erid:
Ударная доза ностальгии.
Когда-то на спортивном телевидении было странное время: вы не могли посмотреть российский хоккей в хорошем качестве, зато могли во всех деталях воссоздать «Монреаль» 70-х и «Эдмонтон» 80-х благодаря «7ТВ».
«Национальная хоккейная лига предлагает вам совершить очередной экскурс в историю», – начинался каждый выпуск «Классики НХЛ».
В то время «семёрка» входила в один холдинг с «Муз ТВ» и находилась под руководством менеджеров с музыкального канала. Денег было немного, но достаточно, чтобы полностью не отказываться от спортивного вещания. Просто спорт был не таким, каким привыкли видеть в других местах – появились трансляции Супербоула, культовая NBA Live! (писали о ней здесь) и, собственно, ретро-НХЛ.
«У «7ТВ» было соглашение с одним американским агентом, который занимался всеми этими вещами, – рассказал «БИЗНЕС Online» Владимир Дехтярёв, который комментировал «Классику НХЛ». – И он предложил нам за какие-то маленькие по тем временам деньги эти ретро-матчи».
Канал получил 150 трансляций Hockey Night in Canada (бренд, под которым НХЛ продвигает хоккей в воскресенье). Туда входили как очень старинные игры, первые из показанных на телевидении, так и относительно недавние финалы 80-х и 90-х. Каждая из них длилась два часа и уделять столько эфирного времени ретро-хоккею у «семёрки» возможности не было. Поэтому каждый матч сжимался до 52 минут: четыре блока по 13 минут; в первом – общий материал, не всегда связанный конкретно с матчем, в остальных – три периода.
«Обзор, нескромно будет сказано, моя идея», – отметил Сергей Яковенко, один из немногих, кто работал на «7ТВ» с тех времён, когда у него ещё была лицензия детского канала, до того момента, когда близилось слияние с «Диснеем». НХЛ на канале пережила несколько эпох, вспоминает он. С 2002-го по 2004-й «семёрка» показывала трансляции ключевых матчей сезона, плюс один обзор лучших моментов в неделю. Затем было два года «Диалогов о рыбалке» (культовой передачей затыкали эфир), и где-то в 2007-2008 годах началось ретро-НХЛ.
Программа выходила каждые выходные и в общей сложности продлилась год – за такое время показали все предоставленные игры.
По мнению Яковенко, передача, несмотря на очень узкую направленность, была популярна в хоккейных кругах: «Я знаю, что её смотрели. Причём не только обычные люди, но и сами хоккеисты».
Это подтверждает и Дехтярёв. «Обсуждали выпуски с Алексеем Жамновым, Александром Могильным, многими другими российскими хоккеистами, выступавшими в НХЛ. Некоторые даже просили перекачать матчи».
Почему людям было интересно смотреть за НХЛ прошлого, зачастую с чёрно-белой и шипящей картинкой?
Объясняет Сергей Лозовский, который также комментировал ретро-матчи: «Болельщик видит современный хоккей, а из чего он пошёл? Вот из этого. Мы видим матч 60-х, а затем 70-х – какая огромная разница в уровне игры! Почему она возникла? Для человека, который не любит хоккей в общем и НХЛ в частности, здесь, конечно, ничего интересного. Его не убедишь смотреть хоккей таким образом. Но для человека, который этим интересуется, здесь очень много информации и видеоряда».
История – ключевой элемент в формировании любви к спорту, считает комментатор. «Ты же должен понимать, откуда ноги растут. Канадские мальчишки, которые начинают играть в хоккей раньше, чем учатся ходить, живут в Торонто, болеют за «Мэйпл Лифс», а как выигрывал «Торонто» – не знают. Это помнит только дед. И дед им рассказывает про прошлые победы, все слушают, открыв рот. С этого начинается любовь к клубу».
Чтобы улучшить своё понимание истории НХЛ, команда «7ТВ» ночами напролёт искала дополнительную информацию о матчах. «Наверно, в этой передаче была интересна не столько игра, сколько то, что происходило вокруг, – считает Дехтярёв. – Нам хотелось собрать как можно больше фактов. Я нарыл огромное количество материала, иногда мы сидели ночами».
