erid:
Поговорили с членом комиссии по допуску полей РПЛ.
Сегодня в заключительном матче 6-го тура чемпионата России «Спартак» на своём стадионе примет ЦСКА. Большой вопрос вызывает газон «Открытие Арены».
В последнем матче против швейцарского «Туна» (2:1) поле спартаковского стадиона было не лучшего качества. Ранее арена в Тушино приняла у себя три концерта: группы «Ленинград» (14 июня), «Машины времени» (29 июня) и британского поп-певца Эд Ширана (19 июля). Масштабные мероприятия сказались на покрытии: появились проплешины, газон стал мягким и отличался по цвету на разных участках поля.
Понять, что происходит с покрытием во время концерта и почему газон на «Открытие Арене» выглядел необычно нам помог член комиссии по допуску полей РПЛ Владислав Лысенко. Он – главный агроном московского «Локомотива».
«ИНОГДА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГАЗОНА ПОСЛЕ КОНЦЕРТА ХВАТАЕТ НЕДЕЛИ»
– Владислав, сегодня московское дерби «Спартак» – ЦСКА на «Открытие Арене». Как вы оцените качество газона на стадионе взглядом со стороны?
– Не могу сказать, что поле не в порядке, оно в игровых кондициях. Проведению матча оно точно помешать не может. Вопрос в том, что на календаре лето, а поле неидеальное. Назвать его плохим – нельзя, хорошим – в принципе, можно. Нас не устраивает в основном визуальная составляющая и техническая часть определенного участка поля. Но вдруг это скажется тактически и позволит «Спартаку» сыграть удачно с ЦСКА? Потом все красно-белые скажут, что это их родное поле и оно им помогло.
Судя по ТВ-трансляции матча с «Туном», левая сторона поля, выглядела светлее, чем правая. Причина, думаю, в установке там сцены под концерт 19 июля. В таких случаях где-то 30 процентов поля (зависит от размера сцены) закрывают специальным покрытием за три-четыре дня до основных работ, чтобы смонтировать сцену, провести репетиции и генеральный прогон. Остальные 70 процентов укрывают уже за два-три дня до события.
– Почему поврежденный газон выглядит светлее, чем здоровый?
– Этот участок поля получал недостаточно света и потерял в интенсивности окраски. Газон частично утратил фотосинтетическую способность и стал высветляться. Поле могли подсеять любыми семенами и первые три недели после всхода молодая трава всегда ярче и светлее. Здоровый газон имеет более изумрудный цвет.
– Как именно установка сцены влияет на газон?
– Сцена – тяжёлая конструкция, она препятствует проникновению воздуха через систему перфорации, блокирует поступление света и затрудняет полив. Это самое ужасное, что может случится с полем из-за концерта. На таком участке газон может полностью отмереть, грубо говоря, задохнуться. Это очень тяжело компенсировать агротехническими мероприятиями. Практически невозможно при таких повреждениях достичь необходимого баланса питательных элементов, влажности и структуры волокон за короткий срок. Для этого нужно с соблюдением всех технологий - две-три недели.
Как показывает практика, для восстановления после концерта иногда хватает и недели – всё зависит от того, как долго было закрыто поле и какие у него характеристики. Мы на «РЖД Арене» стараемся уменьшить риски. Не укрываем газон защитным материалом, когда люди занимаются фитнесом или йогой. На церемониях награждений или при установке кинотеатра под открытым небом (так показывали финальную серию «Игры престолов»), закрываем только определенные участки поля.
Летом нам достаточно десяти дней, чтобы привести газон в порядок. Бывали случаи, когда и на второй или третий день после концерта проводились матчи, но это редкость. Отмечу прекрасную работу стадиона «Газпром Арена». Там поле убирали, а не закрывали (оно выкатное). Но менее чем за сутки переоборудовать стадион от «Рамштайна» до футбола дорогого стоит. Это серьёзная работа, которая заслуживает уважения.
– Вернёмся к «Спартаку». Газон на «Открытие Арене» подходит для игры в футбол?
– Да, просто мы получили два разных поля: 30 процентов – одно, 70 – другое. Команды играли на двух разных полях: сначала поврежденный кусок был у штрафной площади одной, потом у другой команды.
– Почему в матче с «Динамо» 3 августа проблем с полем не было видно?
– Лично я проблему с осветлением видел, но она не была так очевидна. Прошло не так много времени после концерта и газон потерял стабильность. Он не мог выдерживать максимальных нагрузок, корневая система не успела сформироваться.
«НА КАЧЕСТВО ГАЗОНА ПОВЛИЯЛА РЕНОВАЦИЯ»
– Перед чемпионатом мира год назад газон прошили синтетической нитью. Разве это не защищает его от нагрузок?
– Да, на «Открытии» гибридное поле. На глубину 17-18 см уходит имплант – полипропиленовое или полиэтиленовое волокно (в зависимости от материала производителя). Это волокно (или нить) создает систему корневой стабилизации, армирует и укрепляет поле, чтобы оно не разлеталось в клочья при высоких нагрузках.
