комментарии 6 в закладки

В Японии тройной аксель девушкам ставят на поток. Дело в хитрой технике прыжка

erid:

Миа Хамада обыграла Этери Тутберидзе?

Известный японский тренер Миа Хамада, работающий с одной из сильнейших фигуристок мира Рикой Кихирой, показала прессе тренировку своей группы. В сюжете NHK Sports сразу несколько молодых спортсменок исполняют сложнейший прыжковый элемент – тройной аксель. Ранее среди женщин было всего восемь сортсменок, кто смог показать этот прыжок на соревнованиях.

Даниил Глейхенгауз - хореограф группы Этери Тутберидзе - в интервью Sport 24 говорил, что изучение тройного акселя будет основной задачей группы на межсезонье. Однако сезон уже скоро начинается, а примеров удачного исполнения нет ни у одной из фигуристок Тутберидзе.

Почему девушкам из «Самбо-70» легко даются четверные, но не покоряется тройной аксель и в чем секрет успеха японской школы?

АКСЕЛЬ ДАЖЕ ВАЖНЕЕ ЧЕТВЕРНОГО

Тройной аксель (в дальнейшем мы можем сокращённо назвать его триксель) – прыжок, который по совокупности даже важнее, чем четверной. По нескольким причинам:

1) Девушки могут исполнять триксель в короткий программе, четверной – нет.

Владеющие трикселем Кихира и Елизавета Туктамышева могут оторваться от исполняющей четверные Александры Трусовой за счёт более дорогой технической базы. Они могут вставлять свой дорогой элемент ультра-си в короткую программу, а Трусова – нет.

Рика Кихира / фото: Atsushi Tomura, Getty Images


2) Аксель – это обязательный прыжок. Его нужно прыгать хотя бы два раза: один в короткой, один в произвольной программах.

Неважно, удачно прыгает фигурист аксель или неудачно. Владеет двойным акселем или тройным. Он обязан его прыгать. Так как тройной аксель стоит почти на пять баллов дороже двойного, разница по технической базе между фигуристками с тройным акселем и с двойным будет от десяти баллов.

3) Тройной аксель – более стабильный прыжок, чем четверной. При этом стоит незначительно дешевле.

Как показывает практика, девушки удачно исполняют тройной аксель чаще, чем четверные. Зачастую четверные не оправдывают  риск. Разница между тройным акселем и четверными тулупом и сальховым меньше двух баллов и эту разницу можно покрыть надбавками по GOE за удачное исполнение.


ЯПОНКАМ ПОМОГАЕТ ПРЫГАТЬ СТРОЕНИЕ ТЕЛА

На международных соревнованиях тройной аксель прыгали только восемь женщин. Из них четыре – из Японии, в том числе Мидори Ито, которой первой удалось приземлить триксель на чемпионате мира-1989.

Суммарно есть информация более чем о 20-ти японских фигуристках, прыгавших тройной аксель. Просто далеко не все довели элемент до стабильности и рисковали выполнять его на международных соревнованиях.

При этом в Европе и Америке этот прыжок женщинам практически недоступен. В США успешно прыгали триксель Тоня Хардинг и Мираи Нагасу. Сейчас исполняет юниорка Алиса Лью. В России несколько раз выезжала с тройного акселя Людмила Нелидина, а сейчас прыгает  Туктамышева. Кроме них, практически никто не исполнял этот элемент даже на тренировках. Данных о фигуристках из Европы, прыгающих тройной аксель, нет вообще.


Для успешного трикселя нужна высокая скорость крутки (количество оборотов в воздухе) вместе с высокой взрывной силой прыжка, которая даст высоту и пролёт. Анатомически девушкам сложно даётся этот элемент, так как сила берцовых и тазобедренных мышц у них в разы ниже, чем у мужчин.

Но у японок перед представительницами других стран есть весомое преимущество. Их мощные мышцы в ногах, низкий рост и «сухое» тело позволяет им прыгать выше и дальше. Единственная проблема – скорость крутки. Японки прыгают высоко и далеко, но скорость у них обычно меньше, чем у европеек и американок. Поэтому многие японки прыгали тройной аксель нестабильно. В условиях соревнований им не хватало времени в воздухе, чтобы докрутить прыжок и чисто выехать с него.

