erid:
Фигурное катание всё популярнее.
В Москве на малой спортивной арене «Лужники» прошли тестовые прокаты сборной России. Когда-то они были закрыты даже для прессы, а теперь из него сделали полноценный старт. Продажу билетов открыли ещё в июле, выбрали один из самых больших катков столицы, Первый канал организовал интернет-трансляцию.
Для болельщиков открытые прокаты – первая возможность увидеть полноценные программы фигуристов, с которыми они будут выступать весь следующий сезон. Возможны изменения по контенту и по некоторым движениям, но костяк программы обычно остается неизменным.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» сходил на «Лужники» и увидел, как на входах образовалась очередь, узнал, что Медведева подарила Трусовой и почему Самодурова устала от вопросов про Загитову и Медведеву.
«ДОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ПРЕССА»
«Как попасть на фигурное катание?» – кричит бабушка Анны Щербаковой в сторону огромной толпы и сотрудников ОМОН. Поначалу казалось, что из-за повышенного интереса к мероприятию при входе тщательный осмотр. Но выяснилось, что очередь на входе не связана с фигурным катанием.
«По распоряжению мэрии Москвы, на этих выходных территория парка и стадиона «Лужники» закрыта в связи с проведением культурно-массовых мероприятий в честь дня города», – сухо отчеканил полицейский. Не пускали без очереди и прессу.
«Нужна аккредитация, докажите, что вы пресса», – требует майор. Аккредитации выдают на входе в арену, уже за территорией КПП парка Лужники. Поэтому всем опаздывающим на прокаты пришлось ждать вместе с тысячами молодых людей, которые приехали в «Лужники» на бесплатных концерт популярных рэперов.
Да, федерация фигурного катания не виновата, что в тот же день на арене был концерт. Но она могла позаботиться об отдельном входе для тех, кто идёт на прокаты.
Из-за очереди на входе зрители подходили с большим запозданием. Поэтому сначала казалось, что обещанного аншлага не будет. К концу дня «Лужники» были практически полностью заполненными. В ледовой конфигурации их вместимость 12 тыс человек, а зрителей собралось 10 тыс. Крутые цифры, учитывая, что билеты были недешёвыми (от 300 до 5000 рублей), а сами прокаты – это по факту обычная тренировка.
«Раньше мы относились к этим прокатам менее серьёзно, – рассказал вице-чемпион Европы прошлого года Александр Самарин. – Теперь, когда приходит столько зрителей, я вижу, что всё серьезно. По сути это все равно тренировка, но присутствие зрителей сразу включает тебя в соревновательный режим».
«ЛЮДИ СЧИТАЮТ, ЧТО Я ПЛАЧУ БОЛЕЛЬЩИКАМ»
На открытых прокатах даже не ставят полноценных оценок. «Судьи, возможно, дадут нам протоколы, но они не несут никакого практического смысла. Чисто для ознакомления, указать на наши ошибки», – поделилась с «БИЗНЕС Online» серебряный призер чемпионата мира Виктория Синицина.
На таких же прокатах юниорской сборной протоколы были, а также был судейский разбор для спортсменов и их тренеров от тренерского совета и судей. По такой же схеме проходят прокаты и у взрослых.
Но важное отличие – это психологическое давление трибун. На тренировках ты катаешь для 10 - 15-ти человек, а здесь огромный зал. Причем зрители активно подготовились к прокатам – с разных сторон ледового дворца было не меньше 30 плакатов, посвящённых фигуристам. Большинство из них, естественно, с Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой.
«Я на это [плакаты в поддержку Загитовой и Медведевой] не обращаю внимание. У меня есть своя группа поддержки, кому интересен я», – выразил свое мнение на этот счет ветеран сборной Сергей Воронов. А вот чемпионку Европы прошлого года Софью Самодурову факт поддержки её конкуренток, видимо, задел.
«Вы же у меня интервью берёте, зачем вы спрашиваете про Медведеву и Загитову? Поэтому я и решила летом не давать интервью. Нет, я на это внимания не обращаю!» – резко ответила она.
Сама Медведева пошутила: «Чувствую, что здесь сидят мои люди. Я очень многих знаю лично. Те, кто не на моей стороне, скажем так, вообще считают, что я им зарплату плачу. Ладно, пусть будет так».
