erid:
«Ак Барс» встретился со своими казахстанскими болельщиками.
Казанский «Ак Барс» в перерыве между матчами Кубка президента Казахстана встретился со своими местными болельщиками. Кто и почему болеет в Казахстане за казанскую команду, что спрашивали у игроков и кому какие достались подарки – в репортаже «БИЗНЕС Online» из Нур-Султана.
ТКАЧЁВ ПОПУЛЯРЕН, КАК ЗАРИПОВ
Фан-клуб и полномочное представительство Татарстана в Казахстане сначала хотели провести встречу в парке между Байтереком и Ханшатыром. Байтерек – почти стометровая башня, которую местные называют чупа-чупсом. Это символ столицы Казахстана. Ханшатыр – ещё одна циклопическая постройка – самый большой в мире шатёр. Это торговый центр, про него даже сняли фильм в серии «Суперсооружения» на канале National Geographic. Сам парк это огромное, как степь, пространство, где могли бы потеряться болельщики и хоккеисты. Поэтому в итоге решили собраться в ресторане на последнем этаже отеля, в котором остановилась команда.
На встречу пришли несколько десятков болельщиков, которых усадили напротив команды. С одной стороны зала была внушительная барная стойка, с другой – лестница на второй этаж ресторана, зато обстановка становилась камерной и уютной.
Пообщаться с командой пришли мужчины, женщины, молодые парни, девушки и целые семьи. Некоторые были в игровых свитерах, подаренных игроками. Ильяс, паренёк школьного возраста, был в джерси Евгения Константинова. Помните такого вратаря?
Руководитель фан-движения в Алма-Ате Ринат Сайфуллин, чтобы приехать на встречу, взял отпуск. Сам он был в майке Алексея Морозова, покрытой автографами, а его маленький сынишка, названный в честь Даниса Зарипова, в свитере своего кумира. В майке Зарипова пришёл ещё один мальчишка – Рафаэль.
Кроме Зарипова от клуба на встречу пришли генеральный менеджер Рафик Якубов, главный тренер Дмитрий Квартальнов, игроки Артём Лукоянов, Эмиль Гарипов, Джастин Азеведо и Альберт Яруллин.
Когда ведущий представлял всех поимённо, самые громкие аплодисменты достались Зарипову и Ткачёву, а Лукоянов получил самый громкий выкрик от персонального фаната. Конкуренция за звание самого популярного игрока растёт. Ткачёв показывает хорошую игру на турнире, да и девушки из местной команды «Томирис», которые тренируются на «Барыс Арене», называют его самым красивым игроком «Ак Барса».
ЩИТ ДЛЯ ГАРИПОВА
Каждый раз, когда «Ак Барс» приезжает в Казахстан, для местного фан-клуба это как Новый год, потому что матч в Нур-Султане только раз в году. Так они говорят. Фанаты всегда пытаются как-то отблагодарить команду вне зависимости от результата игры. Стоят и машут флагами всю игру. Болельщики «Барыса» говорят, что фан-сектор казанцев самый большой из тех, что приезжает сюда. И очень удивляются, когда узнают, что люди не приезжие, а местные.
Каждый раз болельщики дарят хоккеистам огромные мешки конфет. После матчей они всегда стоят возле автобуса команды. Иногда по часу, иногда в 30-градусный мороз. И в первый раз за столько лет встреча с игроками прошла так цивилизованно, чему все были рады.
Дмитрию Квартальнову подарили камчу – плеть для управления лошадьми. Эта камча гораздо длиннее, чем та, что подарили Зинэтуле Билялетдинову в сезоне 2016/17, со здоровым хлыстом. В тот раз сработало, «Ак Барс» взял Кубок Гагарина. Правда, через сезон.
Данису Зарипову подарили чапан, специальный парадный кафтан, а вратарю Эмилю Гарипову вручили калкан – круглый щит.
Вообще болельщики в Казахстане ни разу не отпускали команду без подарков. Дарили на дни рождения хоккеистов торты и казахские тапочки с носами, загнутыми вверх. Дарили ракету – один из болельщиков работает на Байконуре, заправляет ракеты. В прошлом сезоне ещё передавали сухари Александру Шарыченкову.
После подарков ведущий предложил поспрашивать хоккеистов на любые темы. И все как-то неожиданно притихли. Есть вопросы – повторили ещё раз? И, как в школьном классе на сложной теме, к которой никто не готов, повисла неудобная пауза. Молодой парень поднял руку с самого заднего ряда. Первый вопрос про разгром от «Барыса» – 1:6. Лукоянов предположил, что вопрос задаёт журналист «БИЗНЕС Online». Но нет.
Квартальнов взял удар на себя. «Джентльмены удачи» смотрел? Что делать будем? – там говорят (отсылка к фразе «Доцент, а Доцент, ну что делать-то будем?»). Ищем, искать будем».
Рафаэль в майке Зарипова, нервничая, заламывал пальцы в ладони. Паренёк записал вопрос себе в телефоне, чтобы не забыть. Он спросил об отличии тренировок Билялетдинова и Квартальнова.
Когда все посмеялись, перекидывая друг другу вопрос, как горячую картошку, выбор ответственного пал на Даниса Зарипова. Во-первых, потому что самый опытный, во-вторых, потому что майка у пацана была с его фамилией.
Данис грамотно начал с ответа вопросом на вопрос, сколько было тренеров у мальчугана? Один, и его тренировки ему, конечно, нравились. А затем Данис философски продолжил, что у него тренеров за карьеру было очень много, и каждый тренировал по-своему. «Теперь вот занимаюсь у Квартальнова, и…». «Молодеешь», – с улыбкой сказал Гарипов. Все посмеялись.