Но система требует ежегодной реновации, когда срезают живую часть газона и расчесывают гибридное покрытие. Максимальный срок без реновации – два года. Она необходима, чтобы не нарастал органический слой, который блокирует поступление влаги и негативно влияет на дренирующую способность поля. Без этого газон хуже переносит нагрузки. У агронома просто нет выбора, иначе технология не будет работать на 100 процентов.
– С 14 мая по 12 июня «Спартак» проводил реновацию. Почему это не помогло?
– Её провели впервые за пять лет. В том числе из-за того, что газон прошили синтетикой перед ЧМ год назад. Скорее всего, молодое поле недостаточно укрепилось, плюс концерты существенно повлияли на его состояние. Всё-таки три концерта – это много.
Реновация – болезненный процесс, газон выращивают с нуля, сеют заново. Чтобы он более менее укрепился нужно шесть-восемь недель. Например в Сочи на стадионе «Фишт» газон прошёл реновацию ещё в декабре и успел набрать кондиции. Поле на «ВТБ Арене» тоже получило необходимое время для адаптации. А у «Спартака» концерт 19 июля прошёл на молодом газоне.
– Сколько стоит реновация?
– Это не слишком затратное мероприятие. Всё зависит от навыков персонала и наличия техники. Если это есть, то затраты сводятся к стоимости материалов (например, песка) и утилизации того, что вычёсывается с поля.
[ По информации «БИЗНЕС Оnline» реновация стоит в районе одного 1 млн рублей, если необходимая техника есть в наличии. Если нет, то не менее двух миллионов. ]
– Почему агроном «Спартака» Алексей Черепанов запланировал реновацию, зная, что впереди три концерта?
– Черепанов провёл реновацию не просто так - она была неизбежна. Его действия не вызывают сомнений. Удивительно, что эту процедуру не сделали год назад, но тогда был чемпионат мира. Сейчас это вынужденная мера. Реновация была нужна, чтобы увеличить срок жизни поля. Как я уже говорил, сама технология гибридного газона требует регулярной реновации. Это как техническое обслуживание автомобиля каждые 10 - 15 тысяч пробега. Времени должно было хватить, но концертная программа, к сожалению, негативно повлияла на ситуацию.
Но Алексей – вдумчивый, аккуратный и очень дотошный в профессиональным смысле человек. По квалификации у меня в нём нет никаких сомнений. Чтобы он допустил ошибку, должно случиться что-то серьёзное. Я в это не верю, потому что я её не вижу. Он всё делал правильно, скорее здесь стечение обстоятельств.
«СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ, ЧТО «СПАРТАК» ПЕРЕЙДЁТ К ЖЕСТКОЙ ЭКОНОМИИ»
– В чём главное отличия газонов и систем на «РЖД Арене» и «Открытие Арене»?
– Они приблизительно на одном уровне. Единственное, возможно, у нас больше опыта. Черепанов пришёл в профессию чуть позже, чем я.
Тут как: или играем в футбол, или проводим концерты. Если и то и другое, то надо тщательно взвесить все «за» и «против». Чтобы общественность потом не обсуждала плохое поле и не осуждала работников стадиона и клуб. Нужно работать с аудиторией, готовить её к возможным проблемам. Объяснять, что стадиону необходимо окупаться и зарабатывать деньги. Это нормальная практика для современного мира, без этого невозможно управлять стадионом. Надо набраться терпения, переждать момент – со временем всё восстановится.
Мы не одни такие, посмотрите на «Уэмбли». Стадион ещё больше перегружен: регби, концерты, что угодно. У них тоже были визуальные проблемы с газоном из-за нецелевого использования. Стадион огромный, аудитория большая – лакомый кусочек для маркетологов. В Европе ситуацию воспринимают нормально: там понимают, что поле будет с изъянами из-за большого количества мероприятий. Эксплуатация стадиона – это огромные деньги, и всё время жить на спонсорские средства не получится. Нужно искать прибыль и иногда жертвовать качеством газона на краткосрочный период.
– По нашей информации, «Спартак» сокращает бюджет в том числе на обслуживание поля. Насколько серьёзную сумму можно при этом сэкономить?
– Основное, что нужно полю, помимо выбора оптимального режима питания, это свет, вода и тепло. Затраты на лампы значительно выше, чем на воду. Сложно поверить, что такой большой клуб как «Спартак» перейдёт на систему жёсткой экономии в обслуживании такого титулованного стадиона как «Открытие Арена».
– Новый директор по эксплуатации стадиона Евгений Мележиков сократил многих сотрудников арены. Он требовал от Черепанова уменьшить штат агрономов, после чего тот уволился.
– Мележиков – опытный специалист, который прошёл хорошую школу. Он долгое время работал в «Локомотиве». Я думаю, он знает, что делает. Скорее всего, ему приходится подстраиваться под стратегию инвесторов. Поэтому, видимо, он ищет возможности экономить на всем, в том числе и на персонале.
– Если бы вам предложили работать в условиях сокращения штата и бюджета на содержание газона, вы бы остались?