«КОЛЯДА БЕЗ ПЕРЕМЕН»
Президент федерации фигурного катания России Александр Горшков попросил прессу не относиться к результатам прокатов серьёзно. В его словах есть логика – сейчас только начало сентября, многие фигуристы ещё не набрали форму. Главные старты для большинства сборников начнутся только с декабря, поэтому сейчас у фигуристов и их тренеров ещё будет возможность перестроить свои программы.
Но ряд выводов сделать по контрольным прокатам можно.
Первый – частая смена музыки. Сразу три фигуриста на открытых прокатах катали не ту короткую, которую готовили изначально. Бронзовый призер чемпионата мира-2018 Коляда сменил короткую, так как она «не ложится ему на душу». Изначально фигурист выбрал песню Scorpions Wind of Change. Но затем решил, что лирика – это не его, и теперь будет выступать в короткой под джаз Дюка Эллингтона «Дига-Дига-Ду».
Важный вопрос: когда рок-группа Scorpions стала «лирикой»? В любом случае, резкая смена программы помешала Коляде откатать чисто. Сорванный аксель и падение с каскада – если бы сегодня ставили оценки, он бы был в конце таблицы.
«Мда… Коляда… без перемен», – прокомментировал прокат коллеги олимпийский чемпион, ныне тренер Фёдор Климов. В прошлом сезоне Коляда стабильно валил либо короткую, либо произвольную. Новый сезон он начинает с продолжения неудачной традиции.
При этом вообще мало кто откатал чисто. Падений не было разве что в танцах (их там в принципе почти не бывает). Среди топовых мужчин, кто делает четверные, грубые ошибки были у всех. Не самые удачные прокаты были и у парников. У девушек ошибалась даже самая стабильная фигуристка прошлого сезона Самодурова – она упала с тройного флипа.
«Я ещё не поняла свою ошибку. Уже привыкла делать с первого раза, а тут ба-бац, и на задницу упала», – красноречиво прокомментировала она свой прокат.
«ВСЕ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ Я ВИДЕЛ 20 ЛЕТ НАЗАД»
Не обошлась без ошибок и подруга Самодуровой Елизавета Туктамышева. Она практически идеально сделала свой коронный тройной аксель, но сорвала каскад.
Причин две. Первая – ранее фигуристка никогда не прыгала каскад - тройной флип+тулуп. А сейчас попыталась исполнить, причем с риппоном (две руки наверх). Как призналась сама Туктамышева, для неё этот элемент даже сложнее, чем тройной аксель.
Вторая – Туктамышева, как и Коляда, недавно сменила программу. Ещё две недели назад на открытой тренировке своей группы Елизавета показывала программу под Drumming Song. На прокаты в Москве она вышла уже с короткой под Oblivion Астора Пьяццолы.
«Прошлую музыку могли не понять, поэтому с тренерами решили её поменять. А новая чувственная – в моём стиле», – объясняет она.
В мире фигурного катания на её решение отреагировали неоднозначно. Большинство сомневалось, что программа, которую ей поставила всемирно известный хореограф Ше-Линн Бурн будет смотреться с новой музыкой хорошо.
«Все эти движения я видел ещё 20 лет назад, когда катались Ягудин и Плющенко. Школа Мишина не меняется, они там остались в двадцатом веке», – резко отреагировал комментатор Андрей Журанков.
Другого мнения известный журналист Татьяна Фладе: «Мне очень понравилась Лиза в новом образе. Видно, что музыку подбирали тщательно, она ложиться под движения. Не согласна, что с новой музыкой теряется хореография Ше-Линн Бурн. Она подходит под её движения, я вижу её почерк».
«ТЕПЕРЬ МОГУ ВЫХОДИТЬ РАСКОВАНО НА ЛЕД, ОБЩАТЬСЯ С ПРЕССОЙ»
Лучшей по итогам короткой среди девушек определенно была Алина Загитова. В её катании была невероятная легкость, все движения ложились элегантно, а прыжки она делала с таким запасом, что возникали мысли о необходимости тщательно готовить четверные.
Феноменальную готовность к сезону сама олимпийская чемпионка объясняет ментальными изменениями: «Я очень выросла за это лето. Я теперь могу выходить расковано на лед, не переживать по поводу проката, общаться с прессой. Либо это опыт, либо возраст».
