erid:
Очередной скандал?
Россия пока что феерически выступает на чемпионате мира в Сайтаме. После четырех медалей из шести возможных в женском одиночном и парном катании, наши фигуристы выиграли «серебро» в танцах на льду. Это по-настоящему историческое событие, ведь последний раз в тройку лучших танцоры из России на ЧМ попадали в 2013 году.
Но только по делу у нас должны быть две медали в танцах. По крайней мере эксперты с третьим местом американского дуэта Закари Донохью и Мэдисон Хабелл категорически не согласны и уверены, что «бронза» должна быть у Александры Степановой и Ивана Букина.
«МЕСТО В ТРОЙКЕ НА СОВЕСТИ СУДЕЙ»
«Они мне как пара танцевальная вообще не нравятся, – рассказывает про американцев в интервью Sport24 чемпион мира и олимпийский чемпион Роман Костомаров. – Мне даже неприятно смотреть на них. То, что они в тройке, на совести судей. Это не танцевальная пара – это какие-то инвалиды».
Перед произвольным танцем два российских дуэта – Виктория Синицина и Никита Кацалапов, а также Степанова и Букин были на пьедестале почета. Но по итогам произвольного танца американцы Хабелл и Донохью Степанову и Букина обошли.
«Американцам поставили 210 баллов – всегда им ставят столько, хоть стой, хоть падай. Не потерпели нас американцы», – сказала после проката Закари и Мэдисон Татьяна Тарасова в эфире Первого канала.
Насколько критика Тарасовой и Костомарова судей справедлива? Надо понимать, что танцы на льду сильно отличаются в плане судейства от остальных видов фигурного катания. Здесь нет четких критериев оценки, сложнейших элементов, выполнение которых гарантирует высокий результат. Ключ к успеху – хорошая хореография, чёткое выполнение программ и авторитет перед судьями.
Без этого никуда. В танцах практически не бывает сюрпризов и неожиданностей. Часто итоговую тройку можно определить ещё до начала турнира. Ведь даже грубые ошибки и срывы элементов для танцев большая редкость.
Оценка ставится исходя из сложности выполняемых танцевальных движений и качества. За каждый элемент ставится уровень (для претендентов на медали обязателен максимальный – четвертый – за все элементы), а также оценки GOE.
Проблема в том, что средний уровень лучших пар приблизительно равный. Значит, оценки – это вкусовщина. И возможность для манипуляций. «Все катаются примерно одинаково. Все катаются очень хорошо. Поэтому здесь настолько тонкие грани», – объясняет комментатор «Матч ТВ» Андрей Журанков.
«НИКТО И НИ ЗА ЧТО НЕ ДАЛ БЫ ДВЕ МЕДАЛИ»
Хаббелл и Донохью, по словам Журанкова, изначально рассматривались судьями как фавориты по отношению к россиянам. За них говорит послужной список – «серебро» прошлого чемпионата мира, «золото» финала Гран-при нынешнего сезона. В танцах это имеет огромное значение.
Другой момент – влияние федерации. Америка всегда считалась одной из стран лидеров в танцах на льду, поэтому практически на каждом крупном международном турнире есть судья из США. Естественно, что его задача, по возможности, поднять результаты своим спортсменам.
Если при этом нет судьи из страны – конкурента американских дуэтов, исход может быть предречен заранее. Об этом рассказывал «БИЗНЕС Online» вице-президент ИСУ Александр Лакерник: «Танцы на льду – сложный вид спорта в вопросе судейства. Есть две равные примерно по силе пары. И наличие судьи из одной из этих стран при отсутствии другого – это серьёзный фактор, влияющий на исход».
Ещё один фактор – негласная политика ИСУ по увеличению географии призеров. Международному союзу конькобежцев не нравится, когда та или другая страна доминирует. Либо выигрывает медалей заметно больше, чем все остальные.
«После серебра и бронзы в парах, после золота и бронзы у девочек никто и ни за что не дал бы две медали российским спортсменам ещё и в танцах. Две российские пары поставить на пьедестал? Там бы все костьми легли», – с сожалением отмечает Журанков.
Только факты. И американцы, и Степанова с Букиным выполняли абсолютно аналогичный контент. При этом все элементы выполнили на максимально возможный четвертый уровень. Значит, у них равная базовая оценка – 45,83 балла. Итоговая сумма за произвольный танец наших – 125,42. Американцев – 127,41. Откуда взялось преимущество Хабелл и Донохью в два балла?
