erid:
Интервью с олимпийским чемпионом.
Один из триумфаторов Лондона-2012 Алексей Обмочаев в прошлом сезоне практически поровну делил игровое время в «Белогорье» с Валентином Голубевым. Но если Валентин летом перешёл в казанский «Зенит» и стал основным либеро сборной России, то Алексей до сих пор находится без команды, досрочно расторгнув контракт с белгородским клубом.
В интервью «БИЗНЕС Online» 29-летний Обмочаев рассказал, почему оказался в такой ситуации, из-за чего попадал в опалу к Слободану Ковачу и где может продолжить карьеру.
– «Мне в Белгороде комфортно играть, меня здесь уважают, любят и ценят», – говорили вы в ноябре 2018 года. Почему летом расторгли контракт с «Белогорьем»?
– Это произошло по обоюдному согласию, хотя у меня был еще год контракта. В клубе, видимо, посчитали, что у меня слишком высокая зарплата. С моей стороны тоже появились финансовые претензии. Всё дело в том, что по условиям контракта я получаю 55% зарплаты по ходу сезона и 45% – после его завершения. Я рассчитывал на эти деньги, чтобы нормально провести отпуск с семьей, но их не получил. На фоне этого начался разлад.
Кстати, деньги не выплатили до сих пор. У меня есть документ, что клуб признаёт этот долг, но пока нет никаких подвижек. Надеюсь, что в ближайшее время эта проблема будет решена – очень не хочется судиться с клубом, который в 2016 году дал мне шанс вернуться в большой волейбол. Я бесконечно благодарен Геннадию Яковлевичу Шипулину, что тогда поверил в меня.
«КОВАЧ НЕ ДАВАЛ ИГРАТЬ В ЗАЩИТЕ – Я ВСПЫЛИЛ»
– Когда стало известно, что вы прерываете сотрудничество?
– В начале июня, когда все клубы были уже укомплектованы. В российском волейболе большинство трансферов совершаются в январе-феврале. Люди хотят быть обеспечены работой на будущее.
– Говорят, что вы искали клуб еще зимой...
– Всё из-за конфликта со Слободаном Ковачем.
– Что произошло?
– Во время гостевого матча с «Зенитом» СПб я погорячился – подошел к тренеру и попросил его позволить мне играть не только в приёме, но и в защите. Соперник в меня почти не подавал, игрового тонуса не хватало. Тренер отказал, я на эмоциях пнул бутылку с водой – ему эта выходка не понравилась. Я потерял место в составе, полтора месяца меня если и заявляли, то как полевого игрока. Мы общались с Ковачем – он сказал, что тренер не должен объяснять игрокам свои решения.
В этот момент мне сказали искать новую команду. Потом был матч с «Уралом», в котором я удачно вышел на замену. После этого я вернулся в состав. Шипулин сказал, что я останусь в «Белогорье» и не надо переживать за будущее. С Ковачем тоже отношения наладились – я стал стабильно играть, в том числе в решающих матчах плей-офф.
– А что плохого в тактике игры с двумя либеро?
– Тяжело только принимать или только защищаться. Об этом и Валя Голубев рассказывал в недавнем интервью. В приёме важна концентрация, но нет того драйва, что в защите. Для меня защита всегда была самым любимым элементом волейбола – я кайфую от этого. Мне этого не хватало, и я не промолчал. Зря вспылил. Потом понял, что был неправ и сосредоточился на тех функциях, которые от меня требуются. Тренеру виднее, у кого что лучше получается.
– Какие отношения были с Голубевым?
– К Валентину вообще никаких вопросов, мы нормально общались. Он хороший человек и волейболист высокого класса, что подтверждает игра за сборную. Вообще, в «Белогорье» была отличная атмосфера и в раздевалке, и на площадке. В работе никто не халявил. У нас с Голубевым была хорошая конкуренция, а конфликт с тренером получился исключительно игровой. Потом мы нашли общий язык.
– В чем особенности тренера Ковача?
– Он очень спокойный, иногда даже чересчур. Хотя бывало, что кричал. Он хорошо разбирается в волейболе, у него громадный игровой опыт. Какими-то упражнениями в зале сейчас уже не удивишь, все работают примерно одинаково. А вот в тренажерном зале мы проводили очень много времени. Я никогда столько не качался, как при нем.
– Вы довольны тем, как провели прошлый сезон?
– По пятибалльной шкале – на троечку. Это если говорить о чемпионате России. Перерыв в середине сезона не пошел на пользу. В Кубке вызова, который мы выиграли, все-таки было меньше значимых матчей.
«АГЕНТ ИЩЕТ ВАРИАНТЫ В ЕВРОПЕ»
– Чем сейчас занимаетесь?
– Пока вместе с семьей на родине супруги – в Нефтекамске. Хожу в тренажерку, бегаю, занимаюсь фитнесом. Проблема в том, что не хватает работы с мячами.
– Какие-то клубы выражают заинтересованность?
– В России нет – у всех комплект либеро. Я же вышел на рынок летом. Зимой найти команду было бы намного проще. У меня тогда уже были конкретные предложения, но в Белгороде сказали, что я остаюсь. Говорили, что в будущем даже помогут с тренерской карьерой, как и многим другим ребятам. Сейчас найти клуб сложно. Мой агент Виктор Иванов ищет варианты в Европе. Я бы с удовольствием поехал в Италию или Польшу.
– Два расторгнутых контракта по ходу карьеры – не лучший пункт в резюме...
– С «Динамо» всё действительно было из-за моих хулиганских поступков, но сейчас всё иначе – причины финансовые.
– Статус олимпийского чемпиона сильно влияет на вашу стоимость?
– Да ну, бросьте! Это всё в прошлом.