Загитова после проката ещё долго общалась с журналистами, а затем пошла снова на каток – чтобы посмотреть как катаются другие фигуристки Тутберидзе. По словам Загитовой, теперь, когда она старшая в группе её задача – следить за молодыми фигуристками и поддерживать их.
Кроме Загитовой в женской сборной от группы Тутберидзе будут сразу три бывшие юниорки: Александра Трусова, Алена Косторная и Анна Щербакова. Втроём эти девочки просто разрывали юниорский спорт сложнейшими элементами и невероятным катанием. Теперь они вышли во взрослые.
«Наконец-то! Очень ждала этот сезон», – сказала Трусова после проката. В короткой она не могла показать свои главные прыжковые элементы – четверные прыжки. Они запрещены правилами. Поэтому, по её словам, она работает над тройным акселем. Прыжок уже получается на специальной лонже, осталось научиться выезжать с него без страховки.
«Возможно, уже покажу тройной аксель в этом сезоне. Как только – так сразу», – сказала она. И отметила, что для неё этот элемент более сложный, чем четверные.
В руках у Трусовой – плюшевая собачка. «Это подарок Жени Медведевой», – сказала она.
Работает над тройным акселем и другая бывшая юниорка – Косторная. Но главная её фишка – не элементы ультра-си, а яркая хореография. Именно по этой причине тренерский штаб решил оставить Косторной прошлогоднюю короткую программу.
«Можно сказать мы её даже не меняли. Просто решили оставить старую. Она выглядит интереснее», – сказала Алёна.
Делает ставку на хореографию и Щербакова: «Моя программа под «Парфюмер» – это не просто движения под музыку. Я посмотрела фильм, прочитала книгу. Стараюсь вживаться в образ, представляю историю».
«НЕМНОЖКО ПЕРЕСТАРАЛАСЬ – ЭТО ЛУЧШЕ ЧЕМ НЕДОСТАРАТЬСЯ»
У Медведевой в межсезонье была активная работа как над хореографией, так и над новыми элементами. Сезон 2018/19 фигуристка вряд ли может занести себе в актив: много сорванных прокатов, пропуск чемпионата Европы и финала Гран-при.
Чтобы вновь стать конкурентоспособной, Медведева поставила программы у лучших хореографов – Ше-Линн Бурн и Ильи Авербуха. А также стала разучивать четверной сальхов.
Сальхов Медведева пока прыгать не готова. А вот программу под Авербуха она показала. Правда, не без ошибок. Ей не удался каскад тройной флип+тройной тулуп: фигуристка упала со второго прыжка.
«Я очень хорошо почувствовала прыжок и немножко перестаралась, – объясняет ошибку Медведева. – Это лучше, чем недостараться. Я знаю, как с этим справляться. Это очень ценный, полезный для меня прокат».
Медведева выглядела немного загруженной, но в целом позитивной. Она отметила поддержку своего тренерского штаба – с ней в Москве хореограф группы Трейси Уислон, завтра прилетит тренер Брайан Орсер. Кроме того, в столице с ней работали специалисты ЦСКА.
По словам Медведевой, ей уже гораздо привычнее в Канаде. Она переехала к Орсеру в Торонто в мае прошлого года.
А вот парникам Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову привыкать только предстоит. Пара в межсезонье переехала в Америку к Марине Зуевой – самому успешному тренеру в танцах на льду, которая не работал с парами почти 20 лет.
«Для меня и ребят это вызов. Но мы к нему готовы», – рассказала Зуева. По её словам, в новом сезоне мы увидим совершенно новых Тарасову и Морозова.
«Для нас переезд в США – это эмоциональная перезагрузка, – говорит Морозов. – Пока что мы привыкаем к новому катку, новым условиям, новой стране, климату. В Калифорнии очень тепло, даже жарко. Через день ездим на пляж. Это поручение тренера – вода помогает восстановиться».
О готовности на сезон и планах пара говорить не готова. «Время покажет», – ответила Тарасова.
В целом, это справедливо для всех фигуристов. Контрольные прокаты – это как срез знаний после летних каникул в школе. Его результаты важны для составления учебного/тренировочного плана, но самое главное – успешно сдать экзамены или выиграть чемпионат мира.