erid:
Рискованное решение пары.
Ведущая российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов спустя полтора месяца неопределенности наконец-то объявила о дальнейших планах. Фигуристы со следующего сезона будут тренироваться в США у всемирно известного тренера и хореографа Марины Зуевой.
Воспитанники Зуевой последние три Олимпиады подряд разыгрывали между собой «золото». Единственное, что она работала с танцевальными дуэтами, а танцы на льду и спортивные пары – это как два разных вида спорта.
Так что даст Тарасовой и Морозову переезд в Америку?
ВАРИАНТОВ ОСТАТЬСЯ В РОССИИ НЕ БЫЛО
После того, как прежний тренер пары Нина Мозер окончательно отстранилась от каждодневной тренерской деятельности, а работавший с парой в прошлом сезоне Максим Траньков решил, что больше не сможет совмещать работу тренера и телекарьеру, Тарасовой и Морозову пришлось в срочном порядке искать новые варианты.
В России пара рассматривала несколько кандидатур. По информации «БИЗНЕС Online» в приоритете был переезд в Санкт-Петербург и работа с Тамарой Москвиной и Олегом Васильевым. Но у Москвиной и Васильева, судя по всему, в приоритете была подготовка своих фигуристов. В частности – призеров чемпионата Европы Александры Бойковой и Дмитрия Козловского.
Из других вариантов – работа в Москве с Артуром Дмитриевым и переезд в Пермь к опытному тренеру Валентине Тюковой. С большой долей вероятности эти варианты пара также прорабатывала, но на одном из этапов переговоров стороны не сошлись во мнениях.
В итоге пара решилась кардинально поменять свою жизнь и отправиться в Америку. Сам переезд на каток в США не выглядит авантюрой – это нормальная практика в фигурном катании. Странным выглядит выбор специалиста. С парой были готовы работать многократные чемпионы мира Робин Шолковы и Алёна Савченко и известный тренер Джон Циммерман, подготовивший чемпионов Европы Ванессу Джеймс и Моргана Сипре. Это специалисты, которые знают о парном катании примерно всё.
Тарасова и Морозов же рискнули и выбрали тренировки у Зуевой. Это один из самых успешных тренеров этого десятилетия не только в фигурном катании, в спорте в принципе. Но только с парным катанием Зуева не работала уже почти 25 лет.
Васильев в интервью агентству «Р-Спорт» выразил мнение, что отсутствие практики работы с парниками не должно сказаться негативно на перспективах Тарасовой и Морозова. По словам Васильева, Зуева – уникальный тренер, и у неё достаточно победного опыта, который столь необходим паре.
ЗУЕВА – ТРЕНЕР-ПОБЕДИТЕЛЬ
О недостатке победного опыта, психологии победителя у Тарасовой и Морозова говорила в недавнем интервью трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина. У нового тренера Евгении и Владимира победного опыта хоть отбавляй. Зуева как фигуристка выступала в танцах на льду и больших успехов не достигла. Зато в тренерской работе она полностью реализовала себя.
Первый удачный опыт тренерской работы у Зуевой был на катке ЦСКА, где Марина работала хореографом. Программы Зуевой сделали двукратными олимпийскими чемпионами пару Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, а их «Лунная соната» и «Вокализ» до сих пор считаются лучшими постановками на эту музыку в парном катании.
Затем Марина переехала в Канаду, оттуда в США, где вместе с Игорем Шпильбандом создала сильнейшую и до сих пор непобедимую школу танцев на льду. Считайте: трехкратные олимпийские чемпионы Тесса Вирчью и Скотт Моир, олимпийские чемпионы, чемпионы мира и серебряные призеры Олимпиады Мэрил Девис и Чарли Уайт, двукратные призеры Олимпиады Майя и Алекс Шибутани. 20 олимпийских медалей за восемь лет.
Уникальность школы Зуевой в том, что она интегрировала советские методики в американскую спортивную систему, брала лучшее от двух школ. Шпильбанд с канадскими и американскими тренерами ставил фигуристам технику катания, плавность движений на льду. Зуева больше работала над хореографией.
