сокращать пространство, выдвигаться на соперника. К сожалению, большинство наших тренеров про это вообще не знает в силу своего футбольного образования. И пропускают эти вещи из-за того, что просто не знают, как это сделать.
– В каком чаще всего возрасте игроки определяются с позицией и от чего это зависит?
– Тренер как менеджер проекта сам оценивает уровень физической, технической, тактической подготовленности и определяет для игрока позицию на поле. Здесь рекомендация очень простая. Как только дети начинают играть в футбол на большом поле – по нашим программам, это происходит к 13-м годам – мы ведём речь о выборе позиций. И переходим к специализации уже именно на этой позиции со всеми вытекающими техническими и тактическими особенностями. До 13 лет мы предлагаем пробовать играть на всех позициях и давать всестороннюю подготовку, чтобы ничего не упустить в плане индивидуального развития.
– Насколько учитывается мнение самого игрока. Много детей именно хотят быть защитниками?
– Немного. Все хотят быть нападающими. Все хотят и любят забивать мячи. Чтобы не было ярко выраженного деления на нападающих и защитников, мы предлагаем даже в ходе одного тренировочного упражнения осуществлять ротацию футболистов таким образом, чтобы они играли на позициях и в атаке, и в обороне, получая и те, и другие умения.
– Насколько рано можно распознать классного защитника?
– Для того, чтобы играть защитником, футболист должен обладать определёнными психологическими и физическими качествами. Как правило, центральные защитники должны быть атлетичными, высокими, хорошо играть головой, владеть длинными и средними передачами, уметь вести единоборства. В принципе, любой тренер, используя свой футбольный опыт, все эти компоненты может оценить и распознать в своём подопечном задатки для хорошего классного защитника. Чтобы потом их индивидуально развивать и растить футболиста на конкретной позиции.
– Во сколько нужно прийти в футбол, чтобы стать профессиональным футболистом? Если ребёнок пропустит этап «6 - 9 лет», какова вероятность, что он сможет заиграть?
– Вероятность есть. Она небольшая. Только если он двигательно очень одарён. Обладает хорошими скоростными качествами, хорошей координацией, ловкостью. Если может, даже пропустив этапы подготовки, наверстать с помощью своих природных задатков. Как показывает практика, такое возможно, но очень редко. Как правило в профессиональный футбол приходят ребята, которые начинают заниматься самое позднее с семи - девяти лет.
– Что важнее – талант или стремление и характер? Можно ли воспитать характер в очень талантливом, но эмоционально теряющемся игроке?
– Американцы проанализировали выступление своей сборной на последних двух Олимипадах. С точки зрения, что у призёров и победителей олимпийских игр из их сборных по разным видам спорта было в приоритете. Как раз хотели исследовать тему таланта. Выявили, как ни странно, что талант был на пятом месте среди всех качеств. На первое место вывели комплексное сочетание трудолюбия, работоспособности и дисциплины. Оно дало этой группе призёров и победителей добраться до вершин олимпийских. Талант важен. Но если к таланту не присоединяется дисциплина, исполнительность и трудолюбие, то очень немного шансов вырасти и стать профессиональным футболистом.
– С талантливым игроком нужно нянчиться?
– Индивидуальный подход обязателен. Как правило, игроки талантливые неординарные в повседневной жизни, специфические. Потому они и талантливые. Потому что выбиваются из общего контекста. Из общей группы.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Николай КОЧЕШКОВ
Дата рождения: 4 мая 1969 года
Место рождения: Красноармейск (Россия)
Карьера игрока (амплуа – защитник): «Красноармейск» – 1985 - 1999 гг.
Карьера тренера: старший тренер женского ФК «Надежда» (Красноармейск) – 1990 - 1999 гг; старший тренер женского ФК «Надежда» (Ногинск) – 2000 - 2002 гг; старший тренер женской молодежной сборной России по футболу – 2001 - 2003 гг; старший тренер женского ФК «Надежда - Боевое Братство» (Красноармейск) – 2003 г; старший тренер женского ФК «Россиянка» (Красноармейск) – 2004 г; старший тренер женской юниорской сборной России по футболу U-15 – 2006 - 2008 гг; старший тренер женской юниорской сборной России по футболу U-17 – 2009 - 2012 гг; тренер юношеской сборной России по футболу – 2011 - н.в.
Достижения тренера: победитель юношеского Чемпионата Европы до 17 лет (2013), серебряный призер юношеского Чемпионата Европы до 19 лет (2015).