– Что бы вы поменяли в своей карьере, если бы была такая возможность?
– Конечно, те свои ошибочные поступки, которые совершал будучи игроком «Динамо». Тогда были проблемы с дисциплиной. Чуть не загубил себе карьеру.
– Спортивный директор «Белогорья» Тарас Хтей говорил, что в плане дисциплины к вам у клуба претензий нет, но в комментариях продолжают писать, что вы иногда нарушаете режим.
– В свое время я испортил себе репутацию – эти комментарии отголоски этого. Боюсь, что это всегда будет меня преследовать. В свое время я совершил ошибки и признал их. Я за них поплатился девятью пропущенными месяцами. Сейчас с этим порядок. На ужине в выходной день я могу позволить себе кружку пива, но это не возбраняется. С появлением семьи я повзрослел, стал ответственнее. Времени на какие-то приключения просто нет – всё свободное время занимают дети. Артемию 5 лет, Ане – два с половиной годика. Сейчас ожидаем пополнение.
– В молодости могли подумать, что у вас будет такая большая семья?
– Нет, конечно, но я очень рад, что встретил супругу Анастасию и всё так сложилось. Глаза радуются, когда дети бегают, кричат, веселятся. Дочка пока не всё понимает, а с сыном уже можно общаться. Каждый день делаем зарядку, четыре раза в неделю он ходит на футбол.
«РАНЬШЕ БЫЛ БЕСШАБАШНЫМ, СЕЙЧАС СТАЛ СПОКОЙНЕЕ»
– Какой сезон вы считаете лучшим в своей карьере?
– 2011/12 в составе «Зенита-Казань». Мы тогда выиграли Лигу чемпионов и чемпионат России. Хороший сезон в клубе позволил мне поехать на Олимпиаду.
– Чем нынешний Обмочаев отличается от того?
– Мне тогда было 23 года, я был совершенно бесшабашным как на площадке, так и за ее пределами. Сейчас я намного спокойнее. Уже не ищу приключений. Конечно, в игровом плане тоже произошли какие-то изменения, но самое главное – я все также люблю волейбол, получаю от него удовольствие. Связываю свое будущее только с ним. Я работал со многими хорошими тренерами и всегда записывал какие-то новые или полезные упражнения. Надеюсь, конспекты пригодятся.
– Владимир Алекно в декабре 2012 года сказал, что «Обмочаеву мешает слишком яркая и большая татуировка с олимпийскими кольцами на руке».
– Значит, я дал для этого повод. У команды был неудачный сезон, и я не всегда показывал качественную игру. У нас с тренером возникали некоторые сложности с общением. Спад был, но после перехода в «Динамо» я смог вернуться на свой уровень. У меня были шансы поехать на Олимпиаду в Рио, а в 2016 году казанский «Зенит» хотел меня вернуть, но потом произошла вся эта история…
– Вы говорили о желании поехать на вторую в карьере Олимпиаду. Почему пока не удаётся вернуться на топ-уровень?
– Наверное, нужно работать еще больше и лучше. Я не ставлю крест на этой мечте. Сейчас нужно найти клуб и постараться показать максимальный уровень. Генеральный менеджер сборной России Сергей Тетюхин весной спрашивал меня о сборной – я сказал, что в любое время приеду по звонку, если буду необходим. Сейчас сборная великолепно выглядит – парни справляются: и Голубев, и Мартынюк. Ромка тоже классный пацан. С ним связана одна история. На Универсиаде-2011 я перепутал комплекты формы на игру: футболку взял правильную, а шорты – нет. Пришлось играть в его шортах.
– Кого бы вы включили в свою символическую сборную из тех, с кем играли?
– Мне повезло поиграть со многими классными игроками. Из связующих Ллой Болл. Он не только здорово играл, но и умел завести весь зал. Из доигровщиков, конечно, Сергей Тетюхин. Просто человечище. Мэттью Андерсон, когда я с ним играл, был очень хорош. Их диагональных делаю выбор в пользу Максима Михайлова. Я здесь могу только повторить многих других, кто о нем высказывался – Макс настоящий трудоголик. Из блокирующих возьму олимпийскую пару Николай Апаликов – Александр Волков.
– Ваш племянник Никита Лясов летом подписал контракт с кемеровским «Кузбассом». С вами советовался?
– Да. Я ему сразу сказал: «Иди!». Там крутой либеро Лаури Керминен, у него есть чему поучиться. Так чемпионская команда, у которой сохранился костяк, плюс Женя Сивожелез добавился. Да, ушел Саммелвуо, но я уверен, что они найдут достойную замену.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Алексей ОБМОЧАЕВ
Амплуа: либеро
Дата рождения: 22 мая 1989 года
Место рождения: Кисловодск
Карьера: «Нефтехимик» (Салават) – 2006/07; «Зенит-2» (Казань) – 2007 - 2009; «Динамо-Янтарь» (Калининград, аренда) – 2009/10; «Зенит» (Казань) – 2010 - 2013; «Динамо» (Москва) – 2013 - 2016; «Белогорье» (Белгород) – 2017 - 2019.
Достижения в сборной: олимпийский чемпион (2012), обладатель Кубка мира (2011), победитель Универсиады (2011), бронзовый призер молодежного чемпионата Европы (2008).
Достижения в клубах: чемпион России (2011, 2012), победитель Лиги чемпионов (2012), обладатель Суперкубка России (2010, 2011, 2012), обладатель Кубка ЕКВ (2015, 2018), обладатель Кубка вызова (2019), серебряный (2011) и бронзовый (2013) призёр Лиги чемпионов, бронзовый призёр чемпионата России (2013, 2015), бронзовый призёр клубного чемпионата мира (2011).
Подписывайтесь на наш инстаграм volley__bo.