– Я бы ушёл, если бы понял, что не в состоянии выполнять требования руководства. Кстати, предположу, что сокращения – это путь к найму управляющей компании по эксплуатации стадиона. Но чтобы понимать ситуацию до конца, нужно быть внутри коллектива.
– Сколько человек нужно для ухода за газоном?
– К чемпионату мира разработали ГОСТ поля наивысшего качества. По нему необходимо четыре-шесть человек. По рекомендациям УЕФА, для проведения матча необходимо десять квалифицированных сотрудников. Это нужно, во-первых, чтобы достойно подготовиться к матчу. Во-вторых, чтобы исправлять проблемы после разминки, в перерыве и после матча. Я получаю от УЕФА десять манишек для технического персонала. Но это не требование, а рекомендация. В штатном режиме на «РЖД Арене» мы задействуем восемь человек.
Чтобы полностью обеспечить подготовку газона к сезону мне нужно шесть-семь сотрудников. Но для подготовки к матчу в холодное время, когда используется укрывной материал, без как минимум восьми человек делать на поле нечего. И то, если все выйдут работать с семи утра. Иначе вы не успеете его убрать и переместить во временное хранилище. К примеру, в «снежном матче» со «Спартаком» нас работало девять человек. Я убирал снег наравне со всеми, не имел права подвести команду и Юрия Палыча.
– Восемь человек плюс руководитель – это много для работы на одном футбольном поле? Поля на базе в Тушино курирует минспорт, а в Тарасовке свой агроном.
– На одно поле в целом достаточно четырёх человек плюс руководитель для решения базовых задач. Но для решения сложных задач придётся привлекать сотрудников смежных подразделений. Дополнительные силы понадобятся для грубой работы: снятие укрывного материала, расчистка территории и тому подобное.
На стадионе «РЖД Арена» не одно поле, а комплекс полей, мы их тоже обслуживаем. Работаем без выходных – матчи, как правило, в субботу и воскресенье. Есть и другие мероприятия. С восьми утра до десяти вечера телефон разрывается от вопросов. Кто-то может быть в отпуске, заболеть, кому-то просто нужно отдохнуть – об этом тоже не стоит забывать. Нужно распределять задания так, чтобы и люди не сломались, и все было на высшем уровне. Этого возможно только при достаточном комплектовании штата.
«ОДИН КОНЦЕРТ НЕ ОКУПИТ НОВЫЙ ГАЗОН»
– Какую зарплату получают агрономы?
– На мой взгляд, их труд не до конца оценен в России. Ни финансово, ни по статусу. Но это не имеет отношения к «Локомотиву». Я говорю о своих коллегах из регионов. Квалифицированный агроном – такой же штучный товар, как топовой игрок сборной России.
[ По данным «БИЗНЕС Online», зарплата рабочего поля от 50 тыс рублей в месяц. Руководитель получает от 100 тыс. Главного агронома на «ВТБ Арена» искали на оклад в 150 тыс. ]
– Сколько стоит газон, который уложен в Черкизове?
– Я не имею права об этом говорить. Но если мы хотим провести параллель, то один концерт не окупит новый газон.
– Сколько вы тратите на эксплуатацию поля?
– Тут всё складывается из нескольких цифр. Затраты на расходные материалы, обслуживающий персонал, импортозамещение по определенным позициям. Не все товары есть на территории РФ.
– Самый тяжёлый случай с газоном из вашей практики?
– Подготовка поля в минус 22 градуса. На следующий день был матч с «Ниццей» в Лиге Европы при минус 15. В феврале нам пришлось открыть молодое распаренное поле в тяжелых погодных условиях. Оно получило мгновенное обморожение. Нужно было стричь газон, делать разметку и другие вещи при серьезной отрицательной температуре. Не говоря уже о том, чтобы подготовить его для предматчевых тренировок.
В таких условиях это как лотерея – не знаешь, какой билет вытянешь. Прогнозируют одну температуру, а по факту совсем другая. Москва большой город: в одном районе идёт снег или ливень, в другом светит солнце. Бывает сложно спланировать свои действия на следующий день исходя из прогноза погоды.
Был ещё «снежный матч» со «Спартаком» два года назад. Следующие девять дней после игры с «Ниццей» прошли при температуре ниже 15 градусов. На защитном материале лежало пять-семь сантиметров снега. Представляете сколько снега на гектаре земли? Мы справились, хотя задача была тяжелая. Наверное, это самый сложный год за всю карьеру.
– В каком состоянии газон «Локомотива» прямо сейчас?
– Перед игрой с «Уралом» комментатор «Матч ТВ» Тимур Журавель, недавно побывавший на «Эмирейтс», сказал, что наш газон смотрится даже поинтереснее. Очень приятно это слышать. Юрий Палыч высоко оценил нашу работу. Что характерно, соперник тоже хорошо отозвался. Плюс «Локомотив» победил. Всё в сумме говорит о том, что мы на правильном пути и мои слова о количестве агрономов в команде подкреплены результатом. Я член комиссии РПЛ по допуску полей, за год объезжаю все стадионы России. Знаю как работают люди, какой это труд и насколько он недооценен.