erid:
Самый запутанный трансфер межсезонья.
Нападающий Алексей Сутормин неделю назад неожиданно перешёл в «Рубин», несмотря на интерес со стороны «Зенита». Игрок признался, что счастлив в Казани, а в петербургском клубе, как тогда казалось, смирились с неудачей. Оказалось, что нет. По информации «БИЗНЕС Online», Сутормин всё-таки отправится в «Зенит».
ВЫХОДКА «РУБИНА» ВЗБЕСИЛА БОССОВ «ГАЗПРОМА»
Переход Сутормина в «Рубин» изначально вызывал удивление. Не укладывалось в голове, почему игрок выбрал переживающий кризис казанский клуб, несмотря на предложение от чемпиона России, личную заинтересованность главного тренера Сергея Семака и перспективу сыграть в Лиге чемпионов.
По нашим данным, изначально Сутормин хотел в «Зенит», но понимал, что не будет там основным игроком. Это похоже на ситуацию с защитником «Рубина» Егором Сорокиным, который был готов сидеть в «Зените», но только с большим окладом, на что в Питере пойти были не готовы. Сутормин тоже настаивал на большом контракте и просил более 500 тыс евро в год. «Зенит» сомневался и не шёл на условия игрока, а когда появился вариант с «Рубином», питерцы просто не допускали, что у них могут увести игрока, предложив ему лучшие условия. «Рубин» дал Сутормину оклад в 500 тыс, плюс бонусы за сыгранные матчи: игрок в Казани за полный сезон мог получить до 700 - 800 тыс евро.
Но даже если финансовое предложение устраивало самого игрока, нужно было решить всё на уровне клубов. Пока в «Зените» ожидали, что трансфер Сутормина согласуют боссы «Газпрома» – спонсоры двух клубов – «Рубин» сыграл на опережение. Генеральный директор клуба Рустем Сайманов в хороших отношениях с Эдуардом Сафоновым (спортивный директор «Рубина» с 2003 по 2005 годы), который в «Оренбурге» последние два года занимал официальную должность селекционера. На официальном сайте РПЛ он официально отзаявлен из административного состава «Оренбурга» 2 июня.
По нашим данным, именно Сафонов провёл трансфер со стороны «Оренбурга», а позже покинул клуб. Экс-сотрудник «Оренбурга» присутствовал на последних домашних матчах «Рубина» в прошлом сезоне, а также на всех контрольных играх в Казани на летних сборах. Судя по всему, Сафонов и подготовил все бумаги по трансферу игрока в Казань.
«Оренбург» нигде не объявлял об уходе Сутормина и Силвие Бегича из клуба, хотя традиционно делал это в социальных сетях и на своем сайте. «Рубин» получил трансферные листы, но не трудовые книжки. Кроме того, «Оренбург» не отзаявил футболистов, а раздел на своем сайте с профилями футболистов просто закрыл. Как сообщили нашему изданию, всё это прямое распоряжение генерального директора клуба Игоря Дягтерева. Уже в день объявления о трансфере футболистов в «Рубин» 29 июня сторона «Оренбурга» ничего не подтверждала, а в Казани появились первые опасения.
На просьбу «Рубина» прислать в Казань трудовые новичков руководство «Оренбурга» ответило отказом и сообщило, что все документы по трансферам Сутормина и Бегича были подписаны сотрудником, не имевшим права подписи. Хорватский защитник, по нашим данным, вообще вёл переговоры с «Локомотивом» и был нацелен на переход в московский клуб, но в итоге оказался в Казани. Он останется в «Рубине» – руководители РЖД не так вовлечены в процессы «Локомотива», как «Газпром».
То, что «Рубин» вклинился в сделку по Сутормину и оформил трансфер, взбесило боссов «Газпрома». Семак был очень заинтересован в игроке и после того, как Сутормин оказался в «Рубине», высказал своё недовольство акционерам клуба – в частности, Алексею Миллеру. Ситуация с трансфером нападающего решалась на самом высоком уровне при содействии председателя правления ПАО «Газпром» и президента РТ Рустама Минниханова.
ЧТО ГРОЗИТ «РУБИНУ»?
Формально «Рубин» ничего не нарушил и не заставлял Сутормина подписывать контракт, а просто провернул качественный трансфер: обойти «Зенит» в такой конкуренции – сильно. Футболиста устроили условия соглашения, его подкупила настойчивость казанцев и возможность быть лидером команды, что ему не светит в «Зените». Сутормин уже искал жилье в Казани и ожидал приезда своей семьи. Но его карьера в «Рубине» оказалась совсем короткой: всего один неполный товарищеский матч.
Вчера Сутормин должен был выйти в старте в контрольном матче против «Тамбова», но его экстренно убрали из заявки. Футболист отправился на трибуну, откуда посмотрел всю игру. Видимо, в «Рубине» решили не злить руководство «Газпрома» и не выпускать на поле игрока, который теперь готовится к переходу в «Зенит».
Его трансфер в «Зенит», скорее всего, будет оформлен из «Оренбурга», откуда формально игрок ещё не уволен. «Рубин» составил контракт с Суторминым, но так и не зарегистрировал его, поэтому никаких выплат со стороны казанцев не последовало: сумма компенсации составляла около 2 млн евро несколькими траншами. Разумеется, никаких агентских бонусов в размере 1 млн евро без действующего контракта тоже быть не должно. Потому у «Зенита» остаётся возможность подписать игрока именно этим летом. Как именно это будет выглядеть – менеджеры всех трех клубов обсуждают варианты. Возможно, «Зенит» арендует игрока у «Рубина» с правом выкупа и выкупит его зимой, либо подпишет сразу из «Оренбурга», аннулируя трансфер в Казань. По нашим данным, питерский клуб всё-таки повторит игроку те финансовые условия, которые ему дали в «Рубине».
Что до казанского клуба, то вчера Сутормину нашли замену: «Рубин» арендовал у «Динамо» Евгения Маркова – форварда, которого последние два года казанцы рассматривали на замену Максиму Канунникову и Сердару Азмуну, а теперь подписали, когда ничего не выгорело с Суторминым. Вдобавок, кто-то из игроков «Зенита» может отправиться в Казань. По данным «Спорт-экспресса», казанцы могут получить полузащитника Роберта Мака. «БИЗНЕС Online» выяснил, что также в «Рубине» изучали возможность аренды нападающего Луки Джорджевича, который не проходит в основной состав питерцев. Сам форвард хочет играть в тульском «Арсенале», где выступал в прошлом сезоне, но, как показывает практика, за игрока всё могут решить руководители клубов.
«ЗЕНИТ» СОЗДАЕТ ПРЕЦЕДЕНТ
«Зенит», который пытается подписать футболиста, только недавно сменившего клуб, укрепляет имидж гегемона лиги. Даже Александр Кокорин после перехода из «Динамо» в «Анжи» летом 2013-го побыл в Махачакале больше месяца до своего возвращения обратно в Москву. Сутормин перейдет в «Зенит» уже на следующей неделе, даже не успев заселиться в новую квартиру в Казани.
Питерцы захотели игрока, который уже ушёл в другой клуб, и получили его. Хотя нельзя утверждать, что это особенность именно «Зенита», прогибающего под себя рынок и клубы. Если бы речь шла о любом другом клубе, кроме «Оренбурга» и «Сочи», то трансфер «Рубина» бы наверняка остался в силе. Казанцы подписали Сутормина отчасти в обход руководства «Оренбурга» и его спонсоров, воспользовавшись связями, схитрили, поэтому жаловаться в целом не на что. Кажется, в «Рубине» это понимают, ведь вставать в позу и противиться воле «Газпрома» в Казани никто не намерен.
В данной ситуации больше всего жаль не агентов, лишившихся солидных бонусов, и не «Рубин» с «Оренбургом», которым теперь как-то придётся выкручиваться и делать вид, будто никакой сделки между ними не было, а самого Сутормина. Один из лучших российских игроков прошлого сезона оказался в ситуации, когда то вынужден публично рассуждать о переходе в «Зенит», то вдруг рассказывать, что счастлив оказаться в «Рубине», а теперь за него уже решили, что он переезжает в Питер. Первое интервью игрока в «Зените» определенно будет неловким.
Вся эта путаница с Суторминым и его новым клубом – не про ощутимое влияние «Зенита» или авантюрный «Рубин», который пошёл против могущественной корпорации, а про не самых самостоятельных и зрелых российских игроков. Они слишком ведомы агентами, менеджерами и по-прежнему остаются товаром, а не брендом, как футболисты в Европе.