Практически каждая программа Зуевой становилась прорывом для танцев, которые остановились в развитии после перехода на новую судейскую систему. Команда Зуевой лучше всего сориентировалась в новых реалиях. Марина придумывала для своих фигуристов совершенно уникальные поддержки. Идеи для элементов Зуева брала, изучая цирк и балет.
Балетную школу Марина прошла ещё в СССР, когда ставила программы в группе Станислава Жука. Он одним из первых в мире стал привлекать театральных специалистов в фигурное катание и Зуева научилась у него мыслить шире. Цирковые элементы тренер подсмотрела, наблюдая за тренировками знаменитого канадского цирка Дю Солей. В дальнейшем специалисты цирка даже работали с фигуристами.
ЗУЕВА РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ С ХОРЕОГРАФИЕЙ
Самой очевидной причиной поехать на тренировки к Зуевой – это лучшая хореография для парного катания. Французской и китайской паре по технике Тарасова и Морозов не уступали, если не считать ошибки. Важнейшим фактором поражений была вторая оценка и недостатки в хореографии.
По словам Транькова, в России сейчас в принципе нет специалистов уровня Лори Николь, ставившей программы чемпионам мира этого года Суй Вэйцзинь и Хань Цуню. Николь, как объяснила Тарасова «БИЗНЕС Online», была бы хорошим вариантом для пары, только она принципиально не работает с российскими фигуристами. Для Зуевой помощь россиянам, наоборот, только в плюс. Может, хотя бы на время успокоятся критики Марины, считающие её чуть ли не врагом народа, так как она готовит олимпийских чемпионов для Канады и США.
Тарасову и Морозова часто обвиняют в том, что в угоду технике у них страдает артистизм. Зуева точно сможет это исправить. Её воспитанник Уайт так передал на льду образ Квазимодо, что программу с Дэвис под музыку из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» включили в 20-ку лучших во всей истории фигурного катания. А между прочим Уайт – бывший хоккеист. Помогала с хореографией Марина и двукратному чемпиону мира Нэтану Чену, у которого тоже были на ранних этапах карьеры сложности с хореографией.
Ещё одно важное качество Зуевой – она отличный психолог.
У тренера уже есть успешный опыт работы с фигуристами, в потенциал которых изначально мало кто верил. Дэвис и Уайт – крайне необычная пара. Дэвис – бывшая одиночница. Для танцев ей не хватало артистизма и роста. Уайт первое время совмещал фигурное катание с хоккеем, из-за чего постоянно возвращался на тренировки с тяжелыми травмами. В его катании не было и намека на пластику и музыкальность.
Зуева рассказывала, что, когда она только взяла их в группу, над ней смеялись, думали, что она сошла с ума. Над Дэвис часто издевались соперницы, указывая на ее неказистую внешность, катание, рост. Российский тренер сумела объяснить американцам, что свою силу надо доказывать не на словах, а на деле. И беречь эмоции для выступлений.
«У НАС ОДНА ЗАДАЧА – ПОБЕЖДАТЬ»
Самая главная цитата Тарасовой: «Других планов, кроме самых высоких, у нас нет. Поэтому и такой выбор тренера».
Тарасовой и Морозову надоели вторые места и синдром неудачников. Судя по настрою фигуристов, в следующем сезоне Евгений и Владимир собираются, наконец-то, стать лучшими в мире.
В российском фигурном катании есть другой пример, когда желание победить побудило к переезду за океан. В прошлом году на такой же шаг решилась Евгения Медведева. У нее была совершенно такая же аргументация. Ее новый тренер Брайан Орсер – тренер-победитель. С Орсером Медведева надеялась решить имевшиеся у нее проблемы в технике, так как у его фигуристов она практически идеальная.
Васильев, комментируя переезд Тарасовой и Морозова, отметил, что в 90% случаев результаты фигуристов при переходе растут вверх. Практика говорит об обратном. Медведева не совершила в Канаде скачка, при этом потеряла ранее заработанные позиции.
У Тарасовой и Морозова ситуация в следующем сезоне будет ещё более сложная, чем у Медведевой. Их переход в группу к Зуевой – большой риск. Как для тренера, так и для фигуристов. На карту поставлена победная репутация Марины – других спортсменов высокого уровня у неё сейчас нет. Для Евгении и Владимира работа с Зуевой, пожалуй, последний шанс по-настоящему заявить о себе.