erid:
Секреты «Севильи».
The New York Times узнал, как проводит трансферы испанская «Севилья» – клуб, который раскрыл Серхио Рамоса, Дани Алвеса, Ивана Ракитича, а с 2007 года пять раз выиграл Лигу Европы.
В 2000 году «Севилья» находилась в трудном финансовом положении и раздумывала над тем, чтобы продать собственный стадион для покрытия долгов. К счастью, на такой радикальный шаг новый президент Хосе Кастро не пошёл. Ситуация наладилась, и бюджет клуба вырос с 18 млн евро до 212 млн.
Большую роль в этом сыграла способность «Севильи» дёшево покупать игроков и дорого продавать. Трансферный департамент клуба возглавляет спортивный директор Мончи. Он работает в клубе уже 18-й год – в этом веке он уходил из «Севильи» только на два года в «Рому» – и сейчас для него наступила самая жаркая пора. Нужно оформлять сделки.
СДЕЛКИ ЧЕРЕЗ ВОТСАП
Мончи выделил журналисту The New York Times 30 минут в районе восьми вечера. Для разговора он пожертвовал ужином – одна встреча только что завершилась, а другая скоро начиналась. Прямо во время интервью он завершил трансфер колумбийского нападающего Луиса Мурьеля в итальянскую «Аталанту».
Главное средство связи для Мончи – вотсап. Любая сделка с его участием начинается с этого мессенеджера. Летом ему поступает такое количество сообщений, что он не в состоянии ответить на все. Пока он пишет одно сообщение, ему приходят десять новых. И, как он признался, ему очень неловко, что он не может ответить всем.
Мончи вспомнил, как недавно виделся с одним из представителей совета директоров «Севильи». Оба пожаловались: летом у них такие нагрузки, что приходится игнорировать вообще всё не касающееся работы. Собеседник Мончи сказал важную для него фразу: «Трансферное окно – хорошее время, чтобы потерять друзей».
На такие жертвы в «Севилье» шли не всегда. В 2005 году Мончи поступил звонок из «Реала» и сообщили, что Мадрид решил выкупить молодого Серхио Рамоса, воспользовавшись опцией в его контракте. В «Севилье» даже допустить не могли, что останутся без Рамоса, и совсем никого не рассматривали на позицию центрального защитника. Несколько минут до закрытия трансферного окна – а у клуба нет ни одного кандидата на замену.
В экстренном порядке Мончи стал обзванивать знакомых. Один из них посоветовал обратить внимание на серба Ивицу Драгутиновича, выступавшего в бельгийском «Стандарте». Это уже потом Ивица стал одним из самых видных игроков «Севильи» и помог клубу выиграть шесть титулов за семь лет. А тогда Мончи понятия не имел, кто он. «Я знал только то, что он белый», – сказал менеджер.
Клуб встал перед выбором – либо дальше полагаться на авось, либо наладить системную работу. «Мы могли бы и дальше звонить этому человеку каждый раз, когда нам нужен новый игрок, – объясняет Мончи, – или же мы могли начать просматривать игроков на всех позициях, чтобы не допускать такого».
ТРИ ЧЕМПИОНАТА НА ПРОСМОТР
Если работа спортивного директора началась, то у скаутов всё закончилось.
Всего в «Севилье» их десять. В начале сезоне им дают три цели. Нужно, во-первых, максимально внимательно отслеживать топ-чемпионат (Франция, Италия, Бразилия, Германия и другие), во-вторых, чуть менее активно, но следить за чемпионатом второго порядка (Польша, Колумбия), в-третьих, быть в курсе футбольных событий какой-нибудь маленькой страны (Перу, Боливия). Там достаточно просто смотреть матчи сборной.
Последний пункт не менее важен, чем первые два. В 2003 году «Севилья» единственная среди европейских клубов отправила скаута на чемпионат Южной Америки до 20-ти лет. Там он подметил 18-летнего бразильца Дани Алвеса, никому ещё неизвестного. В скором времени клуб подписал его, а дальше Дани продолжил карьеру в «Барселоне», «Ювентусе» и «ПСЖ».
Поначалу скауты «Севильи» смотрят матчи дистанционно. Когда появляется шорт-лист игроков, они отправляются на места и смотрят на своих фаворитов вживую. По итогам поездок составляется отчёт, где футболисту выставляют оценку от А до D. Те, кто получают А или В (пятёрку или четвёрку), получают в дополнение детальный видеоанализ.
В октябре скауты собираются в офисе. Каждый составляет символические составы (другими словами, список игроков по каждой позиции), и на встрече их пытаются подстроить под реалии. В прошлом сезоне скаут, отвечавший за Португалию, предложил Жуана Феликса из «Бенфики». На собрании этот вариант не приняли – стало понятно, что за футболистом открыли охоту более богатые клубы, с кем «Севилье» не соперничать по деньгам.
12 НОВИЧКОВ ЗА 100 МЛН ЕВРО
В марте скауты составляют базу данных, где порядка 200 отобранных скаутами игроков – с оценками, характеристиками, видео и прочим. Затем Мончи только и занимается тем, что удаляет из этой базы фамилии. Кто-то слишком дорогой, кто-то с плохим характером, с кем-то слишком трудно будет вести переговоры.
Окончательный список – восемь - десять игроков на каждой позиции – появляется в апреле или мае. Уже после Мончи берётся за телефон и даёт старт переговорам.
Этим летом перед Мончи стояла задача по перестройке «Севильи». Первый вопрос был по главному тренеру. Он подготовил список из 25 фамилий и в итоге выбрал Хуана Лопетеги, в прошлом тренера «Реала» и сборной Испании. Мнение нового специалиста учитывается при селекции. «Если Лопетеги говорит, что хочет жёсткого защитника, я смотрю на свой список из десяти игроков и подбираю, скажем, шесть из них с такой характеристикой», – сказал Мончи.
The business of soccer is increasingly done on the phone. Few do it better than Monchi, and Sevilla. https://t.co/JYlLj2s5e4
— NYT Sports (@NYTSports) August 2, 2019
Только после назначения Лопетеги началась работа по игрокам. «Севилья» подписала 12 футболистов, заплатив почти 100 млн евро комиссионных. Не всё прошло гладко – некоторые клубы не хотели расставаться с интересовавшими «Севилью» игроками, приходилось применять рычаги давления.
«Слово «Севилья» открывает много дверей, – признаётся технический секретарь клуба Эмилио де Диос. – Когда ты показываешь им нашу систему, в которой 25 положительных отзывов на игрока, каждый с оценкой А, они понимают, что мы не шутим». Поэтому в некоторых случаях «Севилья» настраивала самих игроков просить ускорить переход.
Мончи считает секретом успеха клуба не скаутов, не рекрутинг и не свою работу. Самое важное – обстановка, в которую попадают игроки. Именно она, по его мнению, заставляет выкладываться на полную. «Были ли в истории игроки, которые критиковали клуб после ухода? Нет. Спросите Ракитича, Драгутиновича и Дэниэля и всех остальных, считают ли они себя севильцами. Они ответят: «Да».