Вопрос к Яруллину и Ткачеву – сколько раз смотрели «Рокки» и какой у вас любимый фильм? Болельщики вспомнили стёб Яруллина над Ткачёвым на финском сборе, когда тот в раздевалке цитировал тренера боксёра Рокки после того, как Ткачёв признался, что ему тяжело. Затем уже Ткачёв отвечал: «Не важно как бьёшь, важно, как держишь удар».
Ткачёв начал издалека, что нет времени смотреть фильмы и читать книги – самолёты, сборы, перелёты...
– Ты «Рокки»-то смотрел? – прямо спросил Квартальнов.
– Нет, не смотрел, – быстро ответил Ткачёв.
Зато Владимир рассказал, что читает биографию Рафаэля Надаля, а из классики он прочёл «Норвежский лес». Не судите строго.
Самый главный вопрос от Талгата – про хоккей. Раньше, при Билялетдинове, он был оборонительный, насколько открытым будет теперь?
Квартальнов пошутил: «Ну, хлыст же дали. Мы учтём ваше пожелание».
«АК БАРСУ» НЕ ХВАТАЕТ УФИМСКОЙ ЗАДОРИНКИ»
Довольно быстро наступила неформальная часть общения. Люди брали автографы, фотографировались, что-то спрашивали. Зарипов надел чапан с головным убором и приковал к себе всё внимание. В тапках-сандалиях с жёлтыми стельками в масть подкладу кафтана, он производил впечатление. Неподалёку Квартальнов рассказывал про вратарей пареньку «Константинову».
«Шайбы ловить нравится? Да? Ну смотри, дальше они как кирпичи будут летать», – предупреждал тренер. Потом он во всех подробностях разъяснял трансферные вопросы парню постарше, рассказывая, какие факторы могут повлиять на выбор игрока.
«Данис, Данис, Данис, можно фотку с вами? С детства мечтаю, – догнал Зарипова на пути к лифту ещё юный болельщик. – «Спасибо большое, Данис!». Его не отпускали дольше всех.
Потом, когда команда уже ушла, потому что надо было ехать на тренировку в ледовый дворец, болельщики объясняли, почему спросили то или это, что хотели на самом деле узнать.
«Я хочу, чтобы «Ак Барс» немного открылся, не хватает им уфимской задоринки», – улыбаясь, сказал Талгат. Озвучивать прямо так он не стал, чтобы избежать политического момента.
Зато у Зарипова узнали, сколько на самом деле он сделал попыток, чтобы выполнить #BottleCapChallenge. Он признался, что семь. Пресс-служба «Ак Барса» заявляла две – одной открыл, второй закрыл.
Многие отмечали, что Ткачёв начал играть лучше. Один болельщик сказал ему, что у того прямо глаза открылись, фигурально выражаясь.
КАК ДВЕ ДЕВОЧКИ-КАМИКАДЗЕ СОЗДАЛИ ФАН-КЛУБ В АСТАНЕ
Лишь некоторые из болельщиков «Ак Барса» в Казахстане переехали из Татарстана. Большинство родились или живут в Казахстане с самого детства, но в Татарстане их корни.
Самому молодому болельщику, который пришёл на встречу, два месяца. Это дочь Ольги Ульдановой – заместителя полномочного представителя Татарстана в республике. Она одна из создательниц фан-клуба «Ак Барса» в Казахстане. Благодаря этому Ольга встретила мужа, стала работать в полпредстве, а теперь активно продвигает клуб, как сама шутит, пользуясь служебным положением. Ольга с трёх лет живёт в Казахстане, увидела игру «Ак Барса» по ТНВ, который тут транслируют, и заболела хоккеем.
Когда «Ак Барс» первый раз приезжал тогда ещё в Астану, она стала искать, с кем пойти на хоккей. Нашла подругу Индиру Низамутдинову. Они начали ходить на хоккей вдвоём, разрисовывали себя, делали бумажные татарстанские флажки. И всегда садились рядом с фан-сектором «Барыса». Их называли девочки-камикадзе, потому что, как только переставал кричать местный фан-клуб, две девчонки звонкими голосами начинали кричать «Ак Барс»!».
Так они ходили по стадиону и искали болельщиков «Ак Барса», начав создавать фан-клуб. Параллельно развивался фан-клуб в Алма-Ате. Большой фан-сектор образовался, когда все маленькие группы, поддерживающие команду, приехали на игру в Астану. Оказалось, что в Казахстане многие любят «Ак Барс».
Потом проходил первый съезд болельщиков «Ак Барса» в Казани. Клуб оплатил дорогу и устроил трёхдневный тур. Тогда Ольга договорилась впервые поставить атрибутику «Ак Барса» в Казахстан. Два года клуб посылал огромные коробки, а девушка встречала их на почте. Таким получелночным способом казанский клуб зашёл на местный рынок. Фанаты, наконец, оделись в атрибутику любимого клуба, который не отправляет покупки из интернет-магазина в Казахстан.
Почему болеют за «Ак Барс», а не за местную команду? Отвечают, что когда начинали болеть за «Ак Барс», «Барыса» ещё в принципе не было. Рината на одном матче этим вопросом донимал один аксакал. Тот спросил у него: «Дед, ты ведь уже старый, у тебя жена, наверное, тоже старая. Ты ведь не бросишь её, не уйдёшь к молодой?» Так многие объясняют свою любовь к казанскому клубу. «Ну, и как бы татары – кровь играет, просит поддерживать своих», – смеётся Ольга.