Однажды Владимир комментировал игру «Торонто» 1964 года. Нападающий Боб Невин получил перелом ноги, и его унесли со льда на носилках. Если бы не дополнительная подготовка, комментатор не смог бы рассказать, что Невин всё равно участвовал в следующем матче – ему усиленно забинтовали ногу, чтобы она была зафиксирована в коньке.
Лозовский согласен с подходом, что окружение матча даже интереснее самого матча. Но нужно не переходить за грань. «Гонять шайбу в историческом матче не самое главное, но совсем абстрагироваться от площадки нельзя, – говорит комментатор. – Я не должен рассказывать про тёщу Пола Коффи, а потом говорить: «А, ну видите гол забили». Нужно быть и на льду, и в голове у зрителя. Какая связка у Уэйна Гретцки и Яри Курри? Я вам рассказал, вот смотрите. Какие у «Эдмонтона» тройки? Если Курри выходит, то обязательно под Гретцки. Почему? С Мессье в центре ставили одних, а с Гретцки других. Опять же, почему? В основном старался делать упор на это».
Больше всего ностальгии из команд, которые попали в ретро-трансляции «7ТВ», у комментатора вызывают «Монреаль» конца 70-х (четыре Кубка Стэнли подряд с 1975-го по 1979-й), а также «Айлендерс» и «Эдмонтон» начала 80-х.
«Такого доминирования, как у «Монреаля», в этом спорте ещё не было, – поясняет Сергей. – А что касается «Айлендерс» и «Эдмонтона», это фактически новые команды. Ранее «Айлендерс» ни на что не претендовал, «Эдмонтон» пришёл из вообще другой лиги с 20-летними пацанами. Мессье, Андерсон, Курри и, конечно же, Гретцки. Тогда ещё никто не знал, что он будет лучшим из лучших. Даже такому великому хоккеисту понадобилось пять лет, чтобы выиграть Кубок Стэнли».
У Дехтярёва, спустя столько лет, осталась в памяти сама механика показа. Даже тогда она опережала время. «Когда я увидел, как у них показывали хоккей в 59-м году, подумал, что у нас так показывали только в 80-х. Как оказалось, первая графика – строка с номерами игроков – у них появилась ещё в 64-м году! Через некоторое время пошла реклама пива, моторного масла и прочего. В 70-х годах они стали использовать табло не только для того, чтобы показывать счёт. Там появлялись хлопающие ладоши, и всё в таком роде. Очень интересно!»
Главное наследие ретро-обзоров – программа наглядно показала, как серьёзно относятся к своей истории в НХЛ.
«У НХЛ целый архив, – отметил Яковенко. – Они так сильно распространяли свой продукт, что, возможно, даже до сих пор не в курсе, что у нас выходили такие исторические дела».
В России же обратная ситуация. «Архивов у нас очень-очень мало, – говорит Дехтярёв. – Может, сейчас этим занимается КХЛ – видел пару исторических плёнок с Тарасовым, но в основном всё у любителей. Большая коллекция у Евгения Кузнецова, который раньше работал на Первом. У меня остались все 150 матчей, которые показывали на «7ТВ». Буквально несколько человек этим занимаются».
«Попробуйте найти хоть три советских матча до 1990 года, – предлагает Лозовский. – Всё стиралось. Это большой показатель отношения к истории в СССР и Канаде. Сколько про суперсерию жужжат наши журналисты? А где матчи взять, чтобы посмотреть? Только в Канаде вы возьмёте их целиком. А у нас? Их стёрли. Взяли плёнку и стёрли. Советские «Динамо», «Спартак», ЦСКА – почему бы не сохранить записи матчей? – продолжает комментатор. – Ладно ещё это. Вспомним Олимпийские игры. Бьём себя в грудь и говорим, что мы десятикратные олимпийские чемпионы. Покажите! Где все финалы?».
Ответ – их нет. Подтверждает это и то, что в своё время в «7ТВ» обращался президент ФХР Владислав Третьяк с просьбой передать ему записи восьми матчей Суперсерии 1972 года, которые достались каналу в комплекте с «Классикой НХЛ». Запись велась канадцами.