В эти два балла сложились оценки по GOE – Grade of execution (качество исполнения) и оценки за компоненты. Практически каждый элемент, кроме твиззлов, у американцев оценили выше. Предпочли американцев россиянам и в плане качества катания, переходов, музыкальности и хореографии. В каждом пункте – по крошечным десятым и сотым балла. Но суммарно – это почти два балла разницы.
«НЕПОНЯТНО НИ СПОРТСМЕНАМ, НИ СУДЬЯМ, НИ ЗРИТЕЛЯМ»
Четкие критерии при оценке элементов в танцах есть только по уровням. Что касается разбаловки по GOE, это отдаётся на откуп судьям. В этом и главная сложность в судействе вида, даже сами спортсмены не понимают за что и почему им ставят те или иные баллы.
«Танцы – это такой вид спорта, где ничего не понятно. Не понятно ни спортсменам, ни судьям, ни зрителям, – рассказывала в интервью News.ru Бетина Попова. – Кажется, что ты сделал всё идеально. А по факту миллиметр решает. Часто бывает – упал человек, а оценки у него высокие. Почему? Но с кем-то ругаться — бессмысленно. Опустят вниз».
По мнению Поповой, в танцах устаревшая система судейства. Она поощряет спортсменов, которые не двигаются вперед, а делают из года в год одно и то же. Побеждая только за счет своего авторитета. Судьи просто не могут поставить им низкие оценки.
Пример – французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Они трехкратные чемпионы мира, серебряные призеры Олимпийских Игр, негласные лидеры всего вида. На каждом следующем старте они получают оценки всё выше и выше, бьют свои же рекорды. В Сайтаме они чуть не достигли физического максимума в оценке, набрав 88,42 балла. 90 – это предел.
Попова тогда написала в инстаграме, что окончательно перестала понимать танцы. Она не видит разницы между прокатами французов на чемпионате Европы и чемпионате мира, при этом разница в оценке существенная. По её мнению, французов специально увели максимально высоко, чтобы даже в случае возможной ошибки в произвольном танце они победили российские пары за счет запаса.
При этом преимущество россиян придержали в минимальной разнице в сравнении с конкурентами. По той же причине – чтобы места на пьедестале разыграть так, как необходимо ИСУ.
Хабелл и Донохью отмечают как пару, которая нравится судьям. Степанова и Букин, наоборот, недооцененная пара. Иван Букин попал в 2016 году в печально известный список Ричарда Макларена и пропустил по решению комиссии МОК Олимпиаду. Фактов, которые бы доказывали, что Букин допингист нет, но для судей он всё равно попал в черный список.
«Что тут поделать. Есть Америка, есть Канада. Есть сильные федерации, есть сильные судьи», – сказал в эфире «Матч ТВ» после объявления результатов Журанков.
В любом случае, «серебро» и четвертое место – огромный успех для российских танцев на льду. Этот вид был последние годы в удручающем состоянии. Сильные пары уходили, распадались, новые не оправдывали надежд. Из сезона в сезон пределом мечтаний было попасть в десятку лучших. Сегодняшний результат – лучший, к слову, за практически 20 лет, не только вернул нам утраченные позиции, но и позволит отправить на следующий ЧМ в Канаде максимальное количество пар – три.
Не расстраиваться предлагает и Илья Авербух: «Политика в танцах на льду всегда была. Получить две медали — это возможно, но, наверное, для нас это было бы слишком много. В любом случае, и та и другая пара могут занести этот сезон себе в актив».
И всё же если Степанова и Букин, как и Синицына с Кацалаповым, продолжат прогрессировать, то судьям рано или поздно придется признать их силу и ставить им оценки на уровне мировых лидеров. Перспективы у обеих пар очень хорошие.
Фигурное катание. Чемпионат мира. Танцы на льду. Итоговое положение
1. Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон (Франция) – 222,65 балла (мировой рекорд)
2. Виктория Синицина/Никита Кацалапов (Россия) – 211,76
3. Мэдисон Хаббелл/Захари Донохью (США) – 210,40
4. Александра Степанова/Иван Букин (Россия) – 208,52