Недокрут опасен по двум причинам. Во-первых, за сильный недокрут серьёзно снижается техническая оценка. Во-вторых, при недокруте очень вероятно падение, причём с травмами, так как тело и ноги в момент контакта со льдом будут в разных положениях.

Сатоко Миохара и Миа Хамада / фото: Lindsey Wasson, Getty Images


МИА ХАМАДА ИСПОЛЬЗУЕТ ЛАЗЕЙКИ В ПРАВИЛАХ

Победить это смогла ученица тренера Ямады –  Хамада. У её ученицы Сатоко Миохары была предельно низкая скорость крутки, которой не хватало даже для чистых тройных прыжков. При этом общий потенциал спортсменки был высоким.

Чтобы фигуристка не проигрывала по технической оценке конкуренткам, Хамада перестроила технику прыжка Миохары. Фигуристка стала поворачивать тело ещё до того, как коньки оторвались от льда.

В профессиональной терминологии это называется prerotation. Самый точный переод – предварительное вращение. Такая техника позволяет часть прыжка скручивать ещё на льду и тем самым компенсировать разницу в скорости крутки.


Без преротации сложные прыжки в фигурном катании, особенно для женщин, практически невозможны. Но именно Хамада при работе с Миохарой вывела технику преротейшена в абсолют и перевернула весь подход к прыжкам.

Миохара перед прыжком заходила на дугу, вставала на опорную ногу, ставила коньки на одной линии друг с другом, отталкивалась, но при этом ещё не взлетала в воздух, оставаясь на льду ещё несколько десятых секунды. За это время она успевала скрутить почти полный оборот, а в воздухе выполняла уже два. Есть возможность крутить в воздухе только полтора оборота - для этого нужно поколдовать над приземлением.

Наглядно техника прыжка Миохары показана в этом видео на примере тройного флипа:


По такой технике Сатоко тренировала и тройной аксель, но так как у неё были проблемы с другими прыжками, изучать ультра-си тренер с ней не стала. Зато переняла опыт работы с Миохарой и поставила прыжок юниоркам своей группы.

По такой же технике аксель в три с половиной оборота прыгает Кихира, реально в воздухе прыгая только два оборота. Вместе с Кихирой сейчас прыжок изучает несколько других юных фигуристок. В частности конкурентка российской юниорки Камилы Валиевой на предстоящем этапе юниорского Гран-при в Гренобле Мана Кавабе.

По идее, прыжки с большим преротейшеном должны приравниваться к недокрученным, а значит с их базы должна сниматься значительная сумма. Но судейский комитет ИСУ относится к таким прыжкам лояльно. Во-первых, этим летом штрафы за недокруты сократили. Во-вторых, при недокруте прыжок с долгим заходом судьи оценивают практически так же, как чистый прыжок практически без подготовки.

Лучший пример – командный чемпионат мира 2019. На нём соревновались две трикселистки – Туктамышева и Кихира. Вот два их прыжка вместе для сравнения:

Туктамышева – единственная фигуристка, которая прыгает чистый тройной аксель практически без преротейшена. У Кихиры же, наоборот, его хватает сполна. Но аксель Кихиры оценили выше, чем Туктамышевой.

«Оценка прыжка зависит от того, докручен ли он. Это определяет техническая бригада. И от качества прыжка, включая въезд и выезд. Что определяют в свою очередь уже сами судьи. По этим критериям качество каждой конкретной попытки бывает разным», – объяснял в интервью «БИЗНЕС Online» вице-президент ИСУ Александр Лакерник.

По словам Лакерника, у Кихиры действительно другой подход к прыжку и с точки зрения техники прыжок Туктамышевой действительно лучше. Но по текущим правилам прыжок оценивают по разным параметрам, поэтому в совокупности аксель японки оценили выше.

 Хамада видит такой подход к судейству и активно этим пользуется. В интервью Japan Tiimes Хамада заявила, что у неё есть четыре новые юниорки с тройным акселем. И судя по видео, все они прыгают с преротейшеном в 90 градусов и более.

Алексей Мишин / фото: Маргарита Воронковская, Flickr


Пока в России  Тутберидзе и Алексей Мишин пытаются научить фигуристок правильному и честному прыжку, японцы идут на хитрость. Но эта хитрость позволяет им побеждать. Выхода из такой ситуации два. Либо перенимать их опыт и также ставить прыжки с большой преротацией, либо говорить о проблеме на судейских семинарах и требовать пересмотра судейской оценки.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
0
-