erid:
Он вернулся в «Зенит-Казань» и сборную России.
31-летний диагональный Денис Земчёнок в минувшем клубном сезоне стал лучшим бомбардиром «Белогорья» и помог команде завоевать Кубок вызова, став MVP финала еврокубка. Успехи игрока не остались незамеченными – пять лет спустя он снова выступает за сборную России.
В интервью «БИЗНЕС Online» волейболист рассказал о «химии», которая создаётся в национальной команде, возвращении в казанский «Зенит» и изменениях, которые бы помогли волейболу стать интереснее.
– Денис, в твиттере вы хвастались, что набрали 100 из 100 баллов в тесте по географии мира. Вашей детской игрушкой был глобус?
– Ха! Почти угадали. В родительском доме прямо на кухне висела карта мира, поэтому как минимум три раза в день я ее разглядывал. Хорошо отложилось в памяти расположение стран и их контуры – в тесте требовалось именно это. География мне вообще интересна – очень люблю путешествия.
– Самое крутое место, где побывали?
– Очень понравилось на Бали. Были там с семьей и получили массу ярких впечатлений. Столько улыбок я нигде не видел. Местные жители очень позитивные, мне импонирует такой взгляд на жизнь.
– Куда мечтаете съездить?
– В Японию. Мне кажется, там настолько обособленная культура, что можно слетать даже не в другую страну, а на другую планету. Было бы интересно погрузиться в эту культуру вместе с женой и дочкой.
– Куда вы должны были отправиться в отпуск этим летом?
– Планировали на море в Хорватию, но судьба распорядилась иначе – девочки поедут без меня. Я остался без отпуска, но выступление за сборную России это компенсирует. Каждый день в сборной – как праздник. Внутренняя атмосфера в команде благоприятная, работать комфортно. Получаю удовольствие от нахождения в сборной.
«САММЕЛВУО ДАЁТ СВОБОДУ ИГРОКАМ»
– Туомас Саммелвуо говорил в интервью, что «хорошие результаты придут только если в команде есть хорошая «химия». Как она создаётся?
– В первую, очередь через отношение тренера. Он даёт игрокам определенную свободу в плане дисциплины, которая основана исключительно на доверии, на ответственности каждого перед коллективом. На мой взгляд, это очень правильно, по-взрослому. Работа строится не через страх наказания, а на взаимоуважении. Каждый должен сам себя мотивировать, не дожидаясь «кнута», и понимать что для командного успеха нужна максимальная самоотдача. Это определенное саморегулирование. Безусловно, чтобы такая программа работала, нужно чтобы каждый игрок проникся этой идеей. Если кто-то будет принимать свободу за возможность недобросовестно работать, то всё разрушится. Мы должны быть единым целым и идти к одной цели.
– Насколько российские игроки готовы к такой демократии?
– Конечно, наш менталитет подразумевает, что иногда в тренировочном процессе и во время игры нужен нагоняй или какое-то крепкое слово. Без этого иногда не обойтись, но надо учиться, прежде всего, требовать с самих себя, не ждать пока заставят что-то делать. Сейчас в сборной России много молодых парней, но у них есть опыт работы с разными тренерами, в том числе с теми, кто использовал в работе жесткие методы. Многие при Саммелвуо сразу прочувствовали разницу, и с воодушевлением приняли его идеи – сейчас мы единый коллектив, где есть уважение и взаимовыручка.
– При теоретических занятиях игроки могут выразить мнение, что-то предложить?
– Уже бывало, что во время теории Туомас спрашивал наше мнение. Думаю, любое предложение со стороны игроков будет как минимум рассматриваться и обсуждаться. Главный тренер всегда открыт к диалогу.
– У кого из ваших тренеров были самые длительные теоретические занятия?
– Пожалуй, у Юрия Маричева в мою бытность игроком краснодарского «Динамо». У него были очень длительные и скрупулезные разборы. Конечно, когда сидишь час в потемках, информация воспринимается уже не слишком хорошо, но такие случаи бывали. Обычно тренеры делят видео на несколько частей – отдельно разбираются игра связующего, подача или атака соперника.
– При приглашении в сборную России генеральный менеджер наверняка сообщает роль в команде и описывает перспективы?
– Наверное, да. Но в моём случае в этом не было необходимости. Я достаточно опытный игрок и понимал, что от меня требуется. Сергей Юрьевич Тетюхин понимал, что я это понимаю. Так что смысла в таком разговоре не было.
– Сейчас в сборной России сразу двое леворуких диагональных – вы и Виктор Полетаев. Это не создаёт сложностей при подготовке к соперникам?
– Не думаю, что это проблема. Все-таки по ходу сезона доигровщики и блокирующие в 80 процентах матчей играют против праворуких диагональных, поэтому такого опыта у них хоть отбавляй. Сейчас у ребят наоборот есть прекрасная возможность отработать навыки игры в защите против левшей.
– В Лиге наций сумасшедший календарь матчей. В связи с этим тренировки носят щадящий режим?
– Могу сказать, что тренировки очень гибкие. Есть дифференциация в зависимости от игровой нагрузки. Тренеры стараются держать всех в одинаковой форме.
– Все говорят, что Лига наций не самый главный турнир сезона. Как это сказывается на команде?
– Когда ты выходишь на площадку, ты обычно не думаешь второстепенный турнир или первостепенный. Хочется побеждать. И чем дальше, тем это чувство будет возрастать, потому что будет проделываться всё больший объем работы. Никто не захочет, чтобы эти усилия пропали даром.
«СЕЗОН В «БЕЛОГОРЬЕ» – ЛУЧШИЙ В КАРЬЕРЕ»
– Вы вернулись в национальную команду пять лет спустя. Вызов стал для вас сюрпризом?
– Да, это было достаточно неожиданно. И приятно – это оценка моей работы в клубе. Когда в марте появился расширенный список сборной на сезон, это стало дополнительной мотивацией.
– Минувший сезон в «Белогорье» – лучший в вашей карьере?
– Да, пожалуй, я могу поставить его на первое месте. Я сыграл в большинстве матчей, мы завоевали Кубок вызова. Неплохо выступали и в чемпионате России, но проиграли в четвертьфинале «Факелу», который в итоге взял «бронзу». Ребята нас переиграли, нужно отдать им должное. Мы сделали всё, что могли в данной ситуации, исходя из тех ресурсов, что были у «Белогорья». Думаю, каждый из нас может без угрызений совести смотреть на прошедший сезон.
– В «Белогорье» было очень много молодых игроков. Как это сказывалось на тренировочном процессе?
– По-разному. Для молодых игроков характерна нестабильность, поэтому иногда они показывали свой максимум, и тогда тренировки проходили при высоченной конкуренции. А, порой, в силу неопытности совершали больше ошибок, чем обычно. В целом это благо, когда молодежь получает возможность проявить себя. Процесс омоложения должен быть в любом клубе, а в «Белогорье» это очень талантливые и перспективные ребята.
– В минувшем сезоне у вас был огненный домашний матч с «Уралом», в котором были показаны две красные и две желтые карточки. Раньше в вашей карьере случалось нечто подобное?
– Нет, такое количество карточек в одном матче увидел впервые. Страсти на площадке кипели, но сейчас вспоминаю это с улыбкой. Со всеми парнями, которые тогда находились на площадке, в жизни мы тепло общаемся. Это была не агрессия, а профессиональный азарт. Покричали немного, поэмоционировали, никто руки не распускал. Думаю, зрителям понравилась такая эмоциональность. Это часть спорта.
– Вы в качестве капитана «Белогорья» много общались с судьями. Худшего называть не надо – это вам повредит. Назовите лучшего...
– Наверное, не буду оригинальным. Мне всегда было комфортно общаться и работать с Андреем Зеновичем. На мой взгляд, он один из самых квалифицированных и авторитетных судей в мире. Каждый раз, когда он судит, у меня есть уверенность в объективности. На самом деле сейчас отношения между игроками и судьями стали намного лучше, потому что есть видеопросмотры, которые решают спорные эпизоды.
– В Лиге наций двое флаговых судей теперь передвигаются за лицевыми линиями. Как это сказывается на игре?
– Мне, как диагональному, это не мешает, а вот доигровщики и либеро говорят, что им при защите пока непривычно – арбитры отвлекают. Честно говоря, довольно странное решение: раньше у флаговых судей была конкретная зона ответственности – линия, а теперь они видят общую картину. Но это не страшно. Опять-таки видеопросмотры позволяют оспорить то или иное решение.
– Еще в Лиге наций вернули технические тайм-ауты...
– Темп игры из-за них рвётся. Слишком много пауз, учитывая еще и тренерские перерывы и видеопросмотры. Без технических тайм-аутов было лучше.
«БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО ИГРАТЬ ПАРТИИ ДО 15 ОЧКОВ»
– Что бы вы поменяли в волейболе?
– Каких-то новых идей у меня нет, но на одном из молодежных чемпионатов мира был интересный эксперимент с партиями до 15 очков. Для победы нужно было выиграть четыре сета. Отзывы противоречивые, но мне было бы интересно это попробовать. Короткая партия повышает ценность каждого розыгрыша плюс увеличивается количество концовок.
– Некоторые считают, что сейчас настоящий волейбол в партиях начинается только после счета 20.
– В этом много мудрости и правды. Конечно, на высоком уровне все игроки понимают, что лучше подойти к концовке партии с большим преимуществом, но чаще всего всё действительно решается после счета 20. В этот момент максимальное напряжение, давление, ответственность. А счет 13:13 на тай-брейке вообще квинтэссенция волейбола. Два розыгрыша решают судьбу двухчасового матча или титула, к которому ты шел весь сезон. Если таких моментов станет больше, будет только интереснее.
– Самый большой фанат тренажерки, которого вы знаете?
– Я лично с ним незнаком, но слышал истории про Маттео Мартино. Этот итальянец играл в Нижнем Новгороде. Говорят был фанатом железа и тренажерка ему нравилась чуть ли не больше волейбола.
– В декабре его дисквалифицировали на два года за анаболики...
– Ну вот, для него было важно как он выглядит, а не играет. Говорят, в нем был этот нарциссизм.
– Судя по всему, Александра Гуцалюка тоже не выгнать из тренажерки?
– Кстати, была история, что в Казани его в этом ограничивали. Но в случае с Сашей всё дело, скорее всего, в физиологии – он сам по себе парень габаритный и мускулистый. Он проводит в тренажерке столько же времени, как и остальные, но веса при этом, конечно, выше, поэтому он выглядит более мощно.
– Почему после лучшего сезона в карьере вы решили перейти в казанский «Зенит», который подписал болгарина Цветана Соколова? Очевидно, что у вас не будет столько игрового времени, как в «Белогорье»...
– Понимаю, что у меня в Казани будет другая роль. Это осознанный шаг, большой вызов. Я понимаю что следующий сезон у команды будет сложным. Возможно, даже более сложным, чем минувший. Хочу помочь команде снова взобраться на вершину. Может быть, у меня не будет лидирующей роли, но я хочу сыграть значимую роль в добывании результатов. Когда команда играет на нескольких фронтах, важна глубина состава. Постараюсь помочь команде своим опытом и навыками.
Денис Земчёнок: «Выступление за казанский «Зенит» – апогей карьеры в России»
– Что вы думаете о переводе Максима Михайлова в доигровщики? Кажется, это очень рискованная затея...
– Да, но Макс же играл в доигровке и в Ярославле, и в финале лондонской Олимпиады. Ему придётся вспомнить хорошо забытое старое. Думаю, для него это будет интересный вызов. Возможно, такой универсализм Максима в будущем пойдёт на пользу и сборной России. Посмотрим, думаю, это будет одной из главных интриг сезона. Надеюсь, у Макса всё получится.
– Когда «Зенит-Казань» в мае проиграл два подряд финала, не было сожаления, что подписались?
– Нет, ничего подобного. Наоборот, стало понятно, что команду ждут серьёзные испытания в следующем сезоне. Для любого профессионала интересны такие вызовы. Кроме того, я уже играл в Казани. У меня не должно возникнуть проблем с адаптацией, я уже знаком с организацией и всеми процессами.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Денис ЗЕМЧЁНОК
Амплуа: диагональный
Дата рождения: 11 августа 1987 года
Место рождения: Нижняя Тура (Свердловская обл.)
Рост: 203 см
Карьера: «Спартак» / «Автомобилист» (Санкт-Петербург) – 2004 - 2011; «Динамо» (Краснодар) – 2011 - 2014; «Локомотив» (Новосибирск) – 2014 - 2016; «Зенит-Казань» – 2016/17 и с 2019 года; «Динамо-ЛО» – 2017/18; «Белогорье» (Белгород) – 2018/19.
Достижения: победитель Лиги чемпионов (2017), чемпион России (2017), обладатель Кубка вызова (2019), обладатель Кубка России (2016), обладатель Суперкубка России (2016), серебряный призёр клубного чемпионата мира (2016).
Сыграл 15 матчей в составе